Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
(для учителей, работающих по учебнику « Алгебра и начала анализа» авторы: Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин).
Тема: Первообразная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_algebre_i_nachalam_analiza_dlya_11_klassa..docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
(для учителей, работающих по учебнику « Алгебра и начала анализа» авторы: Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин).
Тема: Первообразная.
Цель урока:
- Ввести понятие первообразной для функции.
- Выяснить физический и геометрический смысл первообразной.
- Отработать умения и навыки нахождения первообразной некоторых элементарных функций.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Таблицы, проектор.
Обязательные результаты обучения на данном уроке:
- Все учащиеся должны знать смысл действия интегрирования.
- Уметь решать задачи следующего содержания и уровня сложности:
- Найти первообразную функции: fx=4x-8; fx=x2-5x; fx=4cosx-2x
- Для функции fx=x2-2 найти первообразную, график которой проходит через данную точку М(1;5)
Ход урока:
- Объяснение нового материала.
- Понятие противоположного действия: сложение и вычитание; умножение и деление; возведение в степень и извлечение корня.
Вывод: Все известные нам действия парные, то есть имеют обратные, поэтому естественно поискать обратное действие и для дифференцирования.
- Постановка обратной задачи.
- Построить график функции: 𝑦=2𝑥-5 (показать на таблице) обратная задача: по заданному графику составит уравнение функции.
- Построить график функции: 𝑦=x2-4x+3 (показать на таблице) обратная задача: по построенному графику составить уравнение функции.
- Решить уравнение: x2-9x+14=0, обратная задача: по найденным корням 𝑥1=2; 𝑥2=7 составить исходное уравнение. Для решения этих обратных задач мы использовали уравнение прямой 𝑦=𝑘𝑥+𝑏, в котором по графику находили 𝑘 и 𝑏; уравнение параболы, в котором по графику находили координаты вершины направление ветвей, точки пересечения с осями и т.д. Для решения задачи мы использовали свойства корней квадратного уравнения. А теперь сформируем две следующие задачи:
- Найти производную функции 𝑦=5x3+4x2;
- Обратная задача: по заданной производной найти функцию, то есть решить, например ?'=x2.
И так возникла проблема: есть ли обратное действие дифференцированию, и какие задачи к нему приводят? Для этого надо вспомнить все о прямом действие – действии нахождения производной функции.
Учащиеся отвечают на вопросы.
- Что такое производная в математике?
Ответ: 𝑦=fx; 𝑦'=lim∆x→0∆y∆x - скорость изменения функции.
- В физике.
Ответ: мгновенная скорость.
- В Геометрии.
Ответ: тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ (на экране проецируется чертеж).
А теперь сформируем обратные задачи:
- Зная скорость изменения функции найти саму функцию.
- В физике часто решают задачи:
- Зная закон скорости или ускорения, находят закон движения, скорости 𝑎t→vt→st
- Задача о вычислении работы переменной силы.
Вывод: Существуют действие, обратное нахождению производной, следовательно, как любое действие оно должно иметь название и символ.
Действие, обратное дифференцированию это действие нахождения первообразной и называется – интегрирование.
Определение первообразной: Функция 𝐹x называется первообразной для функции fx на некотором промежутке, если для всех 𝑥 из этого промежутка 𝐹'x=fx.
Пример: x5'=5x4
𝐹x=x5 - первообразная для функции fx=5x4.
Функция sinx - первообразная для функции cosx, так как sinx'=cosx.
- Закрепление материала.
- Упражнение на доказательство того, что функция 𝐹x является первообразной для функции fx. Пример:
- 𝐹x= x44, fx=x3.
- 𝐹x=4+sin3x, fx=3cos3x.
Повторяются все правила и формулы нахождения производной.
- Упражнения на нахождение первообразных путем отгадывания: Пример: Найти 𝐹x, если fx=4x3
?'=4x3
Вопрос: сколько первообразных можно найти в этой задаче?
Все упражнения на нахождение первообразной сопровождаются проверкой по определенной производной.
После решения таких задач делается предположение: в первообразной степенной функции показатель увеличивается на единицу, а в знаменателе появляется множитель, равны показателю:
fx=xk 𝐹x=xk+1k+1
Проверяется гипотеза доказательством:
𝐹'x=xk*k+1k+1=xk
Далее обращается внимание учащихся на тот факт, что первообразная не изменится, если к функции прибавить постоянную величину С, то есть 𝐹x+С является первообразной для функции fx, а также функция 𝐹x является первообразной функции fx на таком промежутке, на котором обе функции 𝐹x и fxопределены.
- Заключительная часть урока:
Понятия функции, предела, производной и интеграла является основными понятиями математического анализа.
Далее краткая историческая справка. Термин «Функция» впервые был употреблен в 1692 году немецким математиком Г. Лейбницем, над этим понятием работали швейцарский математик И. Бернулли, Л. Эйлер, П. Дирихле, а также великий русский математик Н. И. Лобачевский.
Первое определение предела дал английский математик Д. Валлис в 1616 году, И Ньютону принадлежит введение символа 𝑙𝑖𝑚.
Большой вклад в развитие дифференциального исчисления внесли французские ученые П. Ферма и Р. Декарт.
Труды Кеплера, Кавальери служили основой теории интегрального исчисления. Развитие этой теории продолжили Эйлер и в России – П. А. Чебышев.
- Домашнее задание (проецируется на доске).
- Геометрическое истолкование нахождения первообразной (вспомнить геометрическую суть производной, определение первообразной, линейную функцию).
- Подготовить сообщения о практическом применении первообразной (2 человека).
- Упражнения из учебника на нахождение первообразной, а также на доказательство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения"
Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику Колмогорова А.Н. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление. Цель...
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа (11 класс) на тему "Логарифмы и их свойства")
Открытый урок представлен в игровой форме....
Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»
Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме" Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции"
В основу урока положена модульная педагогическая технология, главным отличием которой является планирование совместной деятельности ученика и учителя.Данный урок 7-8 в системе уроков по теме «Об...
Разработка урока по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения "
Конспект урока + презентация по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения"...
разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Свойства функции" 11 класс
Разработка содержит задание для работы в группах, индивидуальные задание, самостоятельную работу....
Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: «Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы»
Методическая разработка предназначена для проведения спаренного урока по теме "Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы". Содержание методической разработ...