Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." (7 класс)
план-конспект урока по истории (7 класс)
Конспект урока по истории на тему "Народные движение в XVII в." для 7 классов.
урок с использованием новых информационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._narodnye_dvizheniya.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Народные движения в XVII в.
Цель урока: сформировать представление о народных выступлениях, происходивших в XVII веке
Задачи:
Личностные результаты:
· Формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории
· Формирование ценностного отношения к правам человека
· Уважение прав и свобод человека
Метапредметные результаты:
· Выработка умений работать с учебной информацией (составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы)
· Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рисунок)
· Формирование познавательной и коммуникативной компетентности (владение устной речью, участие в дискуссии, выступление с сообщениями)
Предметные результаты:
· Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа
· Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность
· Выработка умения определять и объяснять понятия
· Формирование умения выделять главную мысль, идею в историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника
· Выработка умений сравнивать исторические факты, явления, решать проблемные задачи, уметь аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам
· Создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний
Тип урока: урок с использованием новых информационных технологий
Ресурсы урока: учебник, атлас, карта, документ.
Основные понятия и термины: поход «за зипунами», беженцы.
Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт; 1662 г. – Медный бунт; 1667-1669 гг. – Поход «за зипунами»
Внутрикурсовые связи: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве», «Экономическое развитие России в 17 веке»
Методы и приёмы | Слово учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Орг. момент | Здравствуйте, Ребята! Садитесь. Проверьте всё необходимое на ваших партах (учебник, документ, атлас, тетрадь). Приступим. | ||
Вводное слово учителя | На прошлом уроке мы с вами рассмотрели изменения в социальной структуре общества. Давайте вспомним, какие сословия мы с вами рассмотрели на прошлом занятии? Вспомните, какое сословие стало самым многочисленным? Правильно, крестьянство. Мы с вами также говорили о их бесправном положении. Как думаете ребят, к чему могло привести их многочисленность и бесправность? Совершенно верно. Таким образом, мы с вами рассмотрим такую тему, как «Народные движения в XVII в.» Домашнее задание… Давайте рассмотрим план урока. 1) Причины народных выступлений 2) Соляной бунт 3) Восстания в Пскове и Новгороде 4) Медный бунт 5) Восстание Степана Разина В течении урока вы должны ответить на вопрос: почему XVII век называют «бунташным»? | Формулируют тему. Слушают учителя. Вспоминают раннее пройденный материал. | -Дворяне, бояре, крестьяне, духовенство, казачество, городское население. -Крестьянство -К волнениям и восстаниям |
1. Причины народных выступлений Эвристическая беседа | Давайте вспомним, какое положение было у крестьян в XVII веке? Правильно. Это являлось одной из причин народных выступлений. Кроме усиления крестьянского гнёта были ещё причины, приведшие к народным восстаниям. К ним также можно отнести попытки ограничения казачьей вольности и усиление налогового гнёта. (В чем конкретно было ограничение) Учитывая это, как вы думаете, только ли крестьянское сословие принимало участие в народных выступлениях? Правильно. Участие казаков и стрельцов (почему стрельцы участвовали) придавало народным движениям характер вооружённой борьбы. Наиболее серьёзные народные восстания мы сейчас с вами рассмотрим. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Вспоминают раннее пройденный материал. | -Полная бесправность и закрепощение. Отношение к ним, как к вещи. Рост их повинностей. -Нет. Также принимали участие в движениях казаки, городские низы, стрельцы. |
2. Соляной бунт | Прежде чем рассмотрим первое крупное восстание, которое называется «Соляной бунт», давай выясним, что такое бунт? Правильно. Документ о введении пошлины на соль (найти) Как вы считаете, какую роль в хозяйстве людей играла соль в 17 веке? Абсолютно верно, холодильников не было и с помощью соли люди хранили продукты. Соответственно, к чему могло привести повышении налогов на соль? А чтобы понять, какие слои были основными участниками бунта, давайте посмотрим на картину на стр.50. Какие группы населения представлены на картине? Как вы думаете, почему крестьянство составляло основную часть бунтующих? Показываем в презентации портреты Плещеева и Морозова (Плещеева отдали на расправу народу, Морозова отправили в ссылку) Царь отсрочил взимание недоимок, тем самым успокоив восставших. Налог на соль просуществовал до 1881 года (?) | Бунт – стихийное восстание, беспорядки, волнение. Она служила консервантом. К голоду, так как не было возможности хранить продукты. Крестьянства. Массовыми, так как крестьянство – это основная часть населения. | |
Восстание в Пскове и Новгороде | Мы с вами выяснили, что соль была важным компонентом рациона питания большинства слоев населения. А какой ещё продукт мог занимать не менее важное место? Верно, вот именно с ним и возникли проблемы у жителей Пскова и Новгорода. В 1650 году царь повышает в этих городах налоги на хлеб. Давайте обратимся к карте «Экономическое развитие России в 17 веке» (атлас, стр.14) Ответьте на вопрос: Почему именно в Пскове и Новгороде могли возникнуть проблемы с хлебом? Что там выращивали? Соответственно, хлеб они могли только купить. Видео о ходе восстания (найти) Почему именно в этих городах происходит смещение центральной власти? Может быть это как-то связано с формой правления, которая существовала в этих землях в эпоху Древней Руси? Несмотря на свободолюбие населения этих городов, восстание удалось подавить. | Хлеб Там выращивали лён и коноплю. Да, связано, в Древней Руси в этих землях существовала республиканская форма правления, они управлялись боярским вече. | |
Медный бунт | Ребят, когда мы с вами изучали экономическое развитие России, рассмотрели денежную реформу. Кто вспомнит, какова была её суть? Правильно. Но какие проблемы последовали за реформой? Совершенно верно. Эти события стали причиной следующего восстания, получившее название «Медный бунт». Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из док.фильма и после просмотра вы ответите на вопросы: 1) Какие меры были приняты царём? 2) Каковы итоги восстания? *Смотрят ролик* Итак, вы посмотрели отрывок. Теперь давайте ответим на вопросы. Правильно ребята, таким образом, мы можем сделать вывод о том, что «медный бунт» стал следствием отмены денежной реформы, а следовательно и цель восстания была достигнута. | -Введение медных монет и приравнивание их к серебряным. -Паление медной монеты в цене. Соответственно это привело к росту цен и ухудшению положения народа. -Царь пообещал отменить медные деньги. А когда народ расходился, встретились ещё восставшие и царь приказал стрельцам расправиться с ними. -Восстание было подавлено, медные деньги были отменены. | |
Восстание Степана Разина | Самым крупным народным выступлением 17 века стало восстание под предводительством Степана Разина. А каковы были причины восстания вы прочитаете на стр.53 2-ой абзац. Исходя из причин сформулируйте цели восставших. А какие слои населения составляли социальную основу восставших? А какие ещё слои участвовали вы ответите, прочитав документ на стр.56. (работа с «Прелестной» грамотой и фрагмент из Третьего путешествия голландца Стрейса) Отвечают на вопросы после документа. Ход восстания рассказываем по анимированной карте. Итоги восстания: карательная экспедиция. Восстание провалилось, Разин был казнен со своими последователями. Разин был казнен, но память о его деятельности ещё надолго оставалась в русском народном творчестве. Сейчас вы прослушаете фрагмент народной песни о Степане Разине. Почему Разин стал народным героем? Возвращаемся к главному вопросу урока: Почему 17 век получил название «бунташный»? Имели ли восстания положительные последствия для их участников? | - закрепощение крестьян - разорение крестьян и горожан - бедственное положение донских казаков Казаки, горожане, крестьяне Потому что он выступал за освобождение крестьян, улучшение их благосостояния. На вторую половину 17 века приходится значительное количество народных выступлений. Но не одно из них не увенчалось успехом, все они были подавлены центральной властью, а их глубокие причины не устранены. (вывод на слайд) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России к учебнику А.Ф. Киселева, 6 класс "Куликовская битва""
Учебники этого автора проходят опрабацию в школах России. Данное учебное пособие отличается полнотой содержания учебного материала, но по изложению тексты доступны восприятию учащихся, хорошо подобран...
Савинова Л.М. Конспект урока английского языка "Правила дорожного движения в России" в 6 классе по УМК Spotlight
Урок из модуля 3 УМК Spotlight 6 имеет цель научить учащихся формулировать правила дорожного движения в родной стране и иллюстрировать их, используя ИКТ - создание проекта в программе Power Point....
План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч...
План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия ...
Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"
Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"...
Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»" 8 класс
Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»"для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по истории на тему "Внутренняя политика Алексея Михайловича " (7 класс)
Комбинированный урок по истории России с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ и технологии критического мышления....