программа "Растём патриотами"
проект по истории (6 класс) по теме
Воспитательная программа школы по направлению "Патриотизм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rastem_patriotami.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Варгашинская средняя школа № 1»
Программа
«Растем патриотами»
военно-патриотического Клуба «Патриот»
для обучающихся 5- 6 классов
рассчитана на 2 года
Авторы:
Куприна Н.В.,
заместитель директора по ВР
МКОУ «ВСОШ № 1»;
Коркина Л.Ф., классный
руководитель 8 «Г»
МКОУ «ВСОШ №1»
Варгаши, 2012
Принято на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МКОУ
протокол №…………… «ВСОШ № 1»
от………………………. …………/М.В. Колбина/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа гражданско–патриотического воспитания «Растем патриотами» рассчитана на 2 года и предполагает участие в ее осуществлении коллектива учителей, обучающихся, родителей и социума р.п. Варгаши Курганской области. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания школы и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности обучающихся.
Программа военно-патриотического Клуба «Патриот» составлена на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»; Программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся МКОУ «Варгашинская средняя школа №1» на 2011-2013 год; Устава Клуба «Патриот».
В настоящее время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Галанин, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов, Н. Мазыкина, В.Ю. Микрюков, А.И. Попова, Ю.В. Савин, Е.С. Троицкий и другие ученые.
Военно-патриотическое воспитание приобретает в последнее время особое значение. Националисты и лжепатриоты всех мастей превратили святые истины в конъюнктурные политические лозунги, растлевающие молодежь. Таким образом, даже само слово "патриотизм" приобрело негативный смысл. Это порождает безверие, цинизм, агрессивность. Необходимо преодолеть искаженные представления о любви к Родине, гордости за Отечество и воспитывать настоящих граждан своей страны.
Сейчас в России патриотическим воспитанием молодежи занимается большое количество разнообразных органов, организаций, представительств, сект и т.д. Некоторая их часть, и, по-видимому, не малая, под звучным и благовидным предлогом – патриотического воспитания молодежи, занимаются вербовкой людей для своих организаций и структур, с целями известными только им. Что происходит за их стенами неизвестно. Как впрочем, непонятно, в каком направлении идет воспитание, и чьим идеалам служат эти объединения. В результате количество молодежных организаций растет, а произвол на улицах городов, спровоцированный молодыми людьми не уменьшается.
Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В.Григорьева, проведенная в начале 5 класса, показала следующий уровень сформированности отношения школьников:
а) к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству): высокий уровень – 30%, средний уровень – 38%, низкий уровень – 32%;
б) к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность): высокий уровень – 48%, средний уровень – 37%, низкий уровень – 15%;
в) к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность): высокий уровень - 60%, средний уровень - 20%, низкий уровень - 20%.
Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что в 5 классе ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества. Всё это и послужило условием создания программы.
В реализации программы мы рассчитываем на поддержку РОСТО ДОСААФ, Военного Комиссариата Варгашинского района, Отдела внутренних дел, государственных служб посёлка. Используя возможности районной администрации, привлекать к участию в программе ветеранов, бойцов прошедших Чеченскую контртеррористическую операцию, станет возможным действительно ориентировать юношей и девушек на понимание и принятие морально-этических норм поведения достойных гражданина России. Появится возможность наглядно и доступно показывать молодым людям значимость и необходимость прохождения службы в рядах ВС РФ, в органах внутренних дел, в ФСБ и других силовых структурах, на конкретных примерах. Работа клуба будет основываться на базе программы «Патриотического воспитания», разработанной с учетом законов Российской Федерации.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- способствовать созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- приобщать обучающихся к изучению истории России,
- использовать эффективные формы и методы работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающие оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- воспитать чувство уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни.
Прогнозируемые результаты
Критерии воспитанности
Показатели | Признаки проявления разных уровней воспитания | Методика изучения | ||
высокий | средний | низкий | ||
Патриотизм | 1. Осознанно интересуется историей культурой Отечества и малой родины, гордится ею | 1. Интересу-ется историей и культурой Отечества и малой родины | 1. Мало интересуется историей и культурой Отечества и малой родины | наблюде-ния диагнос-тика |
Творчество | 1. Активно участвует в творческих делах, предлагает свои идеи. | 1. Не всегда активно участвует в творческих делах, не выдвигает свои идеи. | 1. Часто не участвует в творческих делах. | количе-ственный и качес-твенный анализ |
Активная гражданская позиция | 1. Является инициатором подготовки и проведения плановых и внеплановых мероприятий | 1. Не достаточно инициативен в проведении мероприятий | 1. Не выступает с инициативой проведения мероприятий | количе-ственный и качес-твенный анализ |
Общечеловеческие нормы поведения | 1. Всегда соблюдает общечелове-ческие нормы поведения, проявляет нравственные качества | 1. Не всегда соблюдает общечелове-ческие нормы поведения, проявляет нравственные качества | 1. Не соблюдает общечелове-ческие нормы поведения, допускает безнравственные поступки | наблюде-ния |
Саморазвитие | 1.Самостоятельно осуществляет рефлексию, планирует и реализует свою деятельность | 1.Осуществляет рефлексию, планирует и реализует свою деятельность с подачи окружающих | 1. Не проявляет способности к саморазвитию | наблюде-ния диагнос-тика |
Уровень духовного и физического здоровья | 1. Морально устойчивый, обладающий высоким уровнем физической подготовлен-ности | 1. Морально устойчивый, обладающий средним уровнем физической подготовлен-ности | 1. Не достаточно морально устойчивый, обладающий низким уровнем физической подготовлен-ности | наблюде-ние диагнос-тика |
Предполагаемый результат:
Прогнозируемый положительный результат | Прогнозируемый отрицательный результат |
|
|
Содержание Программы
Содержание программы включает в себя следующие блоки:
- Учебно-познавательный:
1) Курс лекций по ОБЖ;
2)Военная история России;
3). Основы туризма.
II. Духовно-нравственного воспитания:
ВПК «Патриот» осуществляет разработку, организацию и проведение духовно-нравственных, учебно-познавательных и физических занятий и мероприятий программы.
В военно-патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента. Первый характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды. Которые в свою очередь опираются на социальные, исторические, нравственные и политические проблемы нашего общества. Социально-педагогический компонент является основным. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации защиты Отечества, службе в органах МВД и работе на благо страны и посёлка.
Второй компонент военно-патриотического воспитания характеризуется более конкретной направленностью. Практическая реализация призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах ВС РФ, в органах МВД. Основой содержания второго компонента воспитания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу. Воспитание таких качеств как честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка
Основными методами реализации Программы являются:
- Использование материально-технической и учебной базы района для профориентации подростков;
- Привлечение специалистов и преподавателей по теоретическим дисциплинам (история Отечества, основы государства и права и др.);
- Привлечение специалистов и преподавателей по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка и т.п.) сотрудников военкомата и приглашенных специалистов;
- Привлечение специалистов из ГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по ПДД;
- Подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекции и семинары);
- проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях поселкового масштаба;
- организованное посещение музеев ПУ-12, г. Кургана.
- проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской кампаний;
- участие в торжественных мероприятиях и праздниках п. Варгаши ;
- организация занятий по ориентированию в посёлке и пересечённой местности по карте, без карты, с выездом в лес.
Формы реализации:
1.Туризм.
- основы ориентирования: работа с картой и компасом; определение расстояний; определение высоты; определение сторон горизонта по Солнцу и звездам; определение сторон горизонта по растениям и поведению животных; определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу, постройкам, звуку, свету, следам...
- автономное существование и выживание: первая помощь; поиск и очистка воды; животный и растительный мир; охота и рыбная ловля; стихийные бедствия и передвижение.
- пеший поход: подготовка к походу; преодоление препятствий; привал; заготовка дров; разведение костра; личная гигиена (уход за телом, одеждой, обувью); питание.
- лыжный поход: снаряжение; пропитка и смазка; особенности режима и порядка движения; подъемы, спуски, торможения, повороты; ремонт лыж; ночлег.
2. Курс лекций по ОБЖ.
Общественная безопасность: «Общество как целостная система», «Социальные связи, взаимодействия и отношения», «Системный анализ общественной жизни», «Система общественной безопасности», «Организации, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность России», «Право, личность, общество», «Взаимодействие государства и права», «Сущность права», «Основные признаки права», «Право в системе социальных норм», «Нормы права», «Понятие и виды чрезвычайных ситуаций», «Типология и особенности чрезвычайных ситуаций», «Влияние на человека и общество чрезвычайных ситуаций», «Сигнал Внимание всем!!!»
Личная безопасность: «Понятие и виды экстремальных ситуаций», «Типология и особенности экстремальных ситуаций», «Влияние на человека и общество», «Выход из экстремальной ситуации», «Информационная защита», «Оценка информации», «Средства массовой информации», «Выбор средств информации», «Прогнозирование», «Защита от безработицы», «Психология безработного», «Выбор работы и проверка фирмы», «Права милиции в отношении граждан», «Поведение при проверке, задержании обыске». Стрессовые состояния и их влияние на поведение человека», «Способы преодоления психической напряженности», «Динамика развития эмоциональных состояний», «Коммуникация - роль и значение в жизни человека», «Построение информации, мотивы, конфликтология», «Наркомания в современном мире», «Терминология и классификация наркотических средств», «Установление факта употребления наркотических средств», «Табакокурение как проблема современного общества», «Алкоголизм как социальное заболевание и его последствия для семьи и общества», «Правильное питание», «Роль и значение физического воспитания», «Создание семьи как важная социальная потребность»
3.Военная история России.
Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные войны, межнациональные конфликты. Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2001 г. г. Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды. Экскурсии в музей боевой славы (ПУ-12).
4.Курс лекций по духовно-нравственному воспитанию.
«Духовная природа человека». Духовность в природе человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание. Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и этика». Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни. Музыка, живопись, литература, как искусство. Массовая культура. «Защита духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. «Культура в общественной системе». Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы культуры.
5.Обще-оздоровительное направление:
Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности. Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на природе. Гигиеническая гимнастика.
6.Прикладное Физическое воспитание:
раздел прикладной акробатики включает изучение основных восьми элементов: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо, кувырок боком через бок «зашагивание» Соединение 8-и элементов в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях положений тела
нижний уровень (положение страховки);
средний уровень (положение снайпера с упором на колено);
высокий уровень (положение верхней стойки). Акробатика в парах как элемент борьбы и рукопашного боя в положении нижней страховки.
Тестирование по прикладной акробатике. Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо подножки, зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину, голову, болевые приемы и т.д. Прикладной вид плавания содержит курс обучения навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных условиях безопасность в водной среде; плавание в различных условиях (ночь, шторм, мышечные судороги, сильное течение и т.д.); подводное плавание; специальная техника передвижения; помощь пострадавшему на воде (подплывание, поиск под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с пострадавшим из воды, оказание ПМП).
7.Огневая подготовка включает в себя обучение приемам и технике обращения с оружием и практическим основам «пулевой стрельбы»:
-правила обращения с оружием, меры безопасности при пользовании оружием и проведение стрельб в тире;
- основы и способы стрельбы;
-пневматическая винтовка, назначение, технические характеристики, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки винтовок ТОЗ-8, ТОЗ-12;
-малокалиберный пистолет, назначение, технические характеристики, общее устройство пистолета Марголина, порядок неполной разборки и сборки, от лотка и подготовка пистолета к стрельбе;
-парашютная подготовка ставит целью знакомство со специальным снаряжением и изучение прыжковой техники.
Учебный план
№ п/п | Наименование дисциплин | Всего часов | Из них | |||
лекции | семинары | практика | Зачет | |||
1 | Патриотическое воспитание | 20 | 7 | 2 | 10 | 1 |
2 | Основы доврачебной помощи | 6 | 2 | - | 3 | 1 |
3 | Основы топографии | 10 | 4 | - | 5 | 1 |
4 | Гражданская оборона | 6 | 2 | - | 2 | 2 |
5 | Техническая подготовка | 6 | 2 | - | 2 | 2 |
6 | Огневая подготовка | 8 | 2 | - | 5 | 1 |
7 | Физическая подготовка | 8 | - | - | 7 | 1 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 64 | 19 | 2 | 34 | 9 |
Патриотическое воспитание
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
лекции | мероприятия | зачет | |||
1 | История Отечества | 8 | 7 | - | 1 |
2 | Формирование духовно- нравственной культуры. Участие в конкретных полезных делах | 4 | - | 4 | - |
3 | Встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн, тружениками тыла | 4 | - | 4 | - |
4 | Участие в торжественных мероприятиях | 4 | - | 4 | - |
ИТОГО | 20 | 7 | 12 | 1 |
Основы топографии
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
лекции | Практика | зачет | |||
1 | Ориентирование в поселке, на местности по карте и без карты, движение по азимуту | 5 | 2 | 2 | 1 |
2 | Топографические карты. Условные топографические знаки и пояснительные надписи. Чтение топографических карт, планов и схем местности | 5 | 2 | 3 | - |
ИТОГО | 10 | 4 | 5 | 1 |
. Гражданская оборона
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
лекции | Практика | зачет | |||
1 | Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны | 3 | 2 | - | 1 |
2 | Индивидуальные средства защиты | 3 | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 6 | 3 | 1 | 2 |
Основы доврачебной помощи
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них | ||
лекции | Практика | зачет | |||
1 | Личная гигиена и профилактика заболеваний | 2 | 1 | - | 1 |
2 | Первая доврачебная помощь | 2 | 1 | - | 1 |
3 | Психологическая подготовка к службе в ВС и МВД | 2 | 2 | - | = |
ИТОГО | 6 | 4 | - | 2 |
Механизм реализации программы
1 уровень (5 класс)
Ознакомление учащихся с «малой» и «большой» Родиной, её историческим прошлым и настоящим.
Формы работы:
- уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- классные часы военной тематики;
- беседы «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»…
- конкурсы рисунков, стихов,
- экскурсии в музеи;
- акция «Забота»
2 уровень (6 класс)
Дать учащимся представление о Родине как месте, где он родился, о патриотизме. Познакомить детей с правами и обязанностями гражданина страны, воспитывать чувство гордости за свою страну, свой край, свой народ. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего народа.
Формы работы:
- беседы «Символика государства», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Что я могу сделать для своего Отечества
- работа в школьном музее;
- экскурсии по памятным местам;
- военно – патриотическая игра «Зарница»;
- конкурсы сообщений, стихов, рассказов по патриотической тематике;
- поисковые мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего отечества;
- встречи с выпускниками нашей школы отличниками воинской службы, участниками войн в Афганистане и Чечне;
- участие в конкурсах, соревнованиях различных уровней;
- социально- значимые акции « Десант», «Научи свое сердце добру», «Память» и др.
План работы Клуба «Патриот» на 2011-2012 учебный год
№ | мероприятие | дата | Отметка о выполнении |
I.Организационные мероприятия | |||
1 | Составление Программы и учебного плана | сентябрь | Документация подготовлена |
2 | Составление Устава Клуба, эмблемы, текста присяги Клуба | сентябрь | Документация подготовлена, эмблемы вручены каждому члену Клуба |
3 | Презентация Клуба «Патриот» с приглашением представителей Администрации района, поселка, школы, военкомата, ДОСААФ, ОВД, ДДТ, РОНО, родительских комитетов 5 «Б», 11 классов, корреспондента газеты «Маяк» | сентябрь | + Фотографии и заметка в газете «Маяк» и областной газете «Патриот Зауралья» |
4 | Заседание Совета Клуба | 1 раз в месяц | + фото |
5 | Организация работы стрелковой секции | 1 раз в неделю | + фото |
6 | Проведение экскурсий в школьном музее | 1 раз в неделю | + фото |
II Акции Клуба | |||
1 | Возложение цветов к Мемориалу Славы | сентябрь | + фото |
2 | Операция «Память». Встреча с родителями А. Долбанос и возложение цветов на могилы выпускников школы погибших в Чечне | сентябрь | + фото |
3 | Возложение цветов на могилы учителей школы- участников Великой Отечественной войны (Титов Н.С., Иванов П.А.) | сентябрь | + фото |
4 | Акция «Посади цветок» ( семена раздать жителям поселка, в организации- Почта, Аптека, Пенсионный фонд, Поссовет, школу и т.д) | октябрь | + фото Заметка в «Маяк» |
5 | Поездка к областному Мемориалу Славы. Посещение краеведческого музея | декабрь | + фото Заметка в «Маяк» |
6 | Проведение Акции «Научи свое сердце добру» (подарки детям-сиротам) | декабрь | + фото Заметка в «Маяк» |
7 | Операция «Десант» (уборка снега у Мемориала Славы» | декабрь | + фото |
8 | Акция «Водитель, меня дома ждет мама» | ноябрь | + фото |
9 | .Выступление Клуба на Дне открытых дверей | февраль | + фото |
10 | Акция « Подари книгу» (посещение детского дома) | декабрь | + фото |
11 | Акция «С новым годом» (подарки детям- сиротам и в детский дом) | декабрь | + фото |
12 | Акция «Умирает лишь тот, кто забыт». Исследовательские работы о земляках- участниках ВОВ | февраль | + фото, оформление папки |
13 | Акция «Для братьев наших меньших» ( изготовление кормушек) | январь | + фото, грамоты от ДОСААФ |
14 | Фотоконкурс «Как прекрасен этот мир» | февраль | + фото, грамоты от ДТЮ |
15 | Занятия по ориентированию на местности (Берлюбская Т.В., Колбина М.В.) | I и II полугодие | + фото |
16 | Операция «Чистый бор» | март- апрель | + фото |
17 | Субботники | апрель-май | + фото |
18 | Фотовыставка «Моя мама» | март | + фото |
19 | Операция «Память». Участие в митинге | 9 мая | + фото |
III Участие в районных мероприятиях | |||
1 | Районная конференция «Отечество» | октябрь | Чумадина А. –I место Терентьева Д- II место |
2 | Мое генеалогическое древо | февраль | Никитина Н. –III место |
3 | Фестиваль проектов «Радуга» | май | Участие Архипова А., Екатеринчук П. |
4 | Районные соревнования по стрельбе | февраль | Минина С.-I место Шабуров Е- II место |
IV Презентация работы Клуба | |||
1 | Выступление Куприной Н.В. на МО классных руководителей | май 2012 | + |
2 | Выступление Куприной Н.В. на областном семинаре в ИРОСТе | октябрь 2012 | + |
План работы Клуба «Патриот» на 2012-2013 учебный год
| |||
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Корректировка программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Растем патриотами» на заседании педагогического совета | Сентябрь 2012г. | Зам. директора по ВР |
2. | Совещания при заместителе директора по ВР по вопросам планирования и проведения различных мероприятий | 1 раз в четверть | Руководитель Клуба «Патриот» |
3. | Утверждение планов совместной работы с музеем школы, ДОСААФ, РОНО, ДТЮ, Военкомат, библиотекой. | ежеквартально | Зам. директора по ВР Руководитель Клуба «Патриот» |
4. | Привлечение родителей к организации мероприятий по воспитанию патриотизма в детях (родительские собрания, встречи, концерты, экскурсии и др.) | Весь период | Директор, зам. директора по ВР, педагог-организатор, классные руков. |
5. | Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы | Весь период | Руководители ШМО, учителя-предметники, зам. директора по МР |
6 | Проведение общешкольных семинаров по данной тематике | Весь период | Директор, зам. директора по ВР, МО класс.руков. |
2 Растим патриота и гражданина | |||
7 | Работа клуба «Патриот» при музее школы | Весь период | Руководитель Клуба, директор школьного музея |
8 | Уход за памятниками, находящимися на территории Поссовета | Постоянно | Зам. директора по ВР, классные руководители, ВПК «Патриот» |
9 | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы | Весь период | Классные руководители 1-11 классов, ВПК «Патриот» |
10 | Проведение воспитательных мероприятий и игр на муниципальном уровне : - конкурс «А ну-ка, парни!», - конкурс «Зарница!», -конкурс патриотической песни, -интеллектуально-познавательная игра «Патриот», -праздник, посвящённый Дню защитника Отечества | Ежегодно в феврале | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, учитель ОБЖ, классные руководители |
11 | Встречи с земляками- участниками Афганской и Чеченской войн | Весь период | Руководитель клуба, военкомат |
12. | Организация показа и обсуждение фильмов на военно-патриотическую тему. | Весь период | Педагог-организ., учитель ОБЖ, учителя истории, КЦ «Современник» |
13. | Проведение экскурсий в музеях школы и ПУ-12 | Весь период | Зам. директора по ВР, классные руководители, руководитель клуба «Патриот» |
14 | Проведение конкурсов рисунков на тему: «Никто не забыт и ничто не забыто»; «Великой Победе посвящается». | в апреле, мае | Педагог-организатор |
15 | Конкурс исследовательских работ « Мой папа- защитник Отечества» | Март, апрель | Зам. директора по ВР, руководитель клуба, директор ДТЮ |
16 | Сбор материала и оформление стенда «Уроки мужества» | май | Директор музея, руководитель клуба «Патриот» |
3 Мой край родной | |||
17 | Экскурсии в музей | По планам совместной работы школы и музея | Зам. директора по ВР, классные руководители |
18 | Участие в ежегодных районных и областных краеведческих конференциях исследовательских работ учащихся «Отечество» | декабрь | Зам. директора по ВР |
19 | Организация поездок и экскурсий по памятным местам нашего края | По мере возможности | Заместитель директора по ВР, руководитель клуба |
20 | Проведение социально-значимых акций «Десант», «Научи свое сердце добру», «Память», «Посади цветок» и др | Весь период | ВПК «Патриот» |
4. Спорт и здоровье | |||
21 | Проведение Дней здоровья. | Ежегодно осенью | Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководители |
22 | Проведение школьных соревнований по стрельбе из пневматической винтовки, | Ежегодно | Учителя физической культуры |
23 | Участие в районной Спартакиаде школьников. | Ежегодно | Учителя физической культуры |
24 | Проведение игр на местности «Учимся выживать» (спортивное ориентирование) | Ежегодно в мае | Педагог-организатор, учитель ОБЖ, руководитель клуба |
25 | Размещение на сайте школы в сети Интернет материалов о достижениях учащихся в спортивных соревнованиях. | Систематически | Зам. директора по ВР, учитель информатики |
5. Я и семья | |||
26 | Родительские собрания, родительский лекторий. | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР, классные руководители |
27 | Анкетирование учащихся: «Моя семья»; «Я в моей семье» | Ежегодно | Классные руководители |
28 | Привлечение родителей к деятельности ВПК «Патриот» | Весь период | Руководитель клуба |
Примечания
Механизм контроля
Контроль за выполнением программы производится:
- Директором ОУ
- Заместителем директора по воспитательной работе
Кадровое сопровождение программы
Материальное оснащение программы
Финансирование программы производится за счет образовательного учреждения МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», спонсорская помощь.
Нормативно – правовая база
Основные документы, регулирующие функционирование детского объединения в школе:
- Всеобщая декларация прав человека / Международное публичное право: сборник документов. Т 1. – М.: БЕК, 1996.- с. 460-464.
- Конвенция о правах ребенка: сборник международных и государственных нормативно – правовых документов в области воспитания. – Курган: ИПК и ПРО, 2004. – 146 с.
- Конституция РФ – М.: Приор.2001. – 32 с.
- Российская Федерация. Закон об образовании (с изменениями от 17.12.2009 № 313 ФЗ)
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.).
- Информационно – методическое письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
- Сборник международных и государственных нормативно-правовых документов в области воспитания / Сост. Н.И. Баитова; Главное управление образования Курганской области; институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.
- Приказы, распоряжения Главного управления образования и Отдела образования района;
- Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Варгашинская средняя школа № 1».
- Положения о проведении районных конкурсов
Литература
- Агапова, И.А. Мы-патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006.- 368 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Ашев Г.А. Воинские ритуалы. — М., 1977. — 127 с.
- Жиренко, О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В.Киселева. – М.: ВАКО, 2006. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Зенков Ю.В. Служить отчизне. — Калининград, 2000. — 110 с.
- Могутова, Н.Н.Классные часы и воспитательные мероприятия: разработки классных часов и воспитательных мероприятий с детьми и родителями. 5-8 кл. / сост. Н.Н. Могутова. - Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008. – 76 с.
- Памяти павших будем достойны. Зауралье в годы Великой Отечественной войны. Факультативный курс / под ред. Н.Н. Ушаковой. - ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2010. – 48 с.
- Памяти павших будем достойны. Календарь памятных дат Великой Отечественной войны / Под ред. Н.Н. Ушаковой; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2010. – 54 с.
- Памяти павших будем достойны. Классные часы о Великой Отечественной войне / Под ред. Н.Н. Ушаковой; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2010. – 48 с.
- Памяти павших будем достойны. Литературно-музыкальные композиции о Великой Отечественной войне / Под ред. Н.Н. Ушаковой; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2010. – 50 с.
- Памяти павших будем достойны. Полководцы Великой Отечественной войны / Сост. Н.Н. Ушакова; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2010. – 56 с.
- Памяти павших будем достойны. Сборник песен о Великой Отечественной войне / Под ред. Н.Н. Ушаковой; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2010. – 60 с.
- Черепанов, Ю.П. Памяти павших будем достойны. Образование в Зауралье в годы Великой Отечественной войны / Ю.П. Черепанов // ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2010. – 50с.
- Усманов В.Книга Памяти. «Чечня», Курган, «Парус-М», 1998 г.
- Усманов В Живая Память Афгана, Курган, «Парус-М», 2000
- Усманов В России доблестные даты, Курган, 1999
- Усманов Трилогия. «Зовущий колокол, огнем горящий меч» , Курган, 2004.
Список статей в периодической печати
1. Боброва, Л.В. «Далекому мужеству верность храня…» Сценарий школьного праздника / Л.В. Боброва // Практика административной работы в школе. - 2007. - № 2. – С. 54-61.
2. Бурданов, В.Я. Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся / В.Я. Бурданов // научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. – № 2. - С. 64-72.
3. Веснина, Н.И. Я человек, но какой? / Н.И. Веснина // Классный руководитель. – 2007. - № 1. - С. 21-25.
4. Веснина, Н.И. Познай себя / Н.И. Веснина // Классный руководитель. – 2007. - № 1. - С. 26-29.
5. Камакин, О.Н. Программа социально значимой деятельности детской организации «Пионерская дружина «Арго» / О.Н. Камакин // Классный руководитель. - 2007. - № 4. - С. 35-62.
6. Пайль, А.В. Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся \ А.В. Пайль, Е.И. Лазарева // Классный руководитель. – 2007. - № 7. - С. 7-10.
7. Сергеева, И.Н. Программа деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию / И.Н. Сергеева //научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2010. - № 3. - С. 50-58.
8. Сергеева, И.Н. Мы – патриоты. Программа патриотического воспитания учащихся / И.Н. Сергеева // научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2010. - № 3. - С. 58-65.
9. Шакурова, М.В. Программа Я – гражданин / М.В. Шакурова, Е.А.Зеленина // Классный руководитель. –
Приложение 1.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?
Приложение 2.
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Ключевые понятия
- Гуманистическая направленность воспитания означает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития.
- Гражданственность – развитие гражданского самопознания, воспитание личной ответственности за благосостояние общества, за процветание России.
- Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими культурными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели.
- Дифференцированность – диффиренциация целей, дидактических средств с учетом возраста.
Приложение 3
Конспект Урока Мужества
«Солдат войны не выбирает…»
Цели и задачи:
- Углубить знания о войне на Кавказе, ходе военных действий; выяснить последствия войны для народов Кавказа и судеб Российского государства
- Развивать навык работы с исторической информацией: документами, письмами; умение оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать собственную позицию.
- Воспитывать патриотизм, умение сопереживать, формирование учащимися собственной позиции в отношении кавказской проблемы.
Оборудование: презентации по теме, клип «Зажгите свечи», задания для самостоятельной работы с документами, вырезки из газет по теме, портреты выпускников школы погибших в Чечне, свечи, фильм «Чистилище».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Погружение в тему.
Учитель: Кавказ – страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы, прекрасные песни и танцы, теплое море и сладкие фрукты.
Но говорить сегодня мы будем не об этом. Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора, исходя из тех кадров, которые вы видите на экране (отрывки из фильма «Чистилище»)
ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА
Учитель: Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях, ведущихся на Кавказе. И при слове «Чечня», первое, что приходит на ум- это ужасы, кровавые события.
Увы, многое зависит от политиков, особенно в данном конфликте, (когда Чечня показала, на что она способна) по своему мнению считает себя победительницей). Россия же не горит желанием признать свое поражение, а значит, и признать свои ошибки.
Итак, тема нашего урока «Солдат войны не выбирает». ( запис. в тетр.)
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос :стоила ли эта война таких жертв?
2.Может было легче не восстанавливать конституционный порядок на Кавказе, а предоставить ему независимость. Как вы думаете, правильно ли это?
3. По итогам урока вы должны выбрать эпиграф, который, на ваш взгляд, больше подходит к нашему уроку
«Живые, пойте о нас!»
Это не просьба, это приказ!
Что гибель нам? Мы даже смерти выше,
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят…
Н. Майоров.
Никто не создан для войны!”
Предварительно класс был разделен на группы:
- библиографы - поэты
- журналисты - художники
- исследователи
У каждой группы - было задание.
В ходе сегодняшнего урока мы ознакомимся с результатами вашей исследовательской работы.
- Основная часть урока.
Заданием для группы библиографов было познакомиться с литературой о Чеченской войне, имеющейся в библиотеке. Порекомендовать нам некоторые книги.
( выступление группы библиографов)
- Историческая справка. ( Презентация)
Вспомните, когда начался конфликт между Россией и Чечней?
В начале 40-х годов XIX века складывается единое государство народов Чечни и Дагестана- имамат Шамиля, просуществовавшее до окончательного покорения Кавказа Россией в 1859 году
В 1934 г. Чеченская и ингушская автономные области объединились в одну Чечено-Ингушскую автономную область.
23 февраля 1944 года Чечено-ингушская АССР была ликвидирована с насильственной депортацией народа в районы Казахстана и средней Азии.
Свыше 500000 чеченцев и ингушей были депортированы. Холод, голод, тиф обрекли эти народы на вымирание: через год в живых не оставалось и 300 тыс
В январе 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена.
И только с воздухом перестройки чеченцы получили глоток свободы.
- Цели и планы сторон.
23 ноября 1990 года в Грозном прошел общенациональный съезд чеченского народа.
На нем была поставлена конкретная задача: провозглашение суверенной Чеченской республики.
Во главе Чеченской республики в результате государственного переворота встал бывший генерал Советской Армии Джохар Дудаев
В течении трех лет Дудаев сделал республику свободной зоной для мафии.
Криминализация нарастала, Чечня стала «крышей» многих преступных группировок, она была напичкана оружием.
Обеспокоенный развитием событий Кремль стал препятствовать этому.
В ответ на усиление оппозиции Дудаев провел 10 августа 1994 года «общенародный съезд», на котором объявил о всеобщей мобилизации и начале «Священной войны против России.
Они широко использовали насилие и шантаж, угоны самолетов и захват заложников. Из мест лишения свободы были выпущены особо опасные рецидивисты.
За нелояльность режиму боевики отрубали головы своим противникам и для устрашения выставляли их на всеобщее обозрение.
Военная операция началась 25 ноября 1994 года. Ее смысл заключался в том, чтобы свергнуть режим Дудаева. На первом этапе планировалось блокировать Грозный, на втором- провести разоружение бандитских формирований и создать законную администрацию.
Соотношение сил
- Проанализируйте данные.
Россия
Общая численность наступающей группировки составляла свыше 12 000 человек, около 200 танков, свыше 500 БМП, БТР: 200 орудий и минометов.
Чечня
Им противостояла хорошо подготовленная 20-ти тысячная чеченская армия, имевшая на вооружении около 140 единиц бронетанковой техники, 200 артиллерийских систем, 270 самолетов, более 40 тыс. единиц стрелкового оружия. Кроме того 30 тыс. человек насчитывали отряды самообороны. Ударную силу составляли иностранные наемники- около 3000 ( из Афганистана, Сирии, Ливана, Украины). без учета ополченцев и «диких» отрядов, которые никому не подчинялись и действовали сами по себе.
- Начало боевых действий в Чечне.
- Как же встретил наших солдат Кавказ?
Группа журналистов получила задание- проанализировать газетные статьи о Чеченской войне. Поделитесь итогами своей работы.
( группа журналистов)
…. Нам объявили, что едем в командировку на Кавказ в роли миротворцев…сказали, в случае стычек с местным населением, не применят никакого оружия, кроме штыка… чеченцы оскорбляли нас, плевались, угрожали…Наше пребывание осложнялось климатом… ночью- заморозки, днем теплее, но пронизывающий ветер. Жили где придется, я поначалу спал в бронетранспортере. Бани не было, не мылись почти месяц.
.. из статьи «Солдаты обманчивой удачи»…
Факты геноцида в Чечне Отрывки из показаний вынужденных переселенцев, бежавших из Чечни, в период с 1991 -1995 гг.
Кочедыкова, проживала в г. Грозном:
«Я выехала из г. Грозного в феврале 1993 года из-за постоянных угроз действием со стороны вооруженных чеченцев и невыплаты пенсии и заработной платы. Бросила квартиру со всей обстановкой, две автомашины, кооперативный гараж и выехала с мужем. В феврале 1993 года чеченцы убили на улице мою соседку 1966 г,р.. Ей пробили голову, переломали ребра, изнасиловали. Из квартиры рядом была также убита ветеран войны Елена Ивановна.
В 1993 году жить стало там невозможно, убивали, кругом. Машины подрывали прямо с людьми. С работы русских стали увольнять без всяких причин.
В квартире убили мужчину 1935 года рождения. Девять ножевых ран нанесли ему».
Д. Гакуряну, проживал в г. Грозном:
«В ноябре 1994 года соседи-чеченцы угрожали убийством с применением пистолета, а затем выгнали из квартиры и поселились в ней сами».
Е. Хобова, проживала в г. Грозном:
«31 декабря 1994 года моего мужа, Погодина и брата, Еремина А., убил чеченский
снайпер в тот момент, когда они убирали на улице трупы русских солдат».
М. Храпова, проживала в г. Гудермесе:
«В августе 1992 года нашего соседа, Саркисяна Р.С, и его жену,
Сакисян 3. пытали и заживо сожгли».
Н. Березина:
«В начале 1993 г. в Грозном разгромили склады с оружием, вооружались. Доходило до того, что дети ходили в школу с оружием, закрывались учреждения, школы. Была очевидцем в октябре 1993 г. убийства молодого парня, которому прямо днем вспороли живот».
.. приказ: «Идем как на парад, но парад не будет. Идем на смерть! Вперед!.....
Радиосвязь в подразделениях, штурмующих Грозный, была почти парализована. Между подразделениями практически не было взаимодействия.
Механики-водители танков и БМП в большинстве случаев были неопытные.
труднопроходимые завалы, не было возможности осуществлять маневр.
Из зданий вдоль улиц пехота и бронетехника расстреливались в упор
В штабе СКВО не имелось достаточного количества карт Грозного. сбиванию с маршрутов, незнанию своего местоположения.
Движению бронетанковых колонн по узким улицам Грозного было организовано классическое противодействие: обычно сначала уничтожались головная и замыкающая машины в колонне, после чего из окружающих домов открывался многоярусный (поэтажный) огонь по остальной, «запертой», бронетехнике.
В дудаевских формированиях широко использовались снайперы-наемники, В частности, известны группы женщин-снайперов из Прибалтики
Снайпер. Поражал в ноги первую жертву, а затем тех, кто шел на выручку раненому товарищу. В конце своей «охоты» хладнокровно добивал всех выстрелами в голову.
Широко применялись для ведения боевых действий и оказания помощи боевикам чеченские подростки.
Необученные новобранцы в сложной обстановке терялись и вели огонь во все стороны, в том числе и по своим.
Страх, отчаяние от необъяснимости и безвыходности ситуации поначалу лишали боеспособности целые подразделения
Дудаевцы же, напротив, с первых дней боев в Грозном вели активную морально-психологическую обработку федеральных войск всеми возможными способами. Не гнушались они и демонстрацией особых зверств над пленными или убитыми военнослужащими федеральных войск.
В чем еще превосходили боевики?
( вывод исходя из отрывка) ( ПРОСМОРТ видео №2.отрывок из фильма «Чистилище»)
отличных средств связи — портативных мобильных радиостанций импортного производства, обеспечивающих надежную связь на значительном удалении (до 30 км)
31 декабря в 6-00 группа «Север» вошла в Грозный.
«…31 декабря десантный комбат построил офицеров и сказал: приказ идти как на парад. Но парада не будет. Идем на смерть. Вперед! Вошли в Грозный с востока. На мосту вступили в бой. ..Десант продержался сколько смог. Потеряв почти все БМД, комбат принял решение отходить сам. Прикрывать остатки батальона остался раненный замполит. Сначала ему прострелили руки, затем снесли черепную коробку. Остальное увидели сами десантники, через сутки вытащившие с поля боя трупы своих товарищей. На мозгах замполита была вырезана звезда. Так десантный батальон встретит новый 1995 год»
Для многих военнослужащих этот неравный бой оказался первым и последним.
Участниками этого же боя в Грозном были и варгашинцы
Группа исследователей получили задание расширить знания о войне в Чечне, опираясь на биографические сведения Долбанос А., Васильева Д- выпускников нашей школы, участников штурма Грозного.
Выступление групп исследователей
- Долбанос А.
- Васильев Д.
Всего в новогоднюю ночь на улицах Грозного погибли и пропали без вести более 1,5 тысячи солдат и офицеров федеральных войск. оставалась неизвестной судьба более 120 военнослужащих бригады
13 января вошли в Грозный.. кругом лежали множество трупов- части человеческих тел, их грызли собаки
В целях предотвращения дальнейшего кровопролития и мирного разрешения конфликтов правительство РФ 9 января 1995 года обратилось к его участникам с предложениями: прекратить огнь, оставить позиции, боевую технику, сложить оружие, возвратить пленных. Но это результатов не дало.
30 июля 1995 года между РФ и Чеченской республикой было подписано соглашение по мирному урегулированию ситуации.
Но лишь 23 ноября 1996 года глава государства принял решение
о выводе войск из Чечни
Военные потери
Россия
ок. 5500 погибших и пропавших без вести (по официальным данным)
Чечня
17 391 погибших и пленных (Российские данные)
По данным Союза комитетов солдатских матерей, в 1994—1996 годах в Чечне погибло около 14 тыс. военнослужащих.
По оценкам источников чеченских боевиков, потери федеральных сил в Первой чеченской войне составили до 80 тыс. человек убитыми.
???Почему такое расхождение в цифрах?
Попытайтесь ответить на этот вопрос просмотрев отрывок из фильма «Чистилище»( ПРОСМОРТ видео №3отрывок из фильма «Чистилище»)
( ОТВЕТ:))Погибшими считали тех, чьи тела удалось опознать…. А фрагменты тел??? к потерям не причисляют!!!!
Группа художников постарались изобразить в рисунке свое видение этой войны. Группа поэтов- должна была изучить стихи о Чеченской войне- которые тоже несомненно являются источниками по этой теме. Вам слово.
Выступая 28 февраля 1995 года на сборе руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации, начальник Генштаба Анатолий Квашнин отмечал: «Все, что происходило в Чечне, можно назвать настоящей войной, которую начали не военные, а политики. Она не похожа на все предыдущие, ибо велась на территории России, очень жестоко, и неоднозначно воспринималась в обществе. Полученные здесь уроки остро поставили вопрос о проведении кардинальных изменений в структуре Вооруженных сил…»».
ИТОГИ.
Стоила ли война этих жертв?
Учитель: Сегодня часто можно услышать мнение о том, что легче не восстанавливать конституционный порядок на Кавказе, а предоставить ему независимость. Как вы думаете, правильно ли это?
Мнения разделяются, но большинство учащихся, как правило, не соглашаются с предложенным вариантом, указывая на несколько моментов:
- Предоставление независимости Чечне создает прецедент и может привести к росту сепаратизма в других регионах.
- Независимый Северный Кавказ – это “ворота” для проникновения в Россию оружия и наркотиков.
- Северный Кавказ – стратегически важный регион, контроль над которым составляет сферу интересов России (нефтяные месторождения, контроль над торговыми потоками, безопасность южных границ).
Рефлексия.
Проанализируйте работу вашей группы и оцените ее. ( Карточки с оценками)
Учитель: Народы Кавказа связаны с Россией многовековой историей, но и Россия без Кавказа не может быть сильной и процветающей. Мирное сосуществование невозможно без понимания интересов друг друга. И Кавказская война, не приведшая к победе, реально может служить уроком для современных политиков.
Выбор эпиграфа. Главное помнить- солдат, с честью выполнивших свой долг.
клип «Зажгите свечи»
“…Пусть светлое, яркое, теплое солнце всегда светит Вам, мои родные, любимые…” - эти слова написал Ю.Чернов, солдат, погибший в Чеченской войне.
Эти слова звучат как завещание. Так хочется, чтобы оно сбылось для всех нас, живущих в стране с израненной душой.
Список используемых источников
- Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. – М.,1994.
- Данилов А.А, Л.Г. Косулина. История России. ХХ век. Москва, 2005.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России.XX век”. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
- За стеной Кавказа. – М.: Молодая гвардия, 1989.
- История России. Учебное пособие. Том 2. Москва, Владос, 1998 год.
- История Урала. ХХ век. Книга 2. Издательство “СВ–96”, Екатеринбург, 1998 год.
- Левандовский А.А., Ю.А. Щетинов. Россия в ХХ веке. Москва, Просвещение, 2004.
- Кадры из фильма «Чистилище».
- Материалы школьного музея
- Материалы периодической печати.
Приложение 4
Этапы работы над исследованием
1. Мотивация
Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. В своей практике я привлекаю тех учащихся, которые имеют желание и способности к исследовательской работе, целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по истории для поступления в ВУЗы
проявляют интерес к истории и систематически занимаются в кружке «Поиск», «Патриот».
Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом. Обычно перед летними каникулами заинтересованные школьники приходят к учителю и с каждым лично определяются конкретные темы, исходя из интересов учащихся.
Для успешности реализации исследовательских работ важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. На основе анкетирования были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие. Мое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами я мотивирую следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую квалификационную категорию.
Выбор темы исследования
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися показывает, что круг их интересов весьма широк: «белые пятна» отечественной и мировой истории разных периодов, краеведение, культура и др. Немало работ связано с историей семьи - перспективным и актуальным направлением современных исследований. Поэтому с учащимися для исследовательской работы мы выбираем темы, которые
· актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2010г. – темы, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне - «Опаленные войной»)
· будут интересны самим учащимся и аудитории (например, «Признаны врагами народа» (репрессии в Красноармейском районе в 30-е годы XXв.)
· связаны с историей родного края: республики, района, села, школы (например, «История создания памятника и улицы Гурия Степанова в селе Красноармейское»)
· связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (например, «История моей семьи», XX век в истории моей семьи»)
· не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).
Точное название темы мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки. Иногда работы могут быть на стыке наук, если ученики планируют поступление на юридические, исторические, социальные и другие факультеты. Например, ученицами 11 классов Алексеевой Дианой и Ермаковой Мариной, готовящимися поступить на юридический факультет, в 2006г. к 100-летию создания Государственной думы в России была написана работа «Государственная дума в России монархической и республиканской». В этом исследовании они раскрыли как исторические особенности возникновения, партийный состав дореволюционной и современной думы в России, так и сравнили их функции и роль в решении важнейших проблем общества. Таким образом, исследовательская работа была написана с учетом как исторических, так и правовых особенностей изучаемой темы.
Планирование и организация работы над исследованием
Определившись с тематикой в самом общем виде, руководитель работы предлагает ученику примерный список источников и исторической литературы, рекомендует изучить материалы, имеющиеся в библиотеках школы, района, в том числе материалы СМИ, научную литературу, Интернет-ресурсы. Во время первых консультаций с учеником мы знакомимся с традиционной структурой исследовательской работы: 1)введения, в котором формулируются актуальность выбранной темы, цель и задачи, методы, объект и предмет исследования; 2) 3) заключения, в котором делаются основные выводы. При этом результатыисследования должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении.основной части, где описано само исследование по основным вопросам с краткими выводами в конце каждого пункта;
Успех исследования учащихся во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В течение 1-2 месяцев встречи с руководителем проводятся регулярно. Ученик делает краткие записи, анализируя источники, выявляя различные точки зрения по изучаемой теме. Также важную роль мы уделяем изучению общественного мнения путем проведения социологического опроса среди жителей села, анкетирования учащихся школы, интервьюирования известных людей района.
После изучения разных источников, проведения социологических опросов тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Я всегда рекомендую сначала написать основную часть, так как в процессе оформления текста могут несколько измениться цели и задачи. Затем пишется заключение как итог и выводы проделанной работы, и, наконец, введение. Окончательное название темы формулируется уже в самом конце работы. И в этом часто помогает руководитель, так как самим учащимся бывает тяжело конкретизировать тему.
Таким образом, в ходе исследовательской работы многое представляет для учащихся значительные трудности:
· выявление темы и проблемы исследования;
· постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования;
· правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников;
· отбор и структурирование материала;
· соответствие собранного материала теме и целям исследования.
Поэтому педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).
Формы представления исследовательских работ
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования.
Уровни представления исследовательских работ
Выполненные работы представляются на различных уровнях. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, школьных, районных и республиканских конференциях, также участвуют в различных творческих и предметных конкурсах исследовательских работ района и республики, добиваясь на них успехов. При представлении своей исследовательской работы аудитории важны следующие моменты:
· грамотная, четкая, выразительная речь выступающего
· краткое, но содержательное выступление. Обязательные пункты: представление темы, цели и задач, методов, объекта и предмета исследования, использованной литературы, кратких выводов по основным вопросам
· оформление электронной презентации по теме выступления. Она должна соответствовать следующим критериям: выдержана в одном фоне, иметь не более 15-20 слайдов, иметь минимум текста, наличие иллюстраций, фотографий, диаграмм, содержать краткое изложение всех основных разделов работы
· уверенные и содержательные ответы на заданные вопросы.
Итак, работу над исследовательской работой можно подразделить на 3 основных этапа:
1. предварительный - выбор темы, постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования, круга возможных источников
2. проведение исследования
3. оформление результатов работы, ее презентация
Стимулирование учебного исследования
Администрация нашей школы придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: награждаются грамотами, подарками. Так формируется интеллектуальная элита школы и поддерживается престиж знаний. Учителя также поощряются за педагогическое руководство исследованиями обучающихся через систему стимулирующих выплат, денежных премий, а также при аттестации на квалификационные категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быть патриотом и гражданином
Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....
статья "Легко ли быть патриотом"
"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...
Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы
Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...
Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь
Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...
Программа "Патриоты России"
Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...