Методическая разработка урока "Династический кризис".
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разработка деятельностного урока по теме: Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.
Цели урока:
1 Выяснить причины выступления декабристов.
2 Выявить причины их поражения.
План проведения урока:
1 Династический кризис.
2 Выступление 14 декабря 1825 года в Петербурге.
3 Восстание Черниговского полка.
4 Разгром декабристов.
5 Следствие и суд.
6 Историческое значение движения и восстания декабристов.
Основные понятия: Династический кризис, диктатор, декабристы, вооружённое восстание.
Оборудование: мультимедиа, экран, выставка книг посвящённых декабристам.
Ход урока:
Учитель: Ребята, у нас вами сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами открываем музей, который посвящен одной из ярчайших страниц истории нашей Родины - событиям 14-го декабря 1825 года. Сегодня, я для вас не просто – учитель, я – экскурсовод, а – вы экскурсанты. Перед вами лежит дневник экскурсанта, который вы заполните в конце нашей экскурсии.
В наши дни, существует много точек зрения на разные вопросы в истории. И мне бы хотелось, чтобы вы сегодня до конца нашей экскурсии высказали свою точку зрения на вопрос: «События 14-го декабря – это восстание или мирная форма протеста?», и аргументировано её доказали. А сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать. Представьте себе, что мы с вами мысленно переместились в первый зал нашего музея. Он посвящён царям династии Романовых.
Началом всему стала передача власти в доме Романовых, дворцовые перевороты 18века, потрясали Россию вследствие, указа о престолонаследии Петра1. Правнук Павел 1 решил изменить закон, в 1797 году был издан новый указ о престолонаследии, по которому власть передавалась по мужской линии от отца к сыну. У Павла 1 и его жены императрицы Марии Фёдоровны, было 4 сыновей. После смерти государя престол перешёл к старшему Александру.
В ноябре 1825 года неожиданно в Таганроге, умирает государь Александр 1. Наследником престола, за отсутствием детей у умершего царя, является его старший брат Константин. Но ещё при жизни Александра1 Константин отрёкся от престола вследствие, отсутствия у него наследников, заключения марганического брака и страха возвращения в Россию из Польши. Отречение осталось тайной немногих лиц, близких к царю. Наследником престола стал считаться третий сын Павла 1 – Николай. Однако получив известие о смерти брата Константин, находившийся в Варшаве, не сразу заявил о своём отказе на престол. Семейная «игра» взаимоприсяги двух братьев создала в Петербурге смутное положение междуцарствия, которое началось со дня присяги Константину, продолжалось до 12-го декабря, когда Николай решил вступить на престол, объявив манифестом об отречении брата. На 14-е декабря была назначена присяга императору Николаю.
Что такое династический кризис?
13-е декабря, дом Рылеева. Именно здесь был разработан план восстания и избран его руководитель князь Трубецкой. Было решено 14-го декабря вывести воинские части, которыми командовали члены общества, на Сенатскую площадь, заставить сенаторов и членов Государственного совета отказаться от присяги Николаю и объявить «Манифест к русскому народу.»
Одновременно предполагалось захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать царскую семью.
Перед вами лежит копия Манифеста. Проанализируйте его. Какое из его положений вы считаете главным и почему?
Вот оно долгожданное утро 14-го декабря. (Видео фрагмент о выступлении декабристов.)
Чем закончился день, которого все так долго ждали? А, почему проиграли?
Скажите, а могло ли произойти по-другому? Могли ли декабристы одержать победу?
В нашем следующем зале собран материал о руководителях выступления и наши специалисты сейчас вас с ними познакомят. Выступления детей с заранее подготовленными сообщениями о пяти декабристах. Одновременно с рассказом идёт показ портретов: С. Муравьёва- Апостола, Пестеля, Рылеева, Бестужева – Рюмина, Каховского.
Учащиеся продолжают: 1) Николай 1 сказал : «Я удивлю Европу своим милосердием.»
2) И удивил.
3) Приговор Верховного суда.
4) Павла Пестеля…
Кондратия Рылеева…
Сергея Муравьёва- Апостола…
Петра Каховского….
Михаила Бестужева – Рюмина …
5 )Повесить.
1)Во время казни у троих приговорённых оборвалась верёвка. И тогда милосердный государь повесил их вторично.
2) Всего по делу декабристов было привлечено 579 человек: 5 казнено, 121 сосланы в Сибирь на каторгу. Всего наказано 1700 человек.
Учитель: Следом за осуждёнными, оставив привычный образ жизни, детей, родных в ссылку добровольно отправились 11 женщин. Первой поехала Трубецкая, за ней Волконская и Муравьёва. (Одновременно идёт показ слайдов с изображением декабристок.) Женщины высшего света, привыкшие к роскоши, обрекли себя на нищету и жалкое существование. «Ангелами – хранителями» называли их сами декабристы. Героическая деятельность 11 незаурядных женщин по оказанию помощи политическим заключённым послужила прообразом отечественного Красного Креста. Их жизнь - гражданский подвиг. Что мы называем гражданским подвигом?
Мы с сожалением покидаем зал посвящённый жёнам декабристов и переходим в следующий.
Существует очень, много оценок события 14 –го декабря. Я хочу вам предложить познакомиться с имеющимися в нашем музее оценками современников.
Учитель зачитывает стихи А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева. ( см. приложения.)
На чьей вы стороне в поэтическом споре Пушкина и Тютчева? Почему? Дайте свою оценку декабристам. У вас на партах лежат сердечки красного и чёрного цвета. Если вы оцениваете их положительно, то поднимите красное сердечко, а если отрицательно, то чёрное. ( учащиеся оценивают декабрис-тов).
Ленин называет декабристов революционерами. Кто такие революционеры?
Почему Ленин их так назвал? Революция – это хорошо или плохо? С какими революциями вы знакомы? Есть ли другой путь решения проблем в обществе?
Наша с вами экскурсия подходит к концу. Мы покидаем наш музей и из города Петербурга возвращаемся в класс.
Так, что же это было восстание или мирная форма протеста? Только сначала скажите мне, что такое восстание?
Я предлагаю, вам проверить насколько вы усвоили материал нашего урока.
Тест:
1Для военного переворота декабристы выбрали момент, связанный с :
А) Принятием присяги Константину.
Б) Принятием присяги Николаю.
В) Смертью Александра 1
Г) Созданием 111 отделения.
2 Диктатором декабристского восстания был назначен:
А) В.К. Кюхельбекер
Б) С.П. Трубецкой
В) П.Г. Каховский
Г) Н.М. Муравьёв
3 Восстание проходило в Петербурге на:
А) площади перед строящимся Исакиевским собором.
Б) Сенатской площади.
В) площади перед Зимним дворцом.
Г) Адмиралтейской площади.
4 Кто лишний в ряду:
Пестель, Рылеев, Бестужев – Рюмин, Муравьёв – А постол, Аненков.
5 Назовите причины поражения декабристов:
А) Отсутствие твёрдого руководства.
Б) Выжидательная тактика восставших.
В) Отсутствие связей с широкими массами.
Г) Всё вышеперечисленное.
Рефлексия.
Перед вами лежат дневники экскурсанта, я предлагаю вам в них ответить на следующие вопросы:
1 Что узнал нового на уроке?
2 Какие трудности возникали и что тебе помогло с ними справиться?
3 Получил ли ты удовольствие от выполненной на уроке работе?
Домашние задание: Выписать в тетрадь историческое значение выступления 14-го декабря 1825года.
«4», «5» Какие из положений Манифеста составленного декабристами осуществились в наше время? ( основа ответа Конституция РФ)
Спасибо за урок.
1 Что узнал нового на уроке?
2 Какие трудности возникали и что тебе помогло с ними справиться?
3 Получил ли ты удовольствие от выполненной на уроке работе?
1 Что узнал нового на уроке?
2 Какие трудности возникали и что тебе помогло с ними справиться?
3 Получил ли ты удовольствие от выполненной на уроке работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Методическая разработка урока по теме "Социальные проблемы. Кризис во внешней политике в начале ХХ века"
В методической разработке представлены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, использованы информационно - коммуникационные технологии. Содержится ма...
Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг...
Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»
Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....