Изучение истории родного края как средство гражданско-патриотического воспитания
проект по истории (7, 8, 9 класс) на тему
в статье указывается актуальность изучения вопросов краеведения на уроках истории и во внеклассной работе учителя...Необходимость реализации данного направления работы учителя подтверждается данными ученического социологического исследования.Также предлагается проект по формированию у обучаюшихся интереса к изучению истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Панкова Е.В.,
Учитель истории и обществознания
ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»
Изучение истории родного края как средство гражданско – патриотического воспитания
В современный период развития государства, оказавшись в ситуации кризиса, патриотизм, защита идеалов Родины играют огромную роль в становлении личности. Историю страны невозможно изучить, не зная истории отдельных ее регионов. Через познание малой родины человек осознает сопричастность к стране, ее прошлому, настоящему и будущему. Историческое краеведение – это то направление научно-творческой деятельности, где могут успешно работать обучающиеся. Краеведение открывает широкие возможности для приобщения обучающихся к процессу познания через собственное восприятие истории и культуры своего района или населенного пункта. История нашей республики привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим.
В отношении молодых людей к Родине и ее истории сегодня определились два полюса:
На одном – глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм, циничный отказ от своего Отечества. Между ними – множество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть современной молодежи.
Чтобы выявить общее представление о мнениях, взглядах, позициях ребят, проведен опрос среди обучающихся старших классов. 20 ученикам были заданы следующие вопросы: .
На первый вопрос: «Что Вы подразумеваете под словом патриотизм?» большинство ответили: «любовь к своей Родине, гордость за свою страну. На вопрос: «Любите ли Вы свой родной край? Респонденты единодушно ответили: «Да, я тут родился; красивые места; край богат озерами, лесами»
Тревожный симптом выявил ответ на следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым и важным гражданско-патриотическое воспитание молодежи?» Утвердительно ответили из 20 обучающихся лишь 12 респондентов (60 %).
Следующий вопрос касался знаний о земляках-героях Великой Отечественной войны. Выявлено, что у учеников имеется хорошее знание по этому вопросу. Среди многих были названы имена А.Шумелева, О.Тихомировой, З.Прохорова. Также респонденты перечислили имена известных людей нашей республики, а именно С.Чавайна. Я Шкетана, Олыка Ипая, Й.Кырли, и даже президента РМЭ Л.И.Маркелова.
Таким образом, обучающиеся имеют общие представления об истории марийского края, эта тематика интересует школьников. Это побуждает нас, педагогов, вести воспитательную работу с подростками, которым в скором времени предстоит стать гражданами страны. Мною разработан проект, который призван обратить пристальное внимание на приобщение обучающихся к изучению истории Родины. Ведь неслучайно великий педагог К. Д. Ушинский обосновал «родиноведческий» принцип в обучении наиболее важным в деле воспитания гражданина, патриота своей страны.
Актуальность проекта: занятия региональной историей диктуются бессознательным ментальным чувством любви к родному краю, потребностью знать прошлое родных мест, помогают в становлении обучающихся как патриотов своей малой Родины в наиболее важный период их социализации. С повышением качества исторического образования обучающихся связано ожидание обществом стабильности, развития толерантности и согласия в социуме. Особенно это актуально в нашем регионе, отличающемся глубокой и своеобразной историей и богатством социокультурной среды. Кроме того, краеведение позволяет воспитать нравственные, гражданские позиции.
Педагогическая идея проекта: привлечение обучающихся к более глубокому изучению истории и культуры родного края, выявление среди них увлеченных изучением истории и культуры родного края, приобщение их к серьезной научно-исследовательской деятельности, сбор информации о прошлом и сохранение историко-культурного наследия.
Основное значение в проекте придается развитию навыков поиска информации, работой над ней, объяснением и оценкой исторических фактов и явлений. Таким образом, критерии качества изучения истории РМЭ и исторического образования в целом связаны не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизвести изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценкой исторических явлений, реконструкцией исторической реальности.
Цель проекта: создать систему действенной мотивации у обучающихся к занятию историческим краеведением, что позволит обновить и укрепить взаимоотношения между государством и гражданином. Таким образом, появляется уникальная возможность осуществить связь поколений, узнать молодому поколению свои корни, изучить историческое прошлое на основе этнокультурных традиций.
Все это позволит решить задачи не только общего образования, но всесторонне развивает способности обучающихся.
Достижение поставленной цели может быть осуществлено только реализацией четырех взаимосвязанных задач:
- Создание условий для научно-учебной работы студентов, овладение формами и методами научно-исследовательской деятельности.
- Обучение навыкам научно-исследовательской и опытнической работы.
- Разработка и реализация исследовательских проектов.
- Подготовка научных работ студентов к участию в республиканских и российских конкурсах.
- Воспитание у обучающихся чувства сопричастности к истории страны через призму семейных отношений, что позволяет более глубже проникнуться уважением к истории родного края и в целом судьбы своей Родины.
Формы работы: олимпиады, научно-практические конференции, семинары;
Методы работы: изучение первоисточников, памятников старины (культуры), изучение документов, записи воспоминаний старожилов, исследование предметов старинного быта;
Для наиболее полного достижения цели проекта предлагается реализация ряда направлений: 1.поисково–исследовательское «Кто ищет, тот всегда найдет», 2 .научное «Мои мысли и размышления», 3.«Я могу, я творю, я участвую», активное участие в разнообразных исторических конкурсах, олимпиадах, выставках, конференциях, 5. «Мой край родной», проведение экскурсий, выставок, посещение исторических мест.
Таким образом, в результате реализации проекта обучающиеся могут иметь огромные воспитательные ресурсы с использованием краеведческого материала, что позволит применять не абстрактные идеалы, а примеры из жизни родителей, односельчан, события из истории своего села, края.
Воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе, уважения к старшим строится на конкретной исторической почве.
Обыденное прошлое старшего поколения содержит эмоциональные героические и трагические страницы, знакомство с которыми переходит в воспитание из сферы общих рассуждений в область воссоздания реальных исторических корней.
Список литературы:
1.Г.Б. Голубев, Е.А. Перелыгина, О.В.Чуракова. Метод проектов- технология компетентностно – ориентированного образования. Методическое пособие. Самара «Учебная литература» 2006.
2.Г.Б. Голубев, Е.А. Перелыгина, О.В.Чуракова. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации по преподаванию курса . Самара «Учебная литература» 2006.
3.Чуриков И.А Марийская народная педагогика. Йошкар-Ола, 1999.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в изучении истории родного края
В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....
Роль школьных музеев в изучении истории родного края.
В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...
Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.
На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...
Изучение истории родного края
Повторительно-обобщающее занятие творческого объединения «Юный исследователь»«Изучение истории родного края» (интеллектуально-познавательная викторина)...
Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края
В статье подводятся итоги создания исследовательских проектов по изучению истории Дивеевского района...
Изучение топонимов родного края как средство патриотического воспитания школьников
Местные топонимы - важные объекты для изучения родного края. Топонимика Краснинского городского поселения и всего района возникла в конкретных исторических условиях, тесно связана с народами, проживав...