Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование, календарно- тематическое планирование с описанием универсальных учебных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 кл история | 99.92 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Статус учебной программы
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияпо истории и обеспечена УМК для 5 класса.
Рабочая программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление? — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Структура документа:
Рабочая программа включает 8 разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
II. Общая характеристика программы по истории
Программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальныйхарактеробразования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классовк жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этни- ческой, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо кратических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
III. Описаниеместа учебного предмета «История» в Базисном учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме 68 часов, по 2 часа в неделю, из них 2 часа отводится на проектную деятельность, 6 часов на практикумы.
VI.Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
V. Содержание тем учебного курса (68 часов)
Введение (5 часов)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Родословная. Россия –Многонациональное государство.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч.)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Повторение (1 ч.)
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ П. Древний Восток(18 часов)
Тема 1. Древний Египет(7 часов)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.
Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров — Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 часа)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
РАЗДЕЛ III. Древняя Греция(18 часов)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием(7 ч.)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. РольФемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до и. э. и расцвет демократии(5 ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.(3 ч.)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим(20 часов)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией(3 ч.)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья( 3 ч.)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры(5 ч.)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 5. Разгром Рима германцами падение Западной Римской империи (2 ч.)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение(2 ч.)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
VI.Учебно- тематическое планирование
История Древнего мира
5 класс
№ раздела | Название раздела. | Кол-во часов по рабочей программе | Формы и типы контроля. |
1 | Вводная часть | 5 | Из них |
2 | Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия. | 7 | Проектная деятельность:2 ч. Контрольная работа-1 ч. Практикумы- 6 ч итоговое –тестирование-1 ч. |
3 | Раздел 2. Древний Восток | 18 | |
4 | Раздел 3. Древняя Греция. | 20 | |
5 | Раздел 4. Древний Рим. | 17 | |
6 | Итоговое повторение | 2 | |
Всего | 68 ч. | ||
Учебник История Древнего мира / А.А. Вигасин,М «Просвещение»2012.
Календарно-тематическое планирование
История Древнего мира 5 класс
№ п./п. | Дата | № темы | Тема урока | № параграфа | Используемые технологии | Использование ИКТ | Виды деятельности | |||
План. | корректировка | Факт. | ||||||||
Вводная часть(5 часов) | ||||||||||
1 | 1 | Вводный урок. | введение | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,7,8 Р1,2, К1,3,4,5, Л5,6 | |||||
2 | 2 | Источники знаний о прошлом. | проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,4,7,8 Р1,2,4 К1,3,4,5, Л1,5,6 | ||||||
3 | 3 | Историческая карта | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,4,7,8 Р1,2,4 К,4,9, Л5,8 | ||||||
4 | 4 | Моя родословная | Дифференцированное проблемное обучение, развивающее обучение проектная т-я | П4,5,7,9 Р1,2,4 К1,3,4,5, Л1,5,6 | ||||||
5 | 5 | Россия – многонациональное государство | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,7,8 Р1,2,4 К1,3,4,5, Л3,4,5,6 | ||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия. ( 7 часов) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. (3 часа) | ||||||||||
6 | 1 | Древнейшие люди на земле. | §1 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,4,7,8 Р1,2,4 К1,3,4,5, Л5,6 | |||||
7 | 2 | Родовые общины охотников собирателей. | §2 | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,4,7,9 Р2,3 К1,6 | ||||
8 | 3 | Возникновения искусства и религиозных | §3 | проблемное обучение, развивающее обучение Дифференцированное обучение | П1,2,4,7, Р1,2,4 К1,3,4,5, Л1,5,6 | |||||
Тема 2 Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа) | ||||||||||
9 | 1 | Возникновение земледелия и скотоводства. | §4 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированно . | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,4,7,9 Р2,4 К2,3,5,7 | ||||
10 | 2 | Появление неравенства и знати | §5 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,4,7,9 Р2,4 К1,2 4,6,7 Л1,3,5 | |||||
11 | 3 | Счет лет в истории.(практикум) | §6 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | |||||
12 | 4 | Урок общеметодологической направленности: Жизнь первобытных людей и их открытия. | §1-6 | Дифференцированное, развивающее обучен ие; игровая | П,2,3,4.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1, | |||||
Раздел 2. Древний Восток. (18 часов) Тема 4. Древний Египет(7 часов) | ||||||||||
13 | 1 | Государство на берегах Нила – | §6 | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | ||||
14 | 2 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | §7 | Дифференцированное, развивающее обучение; Тех – я сотрудничеств | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | |||||
15 | 3 | Жизнь египетского вельможи | §8 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | ||||
16 | 4 | Военные походы фараонов | §9 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | |||||
17 | 5 | Религия древних египтян | §10 | проблемное обучение, развивающее обучение Триз-тех-я . | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7,9 Л1 | ||||
18 | 6 | Искусство Древнего Египта | §11 | Дифференцированное, развивающее обучение; Тех – я сотрудничества | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7,9 Л1 | |||||
19 | 7 | Письменность и знания древних египтян | §12 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7,9 Л1,2 | |||||
Тема 5 Западная Азия в древности(7 часов) | ||||||||||
20 | 1 | Древнее Двуречье | §13 | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7,9 Л1 | ||||
21 | 2 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | §14 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7,9 Л1 | |||||
22 | 3 | Финикийские мореплаватели | §15 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7,9 Л1 | |||||
23 | 4 | Библейские сказания | §16 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированноеТриз-тех-я | CD –RИстория Древнего Мира | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7,9 Л1 | ||||
24 | 5 | Древнееврейское царство | §17 | Объяснительно-иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044/116729/?interface=teacher&class=47&subject=20Р2 | П1,2,3,4,5.7,9 К1,2,5,7, Л1,2 | ||||
25 | 6 | Ассирийская держава. | §18 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | ||||
26 | 7 | Персидская держава царя царей | §19 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л1 | |||||
Тема 6. Индия и Китай в древности (4 часа) | ||||||||||
27 | 1 | Природа и люди Древней Индии. | §20 | развивающее обучение; Личностно-ориентированное . | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | |||||
28 | 2 | Индийские касты | §21 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | ||||
29 | 3 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | §22 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | |||||
30 | 4 | Первый властелин единого Китая | §23 | развивающее обучение; Личностно-ориентированноеТриз-тех-я |
| П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л1 | ||||
Древняя Греция(20 часов) Тема 7 Древнейшая Греция (5 ч.) | ||||||||||
31 | 1 | Греки и критяне | §24 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, | |||||
32 | 2 | Микены и Троя | §25 | проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л1 | |||||
33 | 3 | Поэма Гомера «Илиада» | §26 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,,5.6,9 Р2,4 К1,2,3,5,9 Л1,2 | ||||
34 | 4 | Поэма Гомера «Одиссея» | §27 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1, | |||||
35 | 5 | Урок –проект: Боги и герои Эллады. | §28 | Проектная Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | ; | ||||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.) | ||||||||||
36 | 1 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | §29 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5.7,9 Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1,2 | |||||
37 | 2 | Зарождение демократии в Афинах. | §30 | Проблемное развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,,5.6,9 Р2,4 К1,2,3,5,9 Л1,2 | ; | ||||
38 | 3 | Древняя Спарта | §31 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л5 | ||||
39 | 4 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | §32 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л1,5 | |||||
40 | 5 | Олимпийские игры в древности | §33 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л1,5 | ||||
41 | 6 | Победа греков над персами в Марафонской битве | §34 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л1 | |||||
42 | 7 | Нашествие персидских войск | §35 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,6,9 Р2,4 К1,2,5,6,7,9 Л1,5 | |||||
Тема 9 Возвышение Афин в 5 веке до н. э. и расцвет демократии. | ||||||||||
43 | 1 | В гаванях афинского порта Пирей | §36 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение Тех – я сотрудничества | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,6,9 Р2,4 К1,2,5,6,7,9 Л1,5 | ||||
44 | 2 | В городе богини Афины | §37 | Триз-тех-я Объяснительно- иллюстративная, , развивающее обучение | П1,2,4,5.6,7,9 Р2,3 К1,2,5,6,7,9 Л1 | |||||
45 | 3 | В афинских школах и гимнасиях | §38 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,7 Р2,4 К1,3,5,9 | |||||
46 | 4 | В афинском театре. | §39 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,3,4,9 Р2,5 К1,6 | ||||
47 | 5 | Афинская демократия при Перикле | §40 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение Игровая | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,4,7,9 Р2,5 К4,5,7,9 | ||||
Тема 10 Македонские завоевания в 4 веке до н. э.(3 ч.) | ||||||||||
48 | 1 | Города Эллады подчиняются Македонии | §41 | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,5,6,7 Р2,5 К1,5,9 Л1 | |||||
49 | 2 | Поход Александра Македонского на Восток | §42 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,7 Р2,5 К1,2,4,5,7 | |||||
50 | 3 | В Александрии Египетской | §43 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,2,4,6,7,9 Р2,4,5 К1,5,6 | ||||
Древний Рим(17 часов) Тема 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией. (3часа) | ||||||||||
51 | 1 | Древнейший Рим | §44 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,8,9 Р2,4 К1,3,4,5 | |||||
52 | 2 | Завоевание Римом Италии | §45 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,5,7 Р2,4,5 К1,2,5,9 | |||||
53 | 3 | Устройство Римской республики | §46 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,6,8 Р2,4,5 К1,4,5,7 | |||||
Тема 12 Рим –сильнейшая держава Средиземноморья(3 часа) | ||||||||||
54 | 1 | Вторая война Рима с Карфагеном | §47 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | CD –RИстория Древнего Мира | П1,2,7,9 Р1,4,5 К1,2,6,7 Л1 | ||||
55 | 2 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | §48 | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4 Р2,3,5 К1,3,5,6,7 Л1 | |||||
56 | 3 | Рабство в Древнем мире | §49 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2 Р2,4,5 К1,3,5,6,7 Л1 | |||||
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа) | ||||||||||
57 | 1 | Земельный закон братьев Гракхов | §50 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,8 Р2,3 К2,5,7,9 Л1 | |||||
58 | 2 | Восстание Спартака. | §51 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,4,8 Р2,4 К1,2,3,5,7 | |||||
59 | 3 | Единовластие Цезаря | §52 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | CD –RИстория Древнего мира | П1,4,6,9 Р4,5 К1,5,6,9 Л1 | ||||
60 | 4 | Установление империи | §53 | Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П1,2,5,7,9 Р2 К1,2,4,7,9 Л1 | |||||
Тема 14 Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) | ||||||||||
61 | 1 | Соседи Римской империи | §54 | Тех – я сотрудничества развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,6,9 Р2 К1,5 | . | ||||
62 | 2 | В Риме при императоре Нероне | §55 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,4,7 Р2,4 К1,3,5 | |||||
63 | 3 | Урок- проект Христианство. | §56 | Проектная Объяснительно- иллюстративная, проблемное обучение, развивающее обучение | П7,9 Р4 К1,4 Л6 | |||||
64 | 4 | Расцвет империи во втором веке н. э. | §57 | развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П2,6 Р2,4 К5,6 Л1 | |||||
65 | 5 | Вечный город и его жители | §58 | Дифференцированное, развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,7 Р2,4 К1,7 | |||||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи(4 часа) | ||||||||||
65 | 1 | Римская империя при Константине | §59 | Дифференцированное развивающее обучение; Личностно-ориентированное | П1,2,3,5.7,9 Р2,3,4 К1,,5,7,9 Л1 | |||||
66 | 2 | Взятие Рима варварами | §60 | Рейтинговая Личностно-ориентированное | П1,2,3,4,5. Р2,3,4 К1,2,5,7, Л1 | |||||
67 | 3 | Урок развивающего контроля | Рейтинговая Личностно-ориентированное | П,4,9. Р1.4,5 К5,7 Л1 | ||||||
68 | 4 | Урок общеметодологической направленности | Рейтинговая Личностно-ориентированное | П,4,5.6,7,9 Р2,4,5 К2,5,7, Л1 |
Универсальные учебные действия | № | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач | 1 |
Владеть смысловым чтением–самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | 2 | |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) | 3 | |
Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) Обобщать, Доказывать,делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне | 4 | |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям | 5 | |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) | 6 | |
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне | 7 | |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач | 8 | |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ | 9 | |
РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ | Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч.всвоих проектах) | 1 |
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | 2 | |
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ | 3 | |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ | 4 | |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельноисправлять ошибки | 5 | |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге),аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии | 1 |
Понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявномвиде (в т.ч. вести диалог с автором текста) | 2 | |
Различать в речи другогомнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории | 3 | |
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | 4 | |
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно | 5 | |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | 6 | |
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | 7 | |
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | 8 | |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей | 9 | |
ЛИЧНОСТНЫЕ | Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | 1 |
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей | 2 | |
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор | 3 | |
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других | 4 | |
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции | 5 | |
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях | 6 | |
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом | 7 | |
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор | 8 |
VII. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Средства обучения :
История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.
- Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;
- Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.
Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2005.
Контурная карта по истории Древнего мира
Атлас Древнего мира. «Просвещение» 2010.
УМК «CorDis» 2004
Рекомендуемая литература
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т. 1—2.
Всемирная история, т. 1., М., 1955.
Всемирная история, т. 1. Каменный век. Минск, 1999.
Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.
Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.
Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999.
Грант М. Классическая Греция. М., 1998.
Иллюстрированная история религии. М., 1992.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.
Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения истории ученик должен
- знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; - уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание рабочей программы по предмету географии для обучающихся 6 класса в рамках внедрения ФГОС"
Введение новых стандартов требует появления принципиально новых программ, учебников и учебных пособий. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является новое программно-методиче...
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
Отзыв на учебник истории - 8 класс (в рамках апробации)
Отзывна учебник А. Ф. Киселева, В. П. Попова. История России XIX век.8 класс. М., Дрофа. Казьмина Надежда Митрофановнаучитель истории высшая квалификационная категория,МБОУ СОШ №92 г. Ворон...
Рабочая программа "Английский язык", 4 класс по УМК “English -3, 4” в 2-х частях, авторы: Верещагина И.Н., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.: 2012, издательство: «Просвещение», ОАО «Московские учебники».
Рабочая программа составлена на основе программы « Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И. Н. Верещагиной. II—IV классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений и...
Рабочая программа "Технология", 5-8 классы (в рамках реализации ФГОС)
Рабочая программа "Технология" для обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы (в рамках реализации ФГОС ООО)...
Рабочая программа "Технология. 5-8 класс" (в рамках реализации ФГОС ООО)
Рабочая программа по технологии (мальчики)...
Тематическое планирование по учебнику для 5 класса история Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙТема 1. Первобытные собиратели и охотники. Представление о понятии «первобытные люд...