"Учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей обучающихся на уроках истории в условиях исправительной колонии"
статья по истории по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Учет индивидуально-психологических,
возрастных особенностей обучающихся
на уроках истории в условиях исправительной колонии
Учитель истории:
Федоровская Светлана Анатольевна
«Тюрьма дело окаянное
и работать в ней должны,
люди твёрдые , но добрые
и весёлые».
Пётр Великий
История развития нашей цивилизации показывает, что человек не хочет и не может оставаться безотчетным относительно устройства окружающего его мира и себя. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным (по своей сущности ценностным и целевым установкам), технологичным (по процессу организации и характеру гарантированности достижения результатов), внутрисубьектным (по способам управления процессом и качеством обучения).
Изучение истории осужденными позволяет им получать или видоизменять уже имеющиеся представления об устройстве общества, роли правовых традиций и норм, ценностях общества. Формирование нравственного человека – главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные задачи, поэтому педагогический процесс рассматривается как одно из средств исправления и перевоспитания осужденных. Работа учителя направлена на то, чтобы осужденный вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции.
Решение одной из основных задач обучения истории с учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей в условиях исправительной колонии осуществляется мною через формирование нравственности и социальной активности учеников. Для того чтобы занять определенную позицию, ученики должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. При этом важно, на уроке организовать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. В процессе изучения истории создаю для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирования умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории. Признаю за учащимися право на собственное мнение, личную оценку, исторических событий при условии, ее серьезной аргументации. Предоставляю возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повышаю их интерес, помогаю понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества. Поэтому особое значение приобретает организация деловых и ролевых игр на уроке, где ученики на время чувствуют себя непосредственными участниками тех или иных событий, играют роли исторических личностей, персонажей и др. Значимых успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся, добиваюсь, внедряя диалогические формы общения учеников и учителя. Ведь диалог это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы. Диалог использую, в основном, на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся.
Например:
- учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
- решение нравственных проблем на базе исторических материалов;
- установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);
- разыгрывание сценок;
- ролевые игры;
- театрализованное представление;
- деловые игры;
- сопоставление различных точек зрения на события;
- изучение дополнительной литературы.
Например:
Деловая игра-обсуждение «От «горячей» войны к холодной. Европа, расколотая надвое»
Цель занятия: познакомить учащихся с международной обстановкой послевоенного периода, основными событиями, положившими начало холодной войне. Деловая игра призвана смоделировать картину напряженности в международных отношениях, основные противоречия между двумя блоками, возникшими после Второй Мировой войны – блоком капиталистических стран Западной Европы и США, с одной стороны, СССР и Восточной Европы, с другой. Форма игры – заседание «экспертных групп» по вопросам международной политики.
Игровое занятие призвано способствовать возникновению личностных аналогий у школьников через познание «азов дипломатии» и воссозданию непростой атмосферы в мире в 50-е годы. Форма игры способствует формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, подтверждать гипотезы самостоятельно подобранными фактами, аргументировано защищать свою позицию, объяснять новую терминологию, соотносить реальные исторические события и имитируемую ситуацию в ее игровом воплощении.
Опережающее задание: прочитать доступный материал по учебнику и дополнительную литературу. (список литературы дать заранее).
Подготовка деловой игры. Класс заранее разбивается на две половины, каждая из которых делится на 2 подгруппы. Одна половина учащихся представляет в игре США (1 подгруппа) и Западную Европу (2 подгруппа) и прорабатывать их позиции. Вторая половина соответственно будет являться выразителем взглядов и позиций СССР (3 подгруппа) и стран Восточной Европы (4 подгруппа).
Этапы деловой игры и ее содержание.
1.Вводная часть. Постановка проблемы.
Урок начинается с характеристики послевоенного периода в мировом масштабе. Формулируется проблемная ситуация.
2.Ход деловой игры. Каждая группа представляет «экспертную комиссию по международным проблемам из разных стран Западной и Восточной Европы, из США и из СССР. Для более достоверного проживания игровой проблемной ситуации можно ввести следующие роли:
А)министры иностранных дел, б) послы, в) представители международных организаций по правам человека, г) руководители государств, д) эксперты-экономисты, е) международные эксперты по вооружению.
Ход игрового занятия складывается из обсуждения событий, явившихся началом холодной войны и кризисных ситуаций и проблем, которые возникли уже в ее разгаре. В процессе обсуждения учащиеся выдвигают свои гипотезы о «виновнике» холодной войны и о том, какова была реальность избежать дальнейшего ее распространения.
Итогом работы каждой группы является выявление мотивов той или иной страны (или группы стран), тех или иных действий их руководителей.
3.Подведение итогов игры. В конце урока каждая группа подводит итог своей деятельности. В процессе обсуждения каждого вопроса фиксируется позиция «экспертов» стран и составляется «Нота протеста холодной войне». В этом документе каждая из групп должна выразить не только свою позицию, но и собственные предложения по прекращению холодной войны. Зачитываются «Ноты», участники деловой игры вновь обращаются к обсуждению вопроса о «виновнике» холодной войны.
Можно также предложить следующие вопросы:
1. Кто выиграл холодную войну?
2. Выделите те критические точки, в которых можно было остановить нарастание холодной войны.
3. Возможно, ли было союзникам по антигитлеровской коалиции действовать сообща в интересах сохранения мира?
4. Какое влияние оказала холодная война на внутреннюю жизнь стран – ее участников?
4.Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить ребятам сочинение- эссе «Мое отношение к холодной войне».
В процессе изучения истории такие уроки - деловые игры помогают мне прививать школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. При этом весьма важно, чтобы сама информация и задания к ней требовали от учащихся не простого воспроизведения материала, а умений сравнивать, обобщать, высказывать свою позицию и отстаивать ее.
Учащиеся нашей школы в основном не могут выполнять домашнее задание. Вот почему более приемлема следующая технология в преподавании истории. С учетом контингента учащихся опрос в том виде, в каком он существует в комбинированном уроке, у меня на уроке отсутствует. В начале урока провожу небольшую вводную беседу - разминку типа «Какую историю мы изучаем? О чем она? Какую тему сейчас проходим?» Затем — краткая установочная беседа и задание для самостоятельной работы на уроке. Учащихся необходимо настроить изучать новый материал на уроке, а не дома. Работу организовываю так, чтобы прием информации (так можно назвать первый этап урока, будь то самостоятельная работа с учебником, документами или рассказ учителя) был бы меньшим по времени. Второй этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учениками и их обоснования, делаю продолжительным с тем, чтобы вовлечь большее количество учащихся в обсуждение и совместную мыслительную деятельность. Учащимся самим приходится анализировать, сравнивать, давать оценки тем или иным событиям или личностям, искать свою позицию и отстаивать ее. Ученики должны научиться откровенно и аргументировано высказывать свою точку зрения. Главное научить мыслить самостоятельно, критически свободно, творчески, иметь «свое лицо».
Большую роль в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками, нацеленная не на создание новых форм обучения, а на более полное и качественное использование уже существующих. Данная методика предназначена для работы в 9- 12 классах, где, как известно, работа учителя сопряжена с наибольшим количеством трудностей. Для этой возрастной группы необходимо использовать, кроме уроков-зачетов, уроки сотрудничества и сотворчества, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки пресс-конференции, уроки-диспуты и др. Использования уроков-лекций и уроков-семинаров помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе, вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.
В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности я применяю систему познавательно-развивающих вопросов.
Использую следующий алгоритм в форме вопросов: 1. В чем сущность события?
2. Почему оно произошло? 3. Как это событие связано с окружающей действительностью? 4.Каково значение факта в истории?
Составляю эти вопросы таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением ждали ученики, во-вторых, не ответить на некоторые совсем было бы просто невозможно. и наконец, в третьих. даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив повышал познавательную активность ученика. Например, задание (9 кл.): «Почему при Советской власти наше общество не спешили назвать гражданским?” Личностно-ориентированное обучение — это активная деятельность ученика, это исследовательский подход при работе с историческими документами (урок в форме групповой работы на тему “Эпоха великих реформ”). Для этого я использую разные виды работы. Например: «Ошибка в документе»- фрагмент официальных бумаг, мемуаров, статей, записок и т.п., в документе допущены две-три нарочитые ошибки, обнаружив которые учащиеся продемонстрируют не только знание материала учебника, но и сущностное понимание хода событий. Большое значение имеет работа с первоисточниками. Например, изучение исторических фактов, событий может вестись по различным документам (летописи, былины, мемуары, описание очевидцев, художественные произведения, различные справочные материалы и т.п.). Важно представить возможность ученику право выбора работать с той литературой, которая ему интересна, более значима, эмоционально привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации, а не специальным объектом изучения. Применяю памятки для работы с документом:
Памятка для работы с документом.
1. Кто автор документа? Что вы знаете об этом человеке?
2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания?
4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
Большие возможности для развития и реализации личностных способностей изучения истории открываются в нетрадиционных формах проведении Недель по предмету. При планировании таких недель обязательно включаются такие мероприятия: как выставка рисунков, диаграмм, викторины, олимпиады, деловые игры, круглые столы и др. (показать планы недель по истории).
Все эти методы и приемы позволяют мне достигать определенных положительных результатов.
Конечный педагогический результат в преподавании истории в вечерней школе при исправительной колонии можно сформулировать высказыванием философа Г.С.Батищева : «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне. Но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность. И исключительно через механизм этой его собственной деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».
Закончить свое выступление мне бы хотелось правилами изучения истории:
1. Помни, что история дана нам в наставление. Поняв смысл истории, важно приблизиться к пониманию своего смысла жизни.
2. Помни, что прошлое дано для понимания настоящего.
3. Стремись постичь правду истории разумом и сердцем.
4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи; меняется не история, а ее оценки.
5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу при исправительной колонии поступают ученики ...
Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".
Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся существенно отличается от обучающихся ...
Особенности современного урока экономики в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Моя же задача – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках....
Урок истории 5 класс Греческие колонии
Урок комбинированного типа с использованием презентации.Цель:содействовать формированию представлений о причинах и последствиях греческой колонизации....
Применение технологии «Фишбоун» в условиях исправительной колонии
Применение технологии "Фишбоун" во время проведения внеклассного мероприятия "Интелектуальное казино по физике" в 11 классе....
Методическая разработка к уроку истории по теме: Английские колонии в Северной Америке.
Методическая разработка к уроку истории по теме: Английские колонии в Северной Америке предназначена для слабослышащих и позднооглохших детей. Методическая разработка содержит в себе презе...
«Актуальные вопросы на уроках истории для учащихся исправительных учреждений».
Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретае...