Разработка урока по истории "Россия в начале ХХ века"
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему
Тема урок россия в нач 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urok_rossiya_v_nach_20_veka.docx | 48.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Россия в начале 20 века»
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков; сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в.; продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией
Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательная: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну
Учебное оборудование: исторические документы, учебник, раздаточный материал, презентация «Россия в начале 20 века», интерактивная доска, компьютер, карта «Российская империя в начале 20века».
Формируемые УУД:
1.Личностные(оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения)
2.Регулятивные (контороль, коррекция, саморегуляция)
3.Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)
4.Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи)
Основные понятия: модернизация, монополистический капитализм, монополия, концентрация производства, конкуренция, финансовая олигархия, промышленный переворот, индустриализация, традиционное общество, эшелон (этап) модернизации, империализм, картель, трест, синдикат, концерн, автономия, меценатство.
Ожидаемые результаты: обучающиеся должны уяснить реальное состояние социально- экономического развития России к началу 20в; оценить место России в мировой экономике на рубеже 19-20вв; обобщить и систематизировать понятие «модернизация», показать закономерности и особенности модернизации в России; сравнить, обобщить, провести аналогию между формированием монополистического капитализма в России и в странах Западной Европы; определить, какое место занимает Россия согласно концепции трёх эшелонов модернизации; уяснить сдвиги в социальной структуре России в начале 20в
План урока:
-Территория Российской империи и административное деление в начале XX века, население.
-Политический строй, структура государственного аппарата.
-Социальная структура. Характеристика сословно-классового состава.
-Экономическое развитие страны. –Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивационно-целевой момент
Это занятие, основанное на работе с историческими источниками и учебником ориентировано на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать историческую информацию. На таком занятии можно использовать разные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого.
В описанной модели урока акцент переносятся с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Учитель на этом этапе становится консультантом. Он помогает ученику, направляет и корректирует его деятельность.
У учащихся в данном блоке познания формируются умения работы с текстом, источником, картой. Школьники учатся анализировать, сравнивать, выделять главное. Каждый из членов группы, на которые делится класс, получает персональное задание, которое должно работать на общий результат. Знакомство с темой и планом урока. Задача для обучающихся: Выяснить главные особенности политического и экономического развития России в начале XX века.
3.Введение в новый материал.
Слово учителя: Мы начинаем изучение России в XX веке. Век для России насыщен событиями. Три революции, две войны, масса реформ. Чтобы разобраться в причинах всех событий, нам необходимо оценить положение России в начале XX века. Какие проблемы были в России? Тема большая и важная. Вводная. От неё зависит успех изучения всей темы «Россия в первой половине XX века». Объём материала, на первый взгляд, неохватный. Работа в группах существенно облегчит задачу. Класс делится на группы по 6 человек в каждой для заочного путешествия на «машине времени» по России начала XX века. Внутри группы распределяются роли и задания. (Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет учителю работать с группами, с каждым учеником в отдельности, а не с классом.) Ученики заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других команд дополняют, опровергают.
4.Работа по теме урока.
Картограф-демограф
1.Геополитическая характеристика страны в начале 20 века( размеры, административное деление, численность и плотность населения)
2. Анализ демографической ситуации, распределение по регионам, национальный и конфессиональный (религиозный ) состав.
3.Особенности российской модернизации .
Примерные особенности: «догоняющий характер» модернизации, наличие многоукладной экономики, тесная связь финансовой олигархии с государством,
4.Образ жизни населения §1,стр 5, 6, 10
Социолог
1.Характеристика сословно-классового состава российского общества.
2.Особенности русской буржуазии.
3.Характеристика русского дворянства, роль интеллигенции
4.Особенности русского крестьянства Стр 7-10.
Политолог
1.Анализ политического строя России в начале 20 века..
2.Характеристика государственного чиновничьего аппарата.
3.Основные политические программы в ближайшем окружении императора.
4.Особенности политической жизни ,меры правительства стр 6, 7, 19-22
Историк
1.Краткая справка о Николае II.
2.Личные качества, политические взгляды.
3.Причины роста недовольства правительством.
4.Определить место императора в политической жизни России. Стр 7, 17-21
Партийный аналитик
1.Основные политические организации в России в начале 20 века.
2.Даты создания, лидеры, состав, численность
3.Цели, программы, отношение к буржуазии, рабочему классу, крестьянству.
4.Тактика борьбы. Стр 22-26
Составление таблицы
Вопросы для сравнения | РСДРП | ПСР | Союз освобождения |
Дата создания | |||
Лидеры | |||
Состав | |||
Численность | |||
Цели | |||
Отношение к буржуазии рабочему классу крестьянству | |||
Тактика |
Экономист по общим вопросам, финансовый аналитик
1.Особенности российской экономики.
2.Важнейшие формы государственного вмешательства. В чем заключались его положительные и отрицательные стороны?
3.Причины привлечения в страну иностранного капитала. Какое значение имели иностранные инвестиции? Стр 5, 11-14
Экономист по вопросам промышленности и с/х
1.Последствия кризиса 1900-1903 гг
2.Что такое монополии и какую роль они играли в экономике России?
3.Основные формы монополий в России.
4.Особенности развития сельского хозяйства, что мешало развитию с/х производства в России? Стр 5,6,14-17
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
§1-3, составлениие опорных конспектов с учетом исправлений и замечаний ,сделанных в течение проверки работы каждой группы.
Источники:
1. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. История России. Теории изучения. Книга первая, вторая / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2006. – 304 с.
3. Козин К.М. История Отечества. Учебное пособие для вузов. М.: АИРО-ХХI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 200 с.
4. Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2006
5.Боханов А.Н. Император Николай II . М.1998. 6.Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901-1911 гг. М., 1998. 7.Грегори П. Экономический рост российской империи (конец XIX – начало XX в.): новые подсчёты и оценки: Пер. с англ. М., 2003. 8. Из воззвания «Союза 17 октября» с изложением его программы. Из программы конституционно-демократической партии. Из программы партии социалистов-революционеров. Меньшевики. Черносотенцы. Большевики / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 ( CD - Rom for Windows ).
9. История России в лицах с древности до наших дней: биографический словарь. – М., 1997.
10. Политические партии: страницы истории. М., 2000.
11. http://vitte1897.chat.ru (Денежная реформа Витте).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения"
Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику Колмогорова А.Н. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление. Цель...
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе (для учителей, работающих по учебнику « Алгебра и начала анализа» авторы: Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, ...
Открытый урок "Русская культура в начале XX века"
Конспект урока, презентация....
Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»
Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме" Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции"
В основу урока положена модульная педагогическая технология, главным отличием которой является планирование совместной деятельности ученика и учителя.Данный урок 7-8 в системе уроков по теме «Об...
Разработка урока по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения "
Конспект урока + презентация по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения"...
разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Свойства функции" 11 класс
Разработка содержит задание для работы в группах, индивидуальные задание, самостоятельную работу....