Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему
Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного производства России на примере истории Хамовной слободы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_v_7_klasse_tsarskie_manufaktury.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока истории в 7 классе по теме:
Россия в XVII веке. Новые явления в экономике. Царские мануфактуры.
( на базе школьного краеведческого музея «Хамовная слобода»).
Учебник История России конец XVI-XVIII века.
Автор - А.А.Данилов Л.Г.Косулин, М. Просвещение, 2009,
п.4 «Новые явления в экономике».
Урок проходит в учебном кабинете. На уроке используются экспонаты школьного музея.
- Приветствие. Актуализация знаний.
Учитель: Вы знаете из курса Всеобщей истории о закономерностях развития стран Западной Европы в XVII веке.
Основное содержание 1 части истории Нового времени - переход от феодализма к капитализму.
Разные страны в разное время осуществили этот переход, во многих странах долгое время феодальные пережитки тормозили развитие капитализма, в некоторых странах черты новых капиталистических социально-экономических отношений имели специфический характер. Новые явления в экономике после Cмутного времени наблюдаются и в России. Назовите их.
Учащиеся работают с текстом учебника (п.4, стр.33-40), выделяют новые явления:
1) начавшаяся специализация сельскохозяйственных районов страны 2)расширение социальной базы предпринимательства и торговли (не только купцы, но и монастыри, в ряде случаев бояре и царь)
3) превращение ремесла в мелкотоварное производство для продажи на рынке
4) укрупнение ремесленного производства, создание ремесленных мастерских
5) специализация ремесленного производства в различных районах России.
6) в ряде случаев впервые начинает использоваться наемый труд.
7) формирование всероссийского рынка
8) появление новых городов
Учитель: Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития предприятий нового типа – мануфактур. Вспомните их основные черты.
Учащиеся: - Они основаны на разделении труда, специализации, использовании ручной ремесленной техники.
Учитель: В учебнике вы можете прочитать, какие казенные мануфактуры появляются в это время (стр. 36). Среди перечисленных мануфактур одно название должно быть вам знакомым. Это Хамовный двор, к которому принадлежала и Хамовная слобода, с историей которой вы познакомились в школьном музее и которая дала название современному московскому району Хамовники, где вы учитесь, а многие из вас живут. На примере Хамовной слободы мы сегодня рассмотрим особенности мануфактурного производства в России в XVII веке. Помогать нам в этом будут экспонаты школьного музея.
Это прялка (подлинник, XIX-нач.XXв.), образцы текстильных изделий, куклы в исторических костюмах, а также фотографии нашего района, сделанные Готье-Дюфайе в 1913 году. Образец ручного ткацкого станка выводится на экран.
Итак, в путь - в Москву XVII века!
В этом веке в Москве широкое распространение получает ткачество - производство различных тканей и тканых изделий, которые находили применение как в одежде, так и в интерьере (скатерти, полотенца, салфетки) Основными поставщиками хамовной (т.е. ткацкой) продукции в Москве являлись тогда подмосковные Кадашевская и Хамовная слободы. Здесь начинается прядение и ткачество из льна для нужд царского двора, потребности которого в «белой казне» были очень значительны.
Почему из льна? В XVII веке самая дорогая льняная ткань стоила дешевле хлопчатобумажной. Хлопок- дефицитный товар. Попробуйте объяснить.
Учащиеся: Лен выращивали в России, хлопок привозили издалека, он стоил очень дорого.
Учитель: Действительно, культура возделывания и прядения льна на Руси возникла в глубокой древности.
Для справки: Лен- однолетнее травянистое растение, из стебля растения получают волокно, в результате технологических операций (дерганье, теребление, распушение) оно становится готовым к прядению, т.е. к получению льняной нити, используемой в ткачестве.
Хамовники занимались тканьем столового белья (полотенца, платы, скатерти) , а название их профессии по одной из версий происходило от слова ХАМЬЯН (сорт шелковой ткани), по другой от древнерусского слова ХАМ (льняное полотно).
В школьном музее хранится образец производственной техники XIX века, мало чем отличающийся от техники века XVII. Вот такая прялка и ручной ткацкий станок (ткацкий стан, показывается на экране) стояли в избах хамовников, которые в начале XVII века переселились сюда, на окраину Москвы из Тверской Константиновой слободы. Население обязано было выделывать полотно для царского двора.
Техника прядения была простая. Деловицы обычно пряли покупной чесаный лен вручную. Ткацкий труд был продуктивнее прядильного, на 1 ткача требовалось не менее 3 прядильщиц.
(Одна из учениц приглашается для демонстрации труда пряхи, на экране- репродукция картины).
Тверские ткачи получали участки земли в Москве при условии выпонения хамовного дела на дворец, каждый двор обязан был выработать определенное количество материала.
За участок в 240 кв.саженей (примерно 10 соток) семья должна была давать полную норму выработки полотна («дело»), за ½ участка- «полдела». Слобода росла: если в начале XVII века считалось 29 «дел», то в конце века- почти 52 «дела». Количество дворов также указывает на рост слободы: 1638 г.- 38 дворов, 1653- 90 дворов.
Полное «дело»- это 6 полотен по 14 аршин длины и ¾ (1 аршин=70 см).
Группе учащихся предлагается измерить полотняный рушник (в см), перевести в аршины.
Другая группа решает математические задачи:
1.Если длина музейного рушника 2м02 см, сколько таких полотенец сделала бы ткачиха, если известно, что полное «дело»- это 6 полотен по 14 аршин длины.
2. За сколько дней ткачиха изготовит полотенце, если известно, что выработка за день «тверского» полотна составляла 1,6 аршин. Качество полотна было высоким, для царского двора не покупали никакого другого иностранного полотна.
Хамовники получали жалованье- 1 рубль и 6-7 четвертей ржи или овса за одно «дело».
В отличие от домашнего крестьянского производства, где пряжей и тканьем занимались одни и те же лица, в государевых хамовных слободах наблюдается разветвленная специализация. (см. слайд). Каждому двору поручалось чаще всего одно и тоже на целый ряд лет специализированное дело.
Слобода находилась в ведении Царицыной мастерской московского Кремля. Изредка избыток «белой казны» предназначался для продажи. Известно, что товар для продажи отбирала сама царица. В документах разница между оптовыми ценами и фактической выручкой называется «прибылью государя».
Таким образом, мы видим, как в XVII веке возникает царская мануфактура, одна из ранних форм русской промышленности.
Какие черты делают это предприятие капиталистическим, какие черты свидетельствуют о феодальном характере - на эти вопросы вам предлагается ответить самостоятельно, работая с заданиями.
(Дальнейшая работа проходит по вопросам и заданиям, которые получают учащиеся).
В конце урока учащиеся получают домашнее задание, состоящее из трех уровней: 1.Прочитать и ответить на вопросы в конце п. 4 (учебник); 2. Кроме этого, выполнить задания на основе школьного музея (раздаются учителем), 3. Кроме этого, найти и сфотографировать в районе Хамовники историко-культурный памятник XVII в., узнать о его предназначении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"
Публикация представляет собой разработку урока совершенствования и углубления знаний с использованием технологии критического мышления и педагогики сотрудничества...
Рабочая программа по истории Нового времени и истории России XVI-XVII веков 7 класс
Курсы история Нового времени и история России XVI-XVII вв. входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 7 класса – третьего года обучения по предмету.Программа составлена ...
Игра по истории России в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "История России в XVII веке"
Обобщающий урок - игра по теме "История России в XVII веке". Играют две команды. Учащиеся работают с датами, терминами, историческими портретами и другими материалами. Данный конспект будет инт...
Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему: «Образование и культура России в XVII веке».
«Образование и культура России в XVII веке»...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
презентация урока "Новые явления в экономике России 17 века"
Методы: метод критического мышленияПриёмы:эвристическая беседаработа с учебникомRAFT-технологияКластер«Мозговой штурм»дедукция и индукцияВнутрипредметные связи:взаимосвязь с темой &la...
КИМ по истории России. 7 класс. "Россия в XVII веке"
КИМ по разделу "Россия в 17 веке" включает задания по датам, событиям, историческим личностям, чертам экономического и политического развития, культуры России в 17 веке....