Урок истории 5 класс Греческие колонии
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Тухватулина Ольга Сергеевна

Урок комбинированного типа с использованием презентации.Цель:содействовать формированию представлений о причинах и последствиях греческой колонизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grecheskie_kolonii.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

история

Класс

5

Тема урока

Греческие колонии    

Тип урока

Учебное занятие комбинированного типа

Цели

содействовать формированию представлений  о причинах и последствиях греческой колонизации

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать  наряд грека.

Уметь  получать информацию из разных  источников,

давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком;  содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Основные понятия, изучаемые на уроке

колония, колонизация, пираты, мрамор, скифы

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2

Актуализация знаний

Познавательные:  

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует решение тестов.

Организует беседу по вопросам:

1)сравните природу и основные занятия Афин и Спарты (по критериям)

2)охарактеризуйте спартанское воспитание

Решают тесты.

Отвечают на вопросы

«Спартанское воспитание» - это

  •  строгое послушание;
  •  военные навыки;
  •  умение пользоваться оружием;
  •  пренебрежение удобствами;
  •  простота в общении инемногословность (такая речь называется лаконичной)

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес

Много колоний – даже не счесть!

Подумайте, о чем пойдет разговор на уроке?

Ребята, а вы знаете, что на юге нашей страны, в т.ч. и в Крыму были найдены греческие поселения. На месте Севастополя был греческий город Херсонес, а на месте Керчи – Пантикопей.

Какие вопросы у вас возникают?

 

В названии темы урока нам встретилось знакомое понятие. Какое?

Что означает?

Жители какой страны Древнего Востока первыми основали свои колонии на берегах Средиземного моря?

Как называлась их самая крупная колония?

Определяют тему урока

Возможные ответы:

Как же греки оказались в наших краях?

Что заставило их покинуть свою Родину? Куда направили они свои корабли?  

Определяют цель, план

- колония

- поселение, основанное в дали от родины

- финикийцы

- Карфаген

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

 План урока.

1.Причины греческой колонизации

2. Местоположение греческих колоний

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

1. Работа с текстом параграфа, с. 151. Обсуждаем. Записываем в тетрадь причины греческой колонизации.

Составить схему «Кто покидал Грецию? Почему?»

Образное повествование:

Целый месяц длилась подготовка к отплытию…

2.Работа с картой учебника с.151. 

Обратите внимание на легенду карты. Что обозначают на карте красные точки и коричневый цвет?

Объясните слова афинского мыслителя Сократа, который однажды сказал, что «греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота».

Вокруг каких морей располагались новые поселения, основанные греками?

беседа по карте:

 - Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

- Что обозначаю стрелочки на карте?

– Что такое колонизация? З/Т 

- Назовите колонии греков на Черном море.

- Назовите места колонизации на Средиземном море.

Физкультминутка

Работа с иллюстрацией и текстом параграфа, с. 152. Задание: опишите в каких местах греки основывали колонии

Задание: заполните таблицу «Торговля греков с колониями»

3.Обычно грекам удавалось наладить мирные отношения с местным населением. Со многими народами подружились греки на новых землях. Одним из них были скифы. О том как складывались отношения греков и скифов вы узнаете прочитав п.3 с.152-154

Беседа по прочитанному:

Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
- Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами?

«Что дала колонизация грекам? Колонизация разобщила или объединила греков?»

1. Читают текст и  записывают в тетрадь З/Т причины греческой колонизации:

- угроза голода;

 - долговое рабство;

 - малоземелье;

 - борьба между демосом и аристократами;

- развитие торговли.

демос – из-за победы аристократов

земледельцы – в поисках земли, бежали от долгов

аристократы- из-за победы демоса

торговцы – развитие торговли

- колонии греков; берега колонизованные греками

- Средиземного и Черного

- юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии

- направления греческой колонизации

-  освоение, заселение новых земель

- Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Истрия, Трапезунд

- Сиракузы, кирена, Массилия, о.Корсика, Египет

З/Т Направление греческой  колонизации: Северное Причерноморье, Малая Азия, Северная Африка, Южные Апеннины, Северо-Западное Средиземноморье.

Предполагаемый ответ: близ моря, с удобной гаванью (здесь торговые и военные корабли), пресной водой и плодородными почвами.

Из Греции в колонии везли:

Из колоний в Грецию везли:

оливковое масло, вино, изделия ремесла:             оружие, вазы, статуи из мрамора, ткани.

пшеницу, шкуры животных, рабов, мёд.

3.Читают текст, составляют рассказ.

- одежда, строения, религия, статуи

- Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать.

Предполагаемый ответ:

1)Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре.

2)Способствовала развитию хозяйства и торговли, мореплавания. Росли и богатели новые города.

3)заставила греков осознать себя единым народом: один язык, алфавит, религия

5

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует решения теста с самопроверкой

Решают  тест с самопроверкой

6

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 32  о/в

Составить рассказ от лица афинянина поселившегося в колонии.

Индивидуальное задание: текст «Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России» 

Домашнее  задание   записывают   в дневник.

 

7

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

«Меня удивило на уроке…»

«Я сумел понять, что…»

«Я не успел на уроке …»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…»

Отвечают на вопросы

Образное повествование:

Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда греки уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море было то приветливое и ласковое, то грозное. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в
сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратами.


Условия жизни в Спарте и в Афинах.

Афины

Спарта

Местоположение и природные условия

В Средней Греции (область Аттика).

Мало плодородных земель.

Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт).

В Южной Греции (области Лаконика и Мессения).

Много плодородных земель.

Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).

Население полиса

демос, знать, рабы-чужеземцы

спартанцы, илоты (рабы-греки), периэки

Основные занятия

выращивание оливок и винограда, ремесло и торговля.

 земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Использование труда рабов

рабы -чужеземцы

рабы-греки

 Управление

Закладываются основы демократии.

Власть немногих (спартанцев) - олигархия

Тест для самопроверки:

1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:

а) увеличения притока рабов в полисы Греции

б) угрозы голода

в) вторжения племен дорийцев с севера.

2. Где греки основывали свои колонии?                                  

а) в глубине чужих территорий

б) во внутренних районах балканского полуострова

в) на побережье Средиземного и Черного морей.

3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:

а) оливковое масло, вино, оружие

б) рабы, зерно, оливковое масло

в) зерно, мед, шкуры животных.

4. Греческие колонии:

а) подчинялись метрополиям

б) превращались в самостоятельные государства

в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.

5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей:

а) порывали связь с Родиной

б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов

в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.

Ответы к тесту: 1-б; 2-в; 3-а; 4-б;5-в


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс - греческие колонии

мастер - класс по использованию ИКТ на уроках истории...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Урок истории в 5 классе - Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Проект учебного занятия в 5 классе по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»...

Конспект урока по теме: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Познакомить учащихся с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией VIII–VI вв. до н. э....