Изучение истории и культуры родного края как средство нравственного воспитания личности.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности.
Важно воспитывать молодое поколение
в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народа,
памяти культуры.
Д.С.Лихачев.
Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся
вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, что больше способствует этому.
В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом. Это определено Законом РФ «Об образовании». Определен результат воспитательного процесса: выпускник образовательного учреждения – гражданин-патриот, профессионал-работник, семьянин-родитель.
Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?
Я уверена, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить. Как классный руководитель, я увидела в этом большие возможности и целью воспитательной деятельности определила - изучение истории и культуры родного края, как средство нравственного воспитания личности. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Развитие познавательного интереса, активности, желание познать свою малую родину;
- Развитие творческих способностей учащихся через организацию поисковой деятельности;
- Расширение воспитательного пространства.
Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Во многих школах преподается предмет краеведение, факультативы. Но задача учителя, прежде всего, обеспечить приобретение определенных знаний за определенное количество времени. Мною же оказана попытка использовать процесс изучения для развития нравственных качеств детей.
Ведущим методом нашей работы был выбран поисковый. Использование этого метода позволяет развить умения и навыки планирования и организации деятельности, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысливания.
Формы работы: встречи и беседы со старожилами, своими бабушками и дедушками, экскурсии, туристический лагерь, изучение исследовательских работ ученых по нашей местности, учебно-исследовательские работы, работа со справочной, научно-публицистической литературой, сбор материалов, оформление альбомов, фестивали.
Учитывая возраст детей, их интересы и способности, работу по изучению истории и культуры родного края я разделила на несколько этапов:
1 год (5 класс) – «Я и моя семья»;
2 год (6 класс) – «Сылвенские татары и башкиры»;
3 год (7 класс) – «Традиции и обычаи народов земли Суксунской»;
4 год (8 класс) – «Деревенька моя»;
5 год (9 класс) – «Прикамье – часть России».
Работа каждого классного руководителя начинается со знакомства с детьми, их семьей. В эту деятельность я вовлекла и самих детей. Каждый ученик класса узнавал у родителей, почему его так назвали, интересовался значением имени. С этого и начались первые шаги поисковой работы. Когда родители затруднялись ответить, мы обращались к именникам. Дети узнали значение своих имен, с какого языка они пришли. Так же они узнавали о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, об их увлечениях.
Процесс изучения своих корней плавно перешел в следующий этап: татары как этнотерриториальная группа. Дети знакомились с признаками традиционной культуры – народным костюмом, системой хозяйствования, типологией усадеб… Мы посетили выставку «Сылвенские татары и башкиры», организованную в Суксунском историко-краеведческом музее. Встречались с сотрудниками музея Мирсаитовым С., Токаревой Н., с руководителем татаро-башкирского центра Мухутдиновым Ш.. Дети увидели предметы быта, старинный национальный мужской и женский костюмы, украшения, которые были представлены в музей бабушкой их одноклассника - Каримовой М.А.. Также посмотрели выставку «Суксунский самовар».
3 этап нашей работы был самым интересным и, вместе с тем, самым плодотворным. Мы разучивали народные песни, танцы, игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Знакомились с обрядами и обычаями, связанными народным календарем. Поучаствовали в районном мероприятии «Навруз», организованном в нашем Доме культуры, где увидели обычаи и традиции, связанные с встречей нового года по народному календарю. С особым интересом посмотрели выставку народных умельцев и мастеров, выставку блюд татарской кухни; послушали русские народные песни в исполнении наших соседей – гостей праздника. На этом мероприятии мне практически удалось показать детям, что представители разных национальностей в нашем районе, да и вообще в стране, жили всегда дружно. Наиболее заинтересовала моих подростков тема молодежи. Они интересовались тем, как они общались, знакомились, женились.
В этом году мы изучаем историю деревни. Встречаемся со старожилами, с ветеранами войны и труда и записываем их рассказы о легендах возникновения деревни, о наиболее памятных событиях в истории деревни. Знакомимся с нашими соседями, ведь истории наших деревень тесно соприкасаются.
Работа по изучению истории и культуры родного края способствовала развитию умений и навыков работать в коллективе; самостоятельно, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения; вести диалог, беседу; высказываться в виде рассказа, аннотации.
Расширились познавательные способности ребят: они участвуют в различных фестивалях, конференциях, конкурсах и показывают неплохие результаты (Приложение 1,2). Готовят различные выступления, приветствия (ко Дню пожилого человека, к годовщине образования Пермского края, на общешкольные конференции…). В летнее время посещают туристический лагерь, в рамках которого совершают экскурсии по памятникам природы родного края. Развиваются и творческие способности детей. Они участвуют в районных мероприятиях, организованных Домами культуры («Мисс поселения», «Пупс»), организуют КТД в классе и школе.
В совместной деятельности произошло обогащение социального опыта детей социальными образцами деятельности взрослых, закрепились нормы общения, дети стали более толерантны. Они понимают, что история - это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Дети знают историю и культуру родного края, а культура формирует мировоззрение, поведение человека. В лучшую сторону изменились и ценностные ориентиры детей (Приложение 3).
Практический результат:
- Оформление папки «Традиционные формы общения молодежи», с последующей его передачей в кабинет краеведения и народоведения.
- Открытый классный час для учащихся, родителей и учителей «Традиционные формы общения молодежи» с театрализованным представлением «Посиделки».
- Реферат «К истокам культуры татарского народа» (сертификат краевого конкурса – приложение 4).
- Реферат «Татарский орнамент» (1 место в школьном конкурсе учебно-практических работ учащихся – приложение 5).
- 1 место в номинации «Танец» в школьном фестивале татарской культуры (Приложение 6).
- Литературно-музыкальная композиция «Духовное богатство моего народа» (районный фестиваль театральных коллективов «Единством Родина сильна»).
- Сообщение «История села: вчера, сегодня, завтра» (общешкольная конференция «Я - гражданин»).
Я считаю, что направление, выбранное мной для работы с классом, учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу малой родины; способствует сохранению традиций.
Какими станут мои ученики, покинув стены школы? Что они принесут обществу? Чему они будут учить своих детей? Вот это и есть настоящий результат моей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики
Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками в школьном комплексно-краеведческом музее....
Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы
Пояснительная записка по курсу «История и культура родного края» для 11 классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная програм...
Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. ...
Изучение топонимов родного края как средство патриотического воспитания школьников
Местные топонимы - важные объекты для изучения родного края. Топонимика Краснинского городского поселения и всего района возникла в конкретных исторических условиях, тесно связана с народами, проживав...
Использование современных образовательных технологий и ИКТ при изучении истории и культуры родного края
Актуальной проблемой новой школы является обучение обучающихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики.Необходимость создания условий для эффективн...
Детский кинематограф как средство нравственного воспитания личности. “Родной край в кадре”
Представленный материал в презентации отражает вопросы динамики духовно-нравственной сферы детского кинозрителя в советский и постсоветский период через формирование основных периодов развития д...
Волонтерское движение как средство нравственного воспитания личности учащихся
Описание опыта работы волонтерского объединения "Движение - наша сила!"...