Методическая разработка урока по теме "Социальные проблемы. Кризис во внешней политике в начале ХХ века"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
В методической разработке представлены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, использованы информационно - коммуникационные технологии. Содержится материал, охватывающий период начала XX века в России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственно бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА: Социальные проблемы. Кризис во внешней политике.
Разработчик:
преподаватель истории
и обществознания
Тяпкина А.В.
Бронницы 2015
Цели урока:
- подвести обучаемых к пониманию того, что вызвало социально – политический кризис в стране в начале XX века;
- проанализировав исторические источники, сделать выводы о характере революции 1905 – 1907 гг;
- определить каким образом внешнеполитическая ситуация повлияла на складывание революционной ситуации;
- выделить основные последствия революции 1905 – 1907 гг.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века;
- углубить знания о развитии революционного движения в России;
- показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.
Развивающие:
- графически изображать ход революции;
- анализировать и оценивать исторические документы;
- развивать логическое мышление, речь учащихся, память;
- уметь обосновывать свою точку зрения.
Воспитательные:
- формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других;
- повысить интерес к общественным наукам.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы:
- репродуктивный
- частично-поисковый
- объяснительно-иллюстрационный
Приёмы работы:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядные (работа с дидактическим материалом);
- практические (самостоятельная работа)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; стачка; Совет; революция; движущие силы революции; ход революции; «думская монархия».
Оборудование урока: тексты исторических источников, ноутбук, проектор, экран, презентации, учебник В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков История в двух частях. Москва. «Академия». 2012, История для профессий и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей дидактические материалы. Издательский центр «Академия» 2013.
Структура урока: 1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
3. Письменный опрос в форме тестирования.
4. Постановка проблемного вопроса. 5. Выполнение заданий по историческим источникам (работа по группам)
6. Построение графика «Этапы революции»
7. Работа по группам. Решение проблемного вопроса.
8. Закрепление в форме игры «Незнайка» на исправление ошибок.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание (заполнение таблицы «Политические партии и движения в период революции»).
Ход занятия:
- Организационный момент
- Приветствие.
1.2 Готовность к уроку.
2. Подготовка к восприятию нового учебного материала:
- Объявление темы урока
- Цель учебного занятия: сегодня нам предстоит изучить и проанализировать события начала XX века в России; раскрыть характер и итоги революции, определить ее значение для дальнейшего развития страны.
3.Проверка домашнего задания - письменный опрос в форме тестов. (прил.1)
4.Постановка проблемного вопроса: Революция была неизбежна?
5.Изучение нового материала
План:
- Внешнеполитическая ситуация накануне революции.
- Причины и начало первой русской революции.
- Основные события.
- Итоги революции 1905-1907 гг.
Преподаватель:
- Причины первой русской революции вытекают из особенностей социально-экономического развития России и внешнеполитической ситуации, в которой оказалась Россия в начале ХХ века. Постарайтесь отыскать факты, подтверждающие это.
Работа по группам с текстом учебника. Задания: 1) Найти и выписать в тетрадь причины русско – японской войны; 2) определить характер войны; 3) выписать в тетрадь причины поражений русской армии в войне; 4) привести примеры проявленного героизма в войне; 5) назвать условия мирного договора с Японией, дать самостоятельную характеристику.
Изучите информацию слайдов презентации и ответить на следующие вопросы:
- кто выступал с критикой политики власти?
- какие требования предъявляли крестьяне? (экономические)
- какие требования предъявляли рабочие (экономические и политические) – недовольство политикой самодержавия (Рост недовольства связан с ухудшающимся положением в экономике, как последствие мирового экономического кризиса начала ХХ века)
- какая была неудача во внешней политике? (проигрыш в русско-японской войне)
2) Поводом к началу революции послужило «Кровавое воскресенье». Что вы знаете об этом событии? (9 января 1905 г)? Ознакомление с текстом петиции рабочих к царю.
Рассказ учителя о «полицейском социализме» (чиновник Департамента полиции Российской империи Зубатов), о роли священника Г.Гапона в рабочем движении Петербурга и событиях 9 января.
(деятельность революционных организаций)
Используя дидактические материалы, студенты формулируют причины и кратко записывают их в тетради:
- недовольство политикой самодержавия;
- последствия мирового экономического кризиса 1900-1903гг.;
- поражение в войне с Японией 1904-1905 гг.;
- деятельность революционных организаций.
Ход революции (самостоятельная работа – по ходу рассказа преподавателя выстроить график с указанием основных этапов революции, можно использовать материал учебника). Изобразить его на доске, сверить с графиком на слайде. Объяснить, почему именно эти события считаются основными. Исправить ошибки.
Прочтите документ «Манифест 17 октября 1905 г.». Задания по документу:
- о чем этот документ?
- в чем его значение для дальнейшего развития событий в стране?
- почему император решился провозгласить его?
– своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроения в обществе.
Работа с источником по группам, направленная на поиск информации и правильные ответы на вопросы:
— Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом от 17 октября 1905 года?
(гражданские свободы населению – неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собрания и советов; общее избирательное право, формирование законодательного органа государственной власти Государственной Думы; после провозглашения Манифеста либеральная часть революционных сил отмечала победу и начала отходить от революции)
Преподаватель: Очень большое значение имеет этот Манифест, его можно приравнять к Конституции. На основании положений у российского народа возникло избирательное право, право участвовать в управлении государством, возможность формирования гражданского общества и развитие России по пути конституционной монархии
Задание:
Прочтите документ «Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года»
- Какие положения были установлены этим документом в порядке организации выборов? (многоступенчатые выборы; рост количества лиц, лишенных избирательного права)
- Новое положение о выборах улучшили или ухудшили права населения? (ухудшили).
Преподаватель: изданием нового закона о выборах Николай II нарушил Манифест от 17 октября 1905 года, который считается главной победой в ходе революции. Поэтому дата 3 июня 1905 года является датой завершения революции, ее поражения. Новым законом была установлена «Третьеиюньская монархия» (более подробно ее черты рассмотрим на следующем уроке)
4) Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.
Обсуждение вопросов по теме:
- какие изменения произошли в политической сфере?
- какие изменения произошли в социальной сфере?
- какие изменения произошли в экономической сфере?
7. Решение проблемного вопроса «Революция была неизбежна?»
8. Закрепление в форме игры «Незнайка» на исправление ошибок:
(прил.2)
9. Подведение итогов.
Сделать выводы по изученному материалу.
Преподаватель: сложившаяся в начале века внешнеполитическая ситуация, поражение России в войне с Японией, экономический и социальный кризисы, а также нежелание власти реформировать страну и идти на уступки различным слоям населения привели к возникновению революционной ситуации и революции 1905 – 1907 гг.
Главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.
Общая позиция: в целом революция не была завершена, но ее последствия были очень важными для дальнейшего развития страны.
В ходе реформ последнего десятилетия ХХ века пригодился опыт парламентской деятельности начала ХХ века.
10. Домашнее задание
Используя материалы учебника, дидактические материалы, сведения из интернет – ресурсов, в тетради заполнить таблицу:
Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.
В политической сфере | В социальной сфере | В экономической сфере |
Приложение 1
Тестовые задания по теме «Российская империя накануне 1 Мировой войны».
1 вариант.
- Укажите характерные черты развития России к началу XX века:
- неравномерность развития территории империи;
- высокая степень развития массового образования;
- многоконфессиональный состав населения;
- высокий уровень социального расслоения.
- К числу привилегированных сословий в Российской империи относились:
- купечество; 2) крестьянство; 3) казачество; 4) духовенство; 5) дворянство; 6) мещанство.
- Перечислите особенности экономики России в начале ХХ века:
1) сокращение объемов производства,
2) высокая концентрация промышленного производства,
3) растущая зависимость от иностранного капитала,
4) высокий уровень производительных сил,
5) развитие всех форм собственности: от малых предприятий до крупных промышленных корпораций.
4. Справедливы ли следующие суждения?
1) В начале ХХ века образ жизни жителей крупных Российских городов в значительной степени соответствовал стандартам индустриального общества,
2) В начале ХХ века образ жизни жителей провинциальных Российских городов в основном соответствовал традиционному типу общества.
5. Какое событие имело место в 1894 г.? Как к нему отнеслись в России и за рубежом?
Тестовые задания по теме «Российская империя накануне 1 Мировой войны».
2 вариант.
- По своему политическому устройству, Россия на рубеже XIX-XX веков являлась:
- конституционной монархией,
- аристократической республикой,
- абсолютной монархией,
- сословно-представительной монархией.
- Какие перечисленные факты свидетельствуют о высоких темпах роста экономики России начала ХХ века?
- рост численности промышленного пролетариата
- развитие сети железных дорог,
- преобладание с/х продукции в экспорте,
- высокая доля лиц, сочетающих с/х деятельность с сезонными заработками в промышленности,
- преобладание в структуре промышленного производства ремесленных и полуремесленных форм,
- вхождение России в число ведущих стран мира по объёмам товарного производства.
- С контрреформами Александра III не связаны:
а) циркуляр о «кухаркиных детях», б) учреждение должности мировых судей,
в) учреждение должности земских начальников, г) учреждение должности мировых посредников, д) ограничение автономии университетов.
4. Главным направлением внешней политики России при Александре III являлось:
а) укрепление позиций России на Черном море, б) укрепление границ России, в) участие в коалициях против Франции, г) миротворческая политика в Европе.
. 5. Справедливы ли следующие суждения:
А) В начале ХХ века большая часть населения Российской империи оставалась неграмотной,
Б) В начале ХХ века для Российской империи был характерен высокий уровень развития образования.
1) Верно только А, 2) Верно только Б, 3) Верны оба суждения, 4) Неверны оба суждения.
Приложение 2.
Задания для игры «Незнайка»:
- Министр иностранных дел С.Ю. Витте затянул переговоры с японцами, из-за этого началась война.
- Япония напала на русские корабли без предупреждения.
- Команда крейсера «Петропавловск» приняла решение о затоплении, чтобы не сдаться врагу.
- Оборона Порт – Артура продолжалась год.
- Кровавое воскресение произошло в октябре 1905 года.
- В манифесте Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» говорилось о свободе слове, вероисповедания и отмене сословных различий.
- Революция завершилась после выборов в первую Госдуму.
- Главным итогом революции стала ликвидация монархического строя в России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН: Внешнеполитическая ситуация накануне революции. Причины и начало первой русской революции. Основные события. Итоги революции 1905-1907 гг.
Причины революции 1) кризис в ряде отраслей (тяжелая промышленность) 2) недовольство всех слоёв общества 3) кризис власти 4) нежелание власти реформировать страну
Главные политические силы революции: Крестьяне. За что боролись? Рабочие. За что боролись? Буржуазия, интеллигенция. К чему стремились?
Задачи революции: Ликвидировать сословный строй Ликвидировать помещичье землевладение Ликвидировать самодержавие Установить демократическую республику
Проблемно – познавательные вопросы: Революция была неизбежна? Все ли поставленные задачи выполнила?
Руководитель «Собрания русских фабрично – заводских рабочих Санкт – Петербурга» Священник Г.А.Гапон
Мирное шествие рабочих к царю
Из обращения к императору Николаю II : «Государь! Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы – родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать…за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться , обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения… необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой…» Укажите требования, изложенные в обращении! Из обращения к императору Николаю II : «Государь! Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы – родители, пришли к тебе, государь, икать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать…за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать. собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения… необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой…» Из обращения к императору Николаю II : «Государь! Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы – родители, пришли к тебе, государь, икать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать…за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать. собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения… необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой…» II :
Издание манифеста о выборах в законо – совещательный орган власти – Государственную думу 6 августа 1905 г. Николай II
Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» : «… Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов …»
Декабрьское вооруженное восстание в Москве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".
Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин....
Основные направления внешней политики в начале XIX века
Основные направления внешней политики в начале XIX века: Краткая характеристика Отечественной войны 1812 года....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...
Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века
Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....
Методическая разработка урока в 7 классе "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"
Урок истории в условиях реализации ФГОС...