Рабочая прoграмма к учебнику Ф. А. Михайловского "Всеобщая история. История Древнего мира" .5 класс.
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Представленная рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе основной школы по учебнику Ф. А. Михайловского " Всеобщая история. История Древнего мира", создана с учетом требований Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории. Его материалы могут быть использованы в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения. Всего часов 70, из них - 10 часов отводится реализации регионального компонента.
2 часа в неделю
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
_________ /Гольникова В. И./ _______ /Нарышкина Н.С../ _____ /Коновалов ,Г.Д../
Протокол №____ от «___» августа 2011 г. Приказ №___ от «___» августа
«___» августа 2011 г. 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику Ф. А. Михайловского
«Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средней общеобразовательной школы сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края
Николаева Аида Николаевна,
учитель истории
2011 – 2012 учебный год
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Всеобщая история. 5 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 5 классе.
Основные цели курса:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- рассказать о наиболее ярких личностях Древнего мира, об их роли в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, знание о которых и понимание их сущности необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий – буддизма и христианства);
- показать на конкретных примерах, что каждый народ древности оставил позитивный след в истории человечества;
- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
В соответствии с требованиями Государственного стандарта основного общего образования по истории планируется следующий уровень подготовки пятиклассников:
Знать/ понимать:
- основные этапы и ключевые события истории Древнего мира;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- виды исторических источников.
Уметь:
- в связной монологической форме пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстраций;
- сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- спорить и отстаивать свои взгляды;
- анализировать исторический источник;
- оперировать историческими датами;
- читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.
Программа разделена на два раздела: «Реализация регионального компонента Государственного стандарта общего образования» (10 ч.), «История Древнего мира» (60 ч.).
Учебно-тематическое планирование поистории
Класс 5
Учитель Николаева Аида Николаевна
Количество часов:
- всего 70 часов;
- в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, и авторской программы курса «История Древнего мира» для 5 классов общеобразовательных учреждений (автор Ф.А.Михайловский).
Учебник
Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Русское слово, 2006.
Рабочая тетрадь к учебнику Ф. А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» С. А. Жукова.
Дополнительная литература:
- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010
- История Древнего мира. 5 кл.: атлас. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
- Древняя история Дальнего Востока: Учебное пособие/ Авт.- сост. Н. А. Ивенкова, И. П. Саплина – Хабаровск: Риотип, 1998
Рабочая программа
№ |
Тема урока |
Колчас |
Тип урока |
Элементы содержания образования |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Элементы дополнительного содержания образования |
Домашнее задание |
ХКК ГОС ОО |
Дата проведен. | |||||
план | факт | ||||||||||||||
1 |
Увлекательный мир истории | 1 |
Вводный урок | История – наука о прошлом. Как работают историки. Исторический источник. Группы источников Архивы, музеи, библиотеки. Хронология – порядок событий. Историческая хронология. Наука хронология. Свидетельства древней истории на территории нашей страны, родного края. |
Знать понятия: история, дата, год, исторический источник, археология, раскопки, вещественные памятники. Уметь соотносить время, даты, устанавливать длительность и синхронность событий. |
Индивидуальные задания по определению видов исторических источников. Практическая работа с раздаточным материалом. |
Находки археологов | Составление схемы «Виды исторических источников». Выполнить задания в рабочей тетради. | ХКК |
|
| ||||
Реализация регионального компонента «Древняя история Дальнего Востока» | |||||||||||||||
2
| Древнекаменный век Приамурья и Приморья. | 1 | Урок сообщения нового материала.
| Появление первых людей в Приамурье. Эпоха раннего палеолита. Свидетельства древней истории на территории нашего региона. Стоянки древнейших людей. Их образ жизни, орудия труда, занятия. Среда обитания,возможности их выживания.
| Знать понятия: исторический источник, археология, раскопки, вещественные памятники; причины появления новых орудий труда. соотносить общие исторические процессы.
| Индивидуальные задания по определению видов исторических источников. | Находки археологов | Составление рассказа об охоте древнейшего человека (письменно) | ХКК |
|
| ||||
3 | 1 | Комбинирован. урок. | Работа с картой, с понятиями
|
| Выполнить задания на рабочем листе. Разгадывание кроссворда. | ХКК |
|
| |||||||
4 | Приморье и Приамурье в период мезолита. | 1
| Комбинирован. урок.
| Изменение в развитии человеческого общества. Изменение флоры и фауны. Мезолитические поселения. Важнейшие изобретения в эпоху мезолита.. | Показывать на исторической карте мезолитические поселения.
Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку.
| Работа с картой. | Хронологические рамки древней истории.
| Письменно ответить на вопрос: «Как отступление ледника повлияло на растительный и животный мир Дальнего Востока?» | ХКК |
|
| ||||
5
6 | Приморье и Приамурье в период неолита | 2 | Комбинирован. урок | Неолитические поселения. Переход к оседлому образу жизни. Род и племя. Переход к .производящему хозяйству. Совершенствование орудий труда. Развитие домашних промыслов. Роль рыболовства в хозяйстве. | Показывать на исторической карте поселения в эпоху неолита. Выявлять различия в технике обработки камней в эпоху мезолита и неолита. Определять особенности жизни племен. | Заполнить таблицу «Особенности жизни амурских племен в период неолита». |
| Выполнить задания на рабочем листе. | ХКК |
|
| ||||
7
8 | Искусство неолитических племен Приамурья. | 2 |
Комбинирован. урок.
Урок – презентация.
| Петроглифы. Скульптура. Орнаментика. Керамика. Связь искусства неолитического с искусством современных малых народностей Дальнего Востока. | Давать описание исторических памятников культуры Дальнего Востока на основе иллюстративного материала. Уметь находить взаимосвязи древнего искусства с современным. Объяснять понятия. | Индивидуальная работа – нарисовать петроглифы, маски – личины, объяснив их назначение. Составить рассказ на тему: «Дальневосточный неолитический поселок».
Презентация учащихся. Выступление учащихся. | Находки археологов. | Подготовить презентации по культуре неолитического периода Дальнего Востока. | ХКК |
|
| ||||
9
10 | Переход племен Дальнего Востока от каменного века к эпохе металла. |
1
1 |
Урок сообщения нового материала.
Комбинирован. урок.
| Начало обработки металлов. Новые изобретения. Поселения бронзового века. Освоение железа. Роль железа в развитии хозяйства Приамурских и Приморских племен. Перерастание домашних промыслов в ремесло. | Уметь характеризовать хозяйство периода бронзового века; определять роль железа в развитии хозяйства племен ДВ, причины разложения первобытного строя. | Работа с картой, заполнение таблицы на рабочем листе. | Находки археологов. | Нарисовать свой амулет или оберег, объяснить их назначение. Украсить макет (орудие, одежда посуда и др.) орнаментом, который понравился по желанию. Подготовиться к повторительно – обобщающему уроку. | ХКК |
|
| ||||
11 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древняя история Дальнего Востока». | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний. | Историческая хронология, исторические памятники древнего Дальнего Востока, искусство неолитических племен Приамурья и Приморья их занятия. | Объяснять понятия, уметь находить взаимосвязи древнего искусства с современным, знать хронологию, определять особенности развития племен, характеризовать их хозяйство. | Тестирование, решение кроссворда, индивидуальная работа по карточкам, словарная работа (с понятийным инструментарием) |
|
| ХКК |
|
| ||||
| |||||||||||||||
Раздел I. Жизнь первобытных людей и их открытия | |||||||||||||||
Глава 1. Собиратели и охотники каменного века | |||||||||||||||
12 | Первые люди на земле. | 1 | Урок сообщения нового материала | Первобытное общество. Предки человека. Расселение древнейших людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Овладение огнем. Появление «человека разумного», его отличия от древнейших людей. | Знать отличие человека от животных.Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку. | Составить краткий рассказ по иллюстрации учебника «Первобытные люди» с. 10, письменно ответить на вопросы 1. 5, 7 на стр. 12 учебника.
| Понятия: первобытность, Древний мир.Хронологические рамки древней истории. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, родного края | Ответить на вопросы в учебнике и выполнить задания рабочей тетради к П.1 |
ХКК |
|
| ||||
13 | Открытия и изобретения древних охотников. | 1 | Урок сообщения нового материала | Родовые общины охотников и собирателей. Охота на мамонта. Изобретение лука и стрел. Изменение в жизни людей после великого оледенения. | Причины появления новых орудий труда и изобретений. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. |
Написать краткий рассказ «Охота на мамонта», используя иллюстрацию на стр. 16 учебника, выполнить рисунки на темы из жизни древних людей.
|
| Ответить на вопросы в учебнике и выполнить задания рабочей тетради к П.2 |
|
|
| ||||
14 | Искусство и религия первобытных людей. | 1 | Комбинирован. урок | Представление первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. | Объяснять причины появления искусства и религии в жизни людей, определять их роль, решать познавательные задачи. | Составить предложения со словами: боги, идолы, шаман. Выполнить рисунки на тему «Искусство первобытных людей». | Выполнить задания рабочей тетради к П.3. Составить рассказ по рисунку первобытных художников. |
|
|
| |||||
Глава 2. У истоков земледелия. | |||||||||||||||
15 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Комбинирован. урок | Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Родовые общины «людей разумных». Род и племя. Способы обработки земли. Развитие ремесел. Важнейшие изобретения древнейших людей. | Сравнивать родовую общину с группой древнейших людей, объяснять значение понятий производящее хозяйство, присваивающее хозяйство,оценивать исторические явления, решать познавательные задачи. | Сравнение различных занятий древних людей, земледелия и собирательства, скотоводства и охоты. | Одомашнивание животных и растений. | Составить рассказ «Как появилось земледелие и скотоводство».Ответить на вопросы в учебнике и выполнить задание 4 в рабочей тетради к П.4 |
|
|
| ||||
16 | От первобытности к цивилизации. | 1 | Комбинирован. урок | Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Появление денег. Имущественное расслоение в общине. Признаки возникновения государств. Понятие цивилизации. | Знать причины возникновения первых цивилизаций, сравнивать родовую и соседскую общину, решать познавательные задачи. | Выполнение практических заданий (вопр. 2, 5 к П.5) | Выполнить задания в рабочей тетради к П.5, письменно ответить на вопрос 7 на стр. 34 учебника. |
|
|
| |||||
17 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей». | 1 | Урок – игра: «Путешествие в далекое прошлое наших предков». | Повторить и обобщить знания по теме: «Жизнь первобытных людей». | Знать отличия первобытного человека от животного и современного человека. Уметь работать с картой, анализировать исторические процессы и отдельные факты. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. | Выполнение заданий по станциям. | Прочитать параграф «Счет лет в истории». |
|
|
| |||||
18 | Счет лет в истории. | 1 | Комбинированн. урок | Единицы измерения времени. Линия времени. Летоисчисление в древности. Наша эра. Счет лет до н.э. | Знать понятие наша эра, уметь выполнять практические задания на счет лет. | Выполнить задания в рабочей тетради к П.6, письменно ответить на вопрос 1 -4 на стр. 38 учебника. |
|
|
| ||||||
Раздел II.Древний Восток | |||||||||||||||
Глава 3. Цивилизация речных долин | |||||||||||||||
19 | Египет – дар Нила. | 1 | Урок сообщение нового материала. | Местоположение и природные условия, население Древнего Египта. Возникновение государства в Древнем Египте. Письменность в Древнем Египте – иероглифы. | Показывать на исторической карте территорию расселения египтян, границы, города Египта. Использовать документ как источник знаний (с. 45 учебника) | Заполнить таблицу «Благоприятные и неблагоприятные условия жизни людей в Древнем Египте». |
| Выполнить задания в рабочей тетради к П.7, ответить на вопрос 3 на стр. 45 учебника, начать подготовку сообщений о жизни и быте древних египтян, о древнеегипетской культуре. |
|
|
| ||||
20 | Страна двух рек | 1 | Комбинирован. урок | Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья (Месопотамия): природные условия, местоположение. Население, его занятия. Сказания о Гильгамеше. Письменность Междуречья – клинопись. | Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений (природные условия Египта и Междуречья), решать познавательные задачи. | Указать, какая особенность местности заключается в названии «Междуречье» письменно ответить на вопрос 1 стр. 50 учебника. |
| Выполнить задания в рабочей тетради к П.8, задания 1, 5 на стр. 50 учебника, подготовить сообщение о вавилонском царе Хаммурапи. |
|
| |||||
21 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Практическое занятие. | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. | Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач. | Мини – исследование: «Какие сведения о жизни людей в Вавилонском царстве можно найти в отрывке из законов Хаммурапи?» |
| Выполнить задания в рабочей тетради к П.9 |
|
|
| ||||
22 | Индия и Китай в древности. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок). | Древняя Индия: природные условия, население. Древний Китай: природные условия, население – общие черты и различия в сравнении с Индией. Иероглифическая письменность Древнего Китая, мифология как отражение занятий жителей страны. | Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города. Решать познавательные задачи (вопросы 2, 5 к П. 10) | Тестирование. Работа с картой, иллюстрациями, решение познавательных задач. | Древнейшая цивилизация долины Инда. Мифология Древнего Китая. | Составить сравнительную таблицу «Сходства различие в развитии первых цивилизаций Индии и Китай. Подготовиться к тестированию. |
|
|
| ||||
Глава 4. Древний Египет | |||||||||||||||
23 | Фараоны и пирамиды. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок – практикум). | Фараон, жрецы, чиновники. Пирамиды. Письменность Египта и ее дешифровка Ф. Шампольоном. Структура древнеегипетского общества – фараон, вельможи чиновники и писцы. Костюм фараона, его культ. | Использовать как источник знаний историческую карту, памятники культуры. Характеризовать деспотическую власть в Египте. | Выступление с сообщениями | Быт и нравы Древнего Египта. | Выполнить задания в рабочей тетради к П.11, письменно ответить на вопрос 2, 5, 6 на стр. 65 учебника |
|
|
| ||||
24 | Жизнь в Древнем Египте. Завоевания фараонов. | 1 | Урок – практикум. | Земледельцы и ремесленники , их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Египетские жрецы. Военные успехи древних египтян. Организация войска, оружие. Судьба воина. Завоевания Тутмоса III. Монументальное строительство в Фивах. Фараон Эхнатон и его преобразования. | Характеризовать условия жизни различных социальных групп, описывать иллюстрацию на стр. 66 учебника, выделять особенности природных условий, необходимых для земледелия в Египте, перечислять причины восстания, работать с историческим источником – «Изречение Ипусера». | Составление простого плана «Народное восстание в Египте», ответы на вопросы 2, 3, 5 стр. 69 учебника. | Быт и нравы Древнего Египта | Выполнить задания в рабочей тетради к П.12, написать мини - сочинение на тему «В гостях у знатного вельможи», проанализировать отрывок из «Речения Ипусера», ответить на вопросы к нему (стр. 70 учебника), подготовить сообщения о вооружении в войске древних египтян. |
|
| |||||
25 | Культура Древнего Египта. | 1 | Урок – презентация. | Религия древних египтян. Отсутствие общей религии. Священные животные. Связь верований древних египтян с их занятиями. Миф об Осирисе и Исиде. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа. Высокое развитие математики, медицины. Росписи храмов и гробниц. | Добавить описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников | Ответ на вопрос: «В каких науках древние египтяне добились наибольших успехов и почему?» | Мифы о богах. Царство мертвых. Тайна пирамид. Канон древнеегипетского искусства. | Выполнить задания в рабочей тетради к П.14. |
|
|
| ||||
26 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древний Египет». | 1 | Урок – игра: «Историческая эстафета». | Повторительное обобщение по теме: «Древний Египет». | Уметь работать по карте, объяснять понятия и термины, знать даты, анализировать факты и явления, разгадывать чайнворд. |
|
| Решить кроссворд в рабочей тетради к П. 14. |
|
|
| ||||
Глава 5. Западная Азия и век железа | |||||||||||||||
27 | Финикийские мореплаватели. | 1 | Комбинирован. урок | Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. | Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, сравнивать географические условия Финикии и Египта, выделять причины возникновения финикийских колоний, знать о важнейших достижениях древних финикийцев. | Работа с картой, понятийным инструментарием. |
| Выполнить задания в рабочей тетради к П.15, письменно ответить на вопрос 4, 5, на стр. 70 учебника. |
|
|
| ||||
28 | Древняя Палестина. | 1 | Урок – практикум | Палестина. Религиозные верования. Библейские сказания. | Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян. | Познавательное задание – составление сравнительной таблицы «Природно – географические условия Древнего Египта, Междуречья и Палестины», анализ исторического источника стр. 90 учебника. |
| Прочитать текст П. 16, повторить П. 7, 8, письменно ответить на вопросы 3, 5 стр. 90 учебника. |
|
|
| ||||
29 | Ассирийская военная держава. | 1 | Комбинирован. урок | Ассирийская держава. | Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать карту, исторический документ как источник знаний, давать характеристику войска, его устройству, вооружению и приемам ведения войны. | Работа с картой, исторической терминологией, составление сравнительной таблицы «Древний Египет и Ассирия: природно – географические условия, управление. армия». | Культурные ценности Ассирии. | Выполнить задания в рабочей тетради к П.17, письменно ответить на вопросы 2, 4, на стр. 95 учебника, подготовиться к выполнению творческого задания «Архитектурные сооружения Вавилона» |
|
|
| ||||
30 | Победители Ассирии. | 1 | Комбинирован. урок. | Лидия, Нововавилонское царство. Мидия. Культура и научные знания вавилонян. | Использовать карту как источник знаний, сравнивать культурное развитие Нововавилонско -го и Мидийского царств, знать и описывать памятники культуры. | Проверка творческого задания «Архитектурные сооружения Вавилона», составление сравнительной таблицы «Культура Ассирии и Вавилона» | Висячие сады Семирамиды, появление денег. | Выполнить задания в рабочей тетради к П.18, ответить на вопросы 5, 6 стр. 100 учебника. |
|
| |||||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока | |||||||||||||||
31 | Образование державы Маурьев в Индии. | 1 | Урок сообщения нового материала. | Варны. Касты. Религиозные верования, Будда. | Работать с исторической картой, уметь объяснять значение понятий, выделять причины раздробленности Индии, характеризовать культурное наследие Индии, знать об их важнейших изобретениях. | Выполнение заданий в рабочей тетради. | Легенды и сказания Древней Индии. | П. 19 – прочитать, ответить на вопросы 1, 2, 4 (устно), 3 (письменно) стр. 106 учебника, выполнить творческое задание «Изобретение древних китайцев». |
|
|
| ||||
32 | Единое государство в Китае. | 1 | Комбинирован. урок. | Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Научные знания и изобретения. | Умение работать с картой, давать оценку правления Цинь Шихуана, характеризовать культурное наследие Китая, выявлять его отличительные признаки, знать основные изобретения и характеризовать их роль в истории. | Составление памятки «Характеристика исторического деятеля», проверка творческого задания «Изобретения древних китайцев». | Учение Конфуция. Великая китайская стена. | П. 20 – прочитать, выполнить задания в рабочей тетради, написать сочинение «Чему научил меня Конфуций». |
|
|
| ||||
33 | Персидская держава. | 1 | Практическое занятие | Возвышение персидской державы. | Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, устанавливать синхронность событий. | Составление хронологической таблицы «Основные события в истории Персидской державы»; задания на счет лет в истории, работа по карте. | Персидские завоевания. | П. 21 – прочитать, письменно ответить на вопросы 2, 6 на стр. 116 учебника, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
34 | Повторительное обобщение по теме: «Древний Восток». | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Обобщение и закрепление знаний по истории Древнего Востока. | Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий | Тест по теме: «Великие державы Древнего Востока». |
|
|
|
|
| ||||
Раздел III. Древняя Греция |
| ||||||||||||||
Глава 7. Древнейшая Греция | |||||||||||||||
35 | Греция и Крит в эпоху бронзы. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Природные условия Древней Греции. Население , его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит). | Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, сравнивать географические условия жизни финикийцев и греков, объяснять понятия по теме. Использовать документ как источник знаний | Эссе «Труд древнегреческого земледельца». |
| П. 22 – прочитать, письменно ответить на вопросы 2, 3, 6 на стр. 123 учебника, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
36 | Поэмы Гомера. | 1 | Практическое занятие. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | Объяснять название поэм, решать познавательные задачи (вопр. 1 к П. 23, стр. 129 учебника), анализировать тексты поэмы (вопр. 4 к П. 23), использовать поэму как источник знаний о жизни греков. | Работа с текстом учебника. Иллюстрациями. | Личность Гомера. | Выполнить задания в рабочей тетради к П. 23, нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов гомеровских поэм. |
|
|
| ||||
37 | Боги и герои Эллады. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. | Понятия миф, объяснять связь верования древних греков с их занятиями и природными условиями страны. Сравнивать религию древних греков с религией Египта, работать с историческим источником. | Составить краткий рассказ на тему «Боги и герои Древней Греции» |
| П. 24 – прочитать, письменно ответить на вопросы 2, 3, 4 на стр. 133 учебника, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
Глава 8. Рождение античного мира | |||||||||||||||
38 | Греческие полисы и великая греческая колонизация. | 1 | Практическое занятие. | Полис – город – государство. Греческие колонии – местоположение, занятия жителей. | Понимать исторические причины и историческое значение событий. Использовать карту как источник знаний, объяснять понятия: полис, колония, колонизация, сравнивать периоды развития Греции. | Работа с картой, понятийным инструментарием (вопр. 2 на стр. 139 учебника) | Греческие колонии. Экспорт и импорт в колониях. Скифы: происхождение, места расселения. | П. 25 – прочитать, письменно ответить на вопросы 1, 3, на стр. 139 учебника, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
39 | Афинский полис. | 1 | Комбинирован. урок. | Полис – город – государство. Свободные и рабы. Демос и знать. Афинская демократия. | Определять на основе учебного материала причины и следствия ист. событий. Характеризовать и оценивать законодательную деятельность Солона, решать познавательные задачи (вопр. 7 стр. 143 учебника) | Работа с картой, понятиями; анализ документа. | Солон и его законы. | П. 26 – прочитать, письменно ответить на вопросы 4, 8 на стр. 143 учебника, задания в рабочей тетради. Творческое задание «Спартанское воспитание». |
|
|
| ||||
40 | Древняя Спарта. | 1 | Комбинирован. урок. | Спарта: местоположения. Природные условия, занятия жителей, особенности системы управления. | Объяснение исторически сложившегося общественного строя. Сравнение государственного в Афинах и Спарте, оценка системы спартанского воспитания. | Творческое задание – составление сравнительной таблицы «Отличия спартанского государственного строя от афинского». | Воспитание в Спарте. Законы Ликурга. | П. 27 – повторить текст, письменно ответить на вопросы 3, 5, 6 на стр. 147 учебника, задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
Глава 9. Греко – персидские войны | |||||||||||||||
41 | Герои марафонской битвы. | 1 | Комбинирован. урок. | Греко –персидские войны. | Рассказывать о важнейших событиях и их участниках, определять причины побед греков, знать хронологию. | Повторительное обобщение: составление хронологической таблицы; работа с новыми понятиями. |
| П. 28 – повторить текст, письменно ответить на вопрос 5 на стр. 152 учебника, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
42 | Персидское нашествие на Грецию. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Греко – персидские войны. | Рассказывать о важнейших событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту (путь полчищ Ксеркса), оценивать деятельность личности (Фемистокл), определять причины побед греков. | Выполнить хронологический диктант; письменно ответить на вопрос 6 стр. 158 учебника |
| П.29 – прочитать, проанализиро -вать исторический источник (отрывок из произведения Эсхила «Персы» на стр. 159 учебника), задания в рабочей тетради, подготовить сообщение о Перикле. |
|
| |||||
Глава 10. Могущество и упадок Афин | |||||||||||||||
43 | Расцвет демократии в Афинах | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Афинская демократия. | Высказывать собственные суждения об историческом наследии греков, анализировать и сопоставлять источники, сопоставлять их, сравнивать политический строй Афин и Спарты, решать познавательные задачи. | Мини – эссе «Можно ли считать Афинское государство образцовым». | Друзья и враги Перикла. | П. 30– прочитать, письменно ответить на вопросы 1, 2, 3, 5 на стр. 165 учебника, задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
44 | Хозяйственное развитие Греции в Vв. до н. э. | 1 | Комбинирован. урок | Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. | Использовать иллюстрации как источник знаний, сравнивать положение илотов и рабов, решать познавательные задачи, перечислять источники богатства Афин. | Письменно ответить на вопрос: «Каковы источники богатства Афин?) |
| Ответить на вопрос 3 на стр. 168 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П. 31. |
|
|
| ||||
45 | Пелопоннесская война. | 1 | Практическое занятие. | Пелопоннесская война. | Умение выделять причины войны и ее последствия, объяснять причины поражения Афин, давать оценку деятельности Алкивиада, решать познавательные задачи ( вопрос 4 cтр.173) | Познавательные задания: работа с картой, текстом параграфа; иллюстрациями; сравнительная характеристика деятельности Перикла и Алкивиада. |
| П. 32 – вопросы 2, 5, 6 на стр. 173 учебника. |
|
|
| ||||
Глава 11. Греческая культура | |||||||||||||||
46 | Граждане, ученые и атлеты Греции. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (практическое занятие) | Развитие научных и философских знаний. Школа и образование. Олимпийские игры в древности: особенности, правила. | Выделять условия развития культуры Греции, характеризовать систему воспитания в Греции, работать с картой, решать познавательные задачи. | Подготовка сообщений и выступление с ними. | Архимед. Аристотель. Платон. | П. 33 – вопросы 3, 4, 5 – письменно, задания в рабочей тетради. Творческое задание (подготовить репортаж с Олимпийских игр). |
|
|
| ||||
47 | Архитекторы, скульпторы, поэты Греции. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом. | Культурное наследие Древней Греции. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. | Сравнивать скульптуру и архитектуру Греции и Египта, выделять их особенности, сравнивать древнегреческий театр с современным, знать и описывать памятники культуры. | Краткие выступления по теме. |
| П. 34 – вопросы 1 - 3 – письменно, задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
Глава 12. Македонские завоевания |
| ||||||||||||||
48 | Возвышение Македонии. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок). | Возвышение Македонии. | Использовать карту как исторический источник, выделить причины возвышения Македонии поражения Греции, оценить историческое событие. | Работа с картой, текстом параграфа; анализ документа. | Македонское войско. | П. 36 – прочитать, подготовить сообщение об Александре Македонском, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
49 | Завоевания Александра Македонского. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок). | Завоевания Александра Македонского и его держава. | Показывать на карте границы государств, горда, места значительных исторических событий, использовать документ и карту как источник знаний, характеризовать Александра Македонского и давать оценку его деятельности. | Работа с картой, хронологическая таблица, проверка творческого задания. | Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Личность Александра. | Выполнить задания в рабочей тетради к П. 37, подготовиться к конкурсу экскурсоводов. |
|
|
| ||||
50 | Греческий Восток. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (заочная экскурсия). | Александрия – местоположение, улицы, площади, музеи и библиотека. | Знать важнейшие достижения культуры системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | Воображаемая экскурсия по Александрии. | Культурное наследие эллинистического мира. Чудеса света. | Выполнить задания в рабочей тетради к П. 38 |
|
|
| ||||
51 | Повторительное обобщение по теме «Древняя Греция». | 1 | Урок – игра «Брейн – ринг». | Повторить и обобщить знания по теме «Древняя Греция». | Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. | Работа с картой, иллюстрациями. |
| Историческое сочинение «Древняя страна – прекрасная Эллада». |
|
|
| ||||
Раздел IV. Древний Рим | |||||||||||||||
Глава 13. Образование Римской республики | |||||||||||||||
52 | Древнейший Рим. Республика римских граждан. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Природные условия и население Древней Италии. Этруски. Занятия и положение жителей, их религиозные верования. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. | Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных заданий (вопрос 1 П. 39).. | Письменный ответ на вопрос: «Какие изменения произошли в Риме при царе Сервии Тулии?» | Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Город на семи холмах. | Ответить на вопрос 3, 5 на стр. 208 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П. 38, 39. |
|
|
| ||||
53 | Рим во главе Италии. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок). | Римское войско. Установление господства Рима в Италии. | Сравнивать легион с македонской фалангой, умение работать с картой, сравнивать положение Рима в разные периоды его истории (вопр. 3 П. 40). | Задания по контурной карте, выполнение заданий к П. 40 в рабочей тетради. |
| Повторить П.40, ответить на вопросы 1, 4, 5 на стр. 218 учебника. |
|
|
| ||||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье | |||||||||||||||
54 | Войны с Карфагеном. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (практическое занятие) | Войны с Карфагеном (Пунические войны). Походы Ганнибала. | Рассказывать о важнейших событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий, прослеживать ход событий по карте, характеризовать исторические личности, устанавливать хронологию событий. | Составление хронологической таблицы «Войны Рима с Карфагеном», дать характеристику знаменитым полководцам Рима и Карфагена. | Личность Ганнибала. | Повторить П. 41, 42, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
55 | Рим – завоеватель Средиземномо -рья. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок). | Господство Рима в Средиземноморье. | Использовать карту как источник знаний, объяснять причины победы римлян, решать познавательные задачи. | Работа с картой, текстом параграфа, иллюстрациями. | Смерть Ганнибала, деятельность сенатора Катона. | Ответить на вопрос 4, 6 на стр. 232 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П. 43 |
|
|
| ||||
Глава 15. Гражданские войны в Римской республике | |||||||||||||||
56 | Народные трибуны – братья Гракхи. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок). | Разорение земледельцев. Тиберий и Гай Гракхи. Земельный закон. | Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, оценивать деятельность исторических личностей. | Контрольное тестирование | Гражданские войны. | Подготовить сообщение на тему «Народные трибуны – братья Гракхи», выполнить задания в рабочей тетради к П. 44. |
|
|
| ||||
57 | Сулла – первый военный диктатор Рима. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок). | Гражданские войны. Диктатура Суллы. | Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, характеризовать понятие диктатура | Составление развернутого плана П. 45; работа с понятиями. |
| Подготовить сообщение о Спартаке, выполнить задания в рабочей тетради к П. 46. |
|
|
| ||||
58 | Цезарь – повелитель Рима. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. | Объяснять свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и личностям, давать характеристику исторической личности. | Ответы на вопросы 1, 2, 3 к П. 47 на стр. 251 учебника. |
| Выполнить задания в рабочей тетради к П. 47 |
|
|
| ||||
59 | Падение республики. | 1 | Комбинирован. урок. | Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. | Уметь определять причины краха республики в Риме, решать познавательные задачи (вопр. 2 на стр. 257 учебника), высказывать свою точку зрения и аргументировать. | Ответы на вопросы 5, 6 на стр. 257 учебника. |
| Выполнить в рабочей тетради задания к П. 48, подготовить сообщения о жизни и быте древних римлян. |
|
|
| ||||
60 | Повторительное обобщение по теме: «Гражданские войны в Римской республике» | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Повторить иобобщить полученные знания о значимых событиях в период гражданских войн в Римской республике. | Объяснять свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и личностям; соотносить общие исторические процессы, показывать знание фактов, дать , терминов | Работа с картой, контрольное тестирование, индивидуальная работа по карточкам. |
|
|
|
|
| ||||
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи | |||||||||||||||
61 | Император Октавиан Август. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Правление Августа. | Умение сравнивать власть Октавиана с диктатурой Цезаря, давать оценку историческим личностям и их деятельности. | Выступление с сообщениями, составление развернутого плана П. 49 |
| Выполнить задания в рабочей тетради к П. 49 |
|
|
| ||||
62 | Цезари Рима. | 1 | Урок выработки умений и навыков (практическое занятие). | Правление Нерона и Траяна. | Умение сравнивать личности Нерона и Траяна. | Ответ на вопрос: «Что общего было между правлением Траяна и Октавиана Августа?». |
| Ответить на вопрос 3, 4, 6 на стр. 269 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П. 50 |
|
|
| ||||
63
64 | Жизнь в Римской империи. | 2 | Комбинирован. урок.
Урок выработки умений и навыков (практическая работа). | Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, золотой век поэзии. | Знать важнейшие достижения культуры Древнего Рима, сформировавшиеся в ходе исторического развития | Сообщения по теме. | Римское право. Ораторское искусство. Жизнь и быт римлян. | П. 51 -52 – повторить и выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
65 | Кризис в Римской империи в IIIв. | 1 | Урок сообщения нового исторического материала. | Натиск варваров. Внутреннее положение империи и ее распад. Кризис империи. | Понимать причины и историческое значение событий и явлений, сравнивать состояние империи в различные периоды, выделять черты кризиса империи, давать определение понятию натуральное хозяйство, решать познавательную задачу (вопр. 6 стр. 283 учебника). | Контрольное тестирование. | Империя и соседние народы. Рим и варвары. Готы и гунны. | Ответить на вопрос 2, 7 на стр. 283 учебника, выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
66 | Христианство. | 1 | Комбинирован. урок. | Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. | Понимать причины и значение событий и явлений, сравнивать христианство с язычеством. Выделять особенности христианства. | Работа с картой, исторической терминологией. | Христианские святые и мученики. Ценности христианского учения. | Выполнить задания в рабочей тетради к П. 54. |
|
|
| ||||
67 | Императоры Диоклетиан и Константин. | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок). | Признание христианства государственной религией Римской империи. | Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, умение пользоваться картой, сравнивать и оценивать деятельность императоров Диоклетиана и Константина, сравнивать власть Октавиана Августа с властью Константина и Диоклетиана. | Практическое задание – ответить на вопросы 2, 3, 4 на стр. 293 учебника. |
| П. 55 – повторить и выполнить задания в рабочей тетради. |
|
|
| ||||
68 | Падение Западной Римской империи | 1 | Урок выработки умений и навыков (практическая работа). | Разделение Римской империи на Западную Восточную. Падение Западной Римской империи | Пользоваться с картой и документом как источником знаний, давать оценку историческим событиям, выделять причины падения Западной Римской империи | Пользоваться с картой, анализ документов, задания на счет лет. | Рим и варвары. Готы и гунны. | Выполнить задания в рабочей тетради к П. 56 |
|
|
| ||||
69 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древний Рим». | 1 | Повторительно – обобщающий урок. | Повторить и обобщить знания по теме: «Древний Рим». |
| Тест по теме: «Расцвет и могущество Римской империи». |
| Подготовить сообщения по теме: «Семь чудес света» или презентации. |
|
|
| ||||
70 | Повторение по курсу «История Древнего мира | 1 | Итоговое повторение. | Древнейшие очаги цивилизации. Др. Восток, Антич. мир |
| Контрольный тест, выступление с сообщениями. | Взаимосвязи культур народов Востока и античн. |
|
|
|
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Урок-игра к главе 7 (Греция) к учебнику Всеобщая история.История Древнего мира. А.А Вигасин
Данный урок является итоговым уроком к 7 главе учебника истории 5 класса. Игра удивительная деятельность, которая помогает школьникам закрепить изученный материал....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 8. "Жизнь египетского вельможи"....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 9. "Военные походы фараонов"...
Рабочая программа по истории 5 класс по УМК Ф.А. Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, Москва ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Рабочая программа 5 класса разработана учетом программы воспитания МАОУ лицея № 28....