Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. Поэтому более подробное знакомство со своей местностью способствует их социальной адаптации, формированию уважения к краю, его людям, стремления беречь окружающую природу. Изучение родного края - это не только способ познания своей малой родины, но и своеобразный ключ к становлению человека. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания подчеркивается, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота. Именно местный материал даёт возможность наглядно, доступно на родном языке, донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые нормы и ценности, воспитать у них гражданственность, патриотизм, формировать чувство сопричастности к истории и культуре малой родины, нести ответственность за сохранение природных богатств родного края. Привлекая местный материал, мы учим школьников с ограниченными возможностями здоровья успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, толерантному отношению к людям других национальностей и вероисповеданий, умению проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что необходимо во время их адаптации и социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_istorii_i_kulture_rodnogo_kraya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. Поэтому более подробное знакомство со своей местностью способствует их социальной адаптации, формированию уважения к краю, его людям, стремления беречь окружающую природу. Изучение родного края - это не только способ познания своей малой родины, но и своеобразный ключ к становлению человека. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания подчеркивается, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота. Именно местный материал даёт возможность наглядно, доступно на родном языке, донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые нормы и ценности, воспитать у них гражданственность, патриотизм, формировать чувство сопричастности к истории и культуре малой родины, нести ответственность за сохранение природных богатств родного края. Привлекая местный материал, мы учим школьников с ограниченными возможностями здоровья успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, толерантному отношению к людям других национальностей и вероисповеданий, умению проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что необходимо во время их адаптации и социализации в обществе.
Изучение истории и культуры нашего края актуально и для детей мигрантов, обучающихся в специальной (коррекционной) школе. Способствует их социокультурной адаптации, в новых сложившихся для них условиях, формированию уважительного отношения к традициям и обычаям коренных народов края, способствует межэтническому взаимодействию, поддержанию межэтнического мира и согласия.
Формировать чувство сопричастности к истории и культуре края, воспитывать гражданственность, патриотизм и толерантность у обучающихся с ОВЗ, помогает программа «История и культура родного края» для обучающихся 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы. Программа разработана мною на основе курса «История Ханты Мансийского автономного округа для учащихся средней (полной) школы», по ред. Н.Н. Баранова и интегрированного курса краеведения «Мы дети природы», под ред. Т.К. Орловой.
Программа «История и культура родного края» направлена на формирование у обучающихся целостных представлений об истории и культуре родного края, социальной среде края и месте человека в нем, воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности, личной ответственности за сохранение природных богатств края.
Данная программа утверждена на заседании научно-методического совета школы. Программа «История и культура родного края» имеет соответствующую рецензию, и экспертное свидетельство. На основе данной программы на 2012 – 2013 учебный год был заключен договор с Сургутским краеведческим музеем на проведение тематических занятий и экскурсий.
Программа рассчитана на 1 год и реализуется через учебную и внеклассную деятельность.
Учебная деятельность – это уроки (34 часа, 1 час в неделю). Внеклассная (внеучебная) деятельность - это внеклассные мероприятия, предметные недели, тематические занятия в Сургутском краеведческом музее, экскурсии.
Учебная деятельность. На уроках истории и культуры родного края у обучающихся формируются представления об истории края, жизни и быте коренных народов, выдающихся личностях, оставивших заметный след в истории Югры.
На уроках используются произведения фольклора народов севера (сказки, легенды, поговорки и др.). Учащиеся знакомятся с произведениями местных поэтов и писателей, творчеством югорских художников, достижениями общественных деятелей и спортсменов.
Применение на уроках информационно коммуникативных технологий (далее по тексту ИКТ): видеороликов, аудиозаписей, компьютерных презентаций не только знакомит с историей и культурой края, но и учит обучающихся пользоваться современными носителями информации. На уроках обучающиеся готовят сообщения по темам, делают зарисовки, с интересом выполняют творческие задания, активно включаются в сюжетно – ролевые моменты. Например, деловая игра «Выборы депутата или мера города Сургута» способствует формированию гражданской позиции и ответственности учащихся при принятии общественно-значимых решений.
Изучаемый на уроках краеведческий материал помогает учащимся готовить учебные проекты, грамотно проводить исследования родного края. Работа над проектами ведется как в группах, так и индивидуально. Учебные проекты: «Известные люди нашего города», «История моей семьи в истории Сургута», «Достопримечательности Сургута», «Название улиц нашего города» формируют представления учащихся о Сургуте, как историко – культурном и социальном центре округа, воспитывают чувство сопричастности к истории родного города. Например, проект «Предприятия и учреждения Сургута» направлен на формирование у обучающихся представлений о предприятиях города, способствует социально-трудовой адаптации будущих выпускников. Учащиеся имеют возможность познакомиться с городскими предприятиями еще до начала работы на них. Они знакомятся с разными рабочими профессиями, что поможет выбору для себя будущей профессии.
Работая над проектом «Великая Отечественная война в судьбе края» ребята собирают материал о своих родственниках – участниках ВОВ, оформляют альбом: «Земляки - участники ВОВ», фотовыставку «Спасибо деду, за победу!». Ко Дню победы посещают «Мемориал славы», и поздравляют ветеранов ВОВ, ветеранов «трудового фронта» с праздником. Проделанная работа, воспитывает у обучающихся уважение к людям победившим фашизм, способствует развитию нравственных качеств, патриотизма, гражданственности, ориентирует учащихся «на вечные абсолютные ценности – человек, семья, отечество, труд».
«Sir '«€
I
Внеклассная (внеучебная) деятельность способствует более разностороннему развитию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда удается раскрыть на уроке.
Внеклассные мероприятия: Поле чудес «Мой край – Югра», КВН «В гармонии с природой», викторина «По родному краю», конкурс «Сургут в прошлом, настоящем и будущем» способствуют развитию творческих способностей, коммуникативных навыков обучающихся. Знакомясь с жизнью, бытом и традициями коренных народов края, обучающиеся 11 классов, самостоятельно готовят и проводят устный журнал: «Коренные народы нашего края». Они рассказывают учащимся школы об истории края, жизни и быте северных народов.
Музейные экспонаты, макеты, используемые в ходе тематических занятий в Сургутском краеведческом музее: «Земля, принесенная в клюве птицы», «Узор таежной тишины», наглядно иллюстрируют традиционные ремесла коренного населения, вызывают уважительное отношение к труду коренных народов нашего края. На тематических занятиях в музее: «Первый сургутский городок», «Фронтовые зарисовки», «Все для фронта! Все для победы!», «Нефтегазовая история Югры: прошлое и настоящее», «Ученые о Югре» демонстрируются редкие фотографии, документы, видеосюжеты из фондов Сургутского краеведческого музея. Данные тематические занятия расширяют представления обучающихся о родном городе, вызывают чувство гордости за знаменитых земляков.
Обучающиеся специальной (коррекционной) школы часто посещают различные экскурсии: например, музей «Купеческая усадьба», который является памятником истории и архитектуры Сургута XIX века, мемориальный комплекс геологов – первопроходцев «Дом Ф. Салманова», ИКЦ «Старый Сургут», Центр патриотического наследия, музей «Торум – Маа» в Ханты – Мансийске. Особенно нравятся обучающимся обзорные экскурсии по городу, где они, в проектной деятельности изучив выбранный маршрут, сами выступают в роли экскурсоводов.
Предметные недели, проводимые в школе по истории и культуре родного края, способствуют укреплению толерантной среды, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений. В рамках недели учащиеся представляют свои работы: макеты жилищ, хозяйственных построек, образцы одежды и орнаментов коренных народов Севера, сделанные под руководством своих наставников – учителей школы. В рамках недели в школе проводятся мастер – классы по обучению учащихся национальным танцам, играм народов, проживающих на территории нашего округа. Нравятся учащимся конкурсы на лучшее национальное блюдо, которые обучающие готовят на уроках социально бытовой ориентировки и дома с родителями.
По окончании изучения курса «История и культура родного края» учащиеся получают в подарок «Блокнот выпускника», в котором отражена информация о городе Сургуте, транспорте, работе поликлиник, службах соцзащиты, быта и другие жизненно важные сведения социального характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение истории и культуры родного края как средство нравственного воспитания личности.
Обобщение опыта работы....
Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики
Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками в школьном комплексно-краеведческом музее....
Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы
Пояснительная записка по курсу «История и культура родного края» для 11 классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная програм...
Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и культуры родного края с целью повышения познавательной деятельности обучающихся"
Использование ИКТ на уроках истории и культуры родного края...
Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.
Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...
«Физическая культура и спорт как фактор гражданско-патриотического становления личности воспитанников»
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноцен...
Изучение истории родного края как средство гражданско-патриотического воспитания
в статье указывается актуальность изучения вопросов краеведения на уроках истории и во внеклассной работе учителя...Необходимость реализации данного направления работы учителя подтверждается данными у...