Программа интегрированного курса истории «Россия и мир» для учащихся в 10 -11 классе
рабочая программа (история, 10 класс) по теме
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat._plan_10_kl._istoriya.docx | 80.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
интегрированного курса ИСТОРИИ «Россия и мир»
среднего (полного) общего образования на БАЗИСНОМ уровне
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В 10 -11 классе
Учитель истории и обществознания
Прищепенко Нина Анатольевна,
первая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 2
2013-2014
г. Пыть-Ях
интегрированный курс ИСТОРИИ «Россия и мир»
программа
среднего (полного) общего образования на БАЗИСНОМ уровне
Пояснительная записка
Статус документа.
Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (14,3 % от общего объема учебных часов). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
Цели
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 138 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).
Основное содержание
(138 ч.)
История как наука (не менее 2 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации[1].
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Древнейшая история человечества (не менее 2 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (не менее 10 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (не менее 10 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (не менее 16 ч)
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (не менее 8 ч)
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
ИСТОРИЯ РОССИИ
История России – часть всемирной истории (не менее 2 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 4 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв. (не менее 4 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 8 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (не менее 9 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв. (не менее 9 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства.
Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (не менее 6 ч)
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России (не менее 4 ч)
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922-1941 гг. (не менее 4 ч)
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (не менее 6 ч)
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
СССР в первые послевоенные десятилетия (не менее 4 ч)
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (не менее 3 ч)
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
Советское общество в 1985-1991 гг. (не менее 4 ч)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Российская Федерация (1991-2003 гг.) (не менее 5 ч)
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
10 класс:
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века»
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. «История России с XVIII до конца XIX века»
- Загладин Н.В. «Всемирная история»
11 класс:
- Чубарьян А.О., Данилов А.А. «Отечественная история XX – XXI века»
- Загладин Н.В. «Всемирная история. XX век»
- Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. «Новейшая история зарубежных стран»
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
10 класс
№
| Тема учебной программы | Планируемые | Фактические сроки проведения уроков | Прогнозируемый результат | Формы контроля | Повторение. |
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ КАК НАУКА. | ||||||
1 четверть | ||||||
1 | Этапы развития исторического знания. | 1 неделя | Учащиеся должны уяснить характеристику основных этапов исторического познания, уметь работать с документами. | |||
2 | Основные парадигмы мировой истории. | Учащиеся должны анализировать различные подходы к периодизации всемирной истории; работать с документами, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам | Вопросы, таблица. | |||
*Домашнее задание дается по учебнику Н.В.Загладина «Всемирная история» – Москва, «Русское слово», 2003 год. | ||||||
I РАЗДЕЛ. ДРЕВНОСТЬ И АНТИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. | ||||||
3 | Древнейшая история человечества. | 2 неделя | Учащиеся понимают факторы и направления эволюции человека; анализируют изменения человека в процессе эволюции, факторы, способствовавшие зарождению неравенства | Промежуточное тестирование. | ||
4 | Первые государства и цивилизации Востока. | Учащиеся должны давать характеристику восточным деспотиям; знать причины образования государства и его признаки. | Вопросы, таблица | |||
5 | Семинар: Достижения Древнего Востока | 3 неделя | Учащиеся должны выявлять отличия новых религий от прежних верований; уметь систематизировать исторический материал в виде таблицы | Промежуточное тестирование. | ||
6 | Возникновение городов-государств в Древней Греции. | Учащиеся должны проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, критически анализировать источник исторической информации, делать выводы. | Вопросы, таблица | |||
7 | Расцвет Древней Греции в V веке до н.э. | 4 неделя | Учащиеся должны сравнивать афинский и римский полисы; объяснять причины и последствия войн. | Промежуточное тестирование. | ||
8 | Греция и Македония, эллинизм. | Учащиеся анализируют характеристику эллинизма. | ||||
9 | Возникновение и возвышение Рима. | 5 неделя | Учащиеся уясняют особенности возвышения Рима и подчинения им Италии; а также выявлять факторы, приведшие к кризису римской республики. | |||
10 | Наступление варваров и закат Римской империи. | Учащиеся узнают о причинах Великого переселения народов; анализируют характеристику общественного уклада и хозяйственной жизни германских племен. | Промежуточное тестирование. | |||
11 | Обобщающий урок - конференция: Роль древности и античности в мировой истории. | 6 неделя |
Учащиеся обобщают и систематизируют знания в соответствии с целями изучения темы «Античная эпоха в истории человечества». | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ. | ||
II РАЗДЕЛ. ДРЕВНОСТЬ И АНТИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 1. Традиционное общество эпохи Средневековья (V – XV вв.). | ||||||
12 | Раннефеодальные государства Европы. Феодальная раздробленность. | Учащиеся должны выявлять особенности социально-экономических отношений в Западной Европе в период раннего Средневековья. | Вопросы, таблица | |||
13 | Средневековое общество. | 7 неделя |
Крестовые походы и инквизиция. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. | |||
14 | Средневековое общество и католическая церковь. | Промежуточное тестирование. | ||||
15 | Возникновение ислама, экспансия ислама. Крестовые походы. | 8 неделя | Учащиеся узнают о возникновении ислама, выявляют его отличия от других мировых религий; о роли религиозных разногласий. | Вопросы, таблица | ||
16 | Образование централизованных государств в Западной Европе. | Социально – политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV – XV вв. Предпосылки модернизации. | Промежуточное тестирование. | |||
Часть 2. Русь в IX – начале XII веков. Часть 3. Русские земли и княжества в XII – XV веках. | ||||||
17 | Древние славяне. | 9 неделя | Выявлять специфические черты в общественном укладе славян; анализировать теории происхождения Древнерусского государства | Вопросы. | ||
18 | Возникновение государства Киевская Русь. |
Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. | Промежуточное тестирование. | |||
2 четверть | ||||||
19 | Семинар: Первые киевские князья. | 10 неделя |
Характеристика политики первых правителей Руси. | Промежуточное тестирование. | ||
20 | Киевская Русь в XI веке. | Учащиеся должны давать анализ причин, сущности и результаты первой и второй усобицы на Руси. Выявлять особенностиразвития Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого. | ||||
21 | Феодальная раздробленность на Руси. | 11 неделя | Учащиеся уясняют причины феодальной раздробленности, положительные и отрицательные последствия децентрализации; устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать деятельность русских князей | Работа с источниками | ||
22 | Урок – пресс-конференция: Русские уделы. Культура Руси Удельной |
Характеристика условий зарождения культуры Руси4 основные тенденции развития и достижения древнерусской культуры. | Промежуточное тестирование. | |||
23 | Семинар: Борьба Руси с иностранными нашествиями в XIII веке. | 12 неделя | Учащиеся анализируют характеристику иноземных сил, угрожающих Руси в XIII веке; определяют причины поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами. | Доклады, сообщения. | ||
24 | Урок – исследование: Русь и Орда. | Сравнительный анализ процесса возникновения Древнерусского государства и Монгольской державы; определение причин побед монголов в период их завоевательных походов | Промежуточное тестирование. | |||
25 | Семинар: Объединение русских земель вокруг Москвы. | 13 неделя | Учащиеся выявляют особенности становления Московского государства, выявляют предпосылки возвышения Москвы. | Работа с источниками | ||
26 | Семинар: Иван III и создание русского централизованного государства. | Характеристика причин, хода и результатов феодальной войны второй четверти XV в. и ее влияния на дальнейшую судьбу страны; анализ развития России в XV в. и определение признаков централизованного государства. | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ. | |||
Часть 4. Европа на рубеже нового времени (XVI – начало XVII века). Часть 5. Россия на рубеже нового времени (XVI – начало XVII века). | ||||||
27 | Начало нового времени в Европе. Западная Европа в XVI – XVII веках: эпоха перемен. | 14неделя | Учащиеся выявляют характерные черты абсолютизма и предпосылки его возникновения в странах Западной Европы. Особенности развития европейского общества XVI – XVII веков. | Вопросы. | ||
28 | Европейское общество XVI – XVII веков. | |||||
29 | Россия в XVI веке: русский абсолютизм Ивана IV Грозного. | 15 неделя | Характеристика условий усиления центральной власти во времена Ивана IV; анализ реформ Избранной рады; оценка влияния личности Ивана Грозного на политику реформ. | |||
30 | Последствия правления Ивана Грозного | Раскрытие взаимосвязи внутренней и внешней политики на примере истории России периода правления Ивана Грозного; определение и сущность понятия «опричнина»; оценка итогов правления Ивана IV Грозного | Промежуточное тестирование. | |||
31 | Смутное время на Руси. | 16 неделя | Уясняют особенности Смутного времени в России и его последствия. | |||
32 | Обобщающий урок: Европа и Россия на пороге XVII века | Учащиеся обобщают и систематизируют знания в соответствии с целями изучения темы «Россия на рубеже нового времени (XVI – начало XVII века). | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ. | |||
III РАЗДЕЛ. РОССИЯ И МИР В НОВОЕ ВРЕМЯ. Часть 1. Зарубежные страны в XVII – XVIII веках. Часть 2. Россия в XVIII веке. Часть 3. Россия в XVIII веке. | ||||||
3 четверть | ||||||
33 | Европа в XVII века. Первые буржуазные революции в Европе и их последствия. | 17 неделя | От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. | Работа с источниками | ||
34 | XVIII век – эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | Учащиеся получают знания об основных идеях мыслителей эпохи Просвещения, о предлагавшихся ими моделях общества; углюбляют представления о гражданском обществе и правовом государстве. | Доклады, сообщения. | |||
35 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. Восток и Европа в XVIII веке. | 18 неделя | Учащиеся объясняют особенности развития стран Востока. Перечислить факторы, ослабившие в XVIII в. Османскую империю. Выделить основные этапы британского завоевания Индии. Указать особенности развития Китая. | Промежуточное тестирование. | ||
36 | Россия в XVII веке: социально-политическое развитие страны. | Характеристика государственного строя России в XVII веке; выявление изменений, произошедших в системе управления страной по сравнению с предшествующим периодом. | Заполнение таблицы. | |||
37 | Россия в XVII веке: экономическое развитие страны. | 19 неделя | С развитием мануфактурного производства и складыванием всероссийского рынка происходит зарождение капиталистических отношений. | Заполнение таблицы. | ||
38 | Семинар: Россия в XVII веке: внешняя политика России. | Характеристика задач внешней политики России после Смутного времени; анализ связи внутренней и внешней политики России в XVII веке | Промежуточное тестирование. | |||
39 | Семинар: Петровские реформы в России. | 20 неделя |
Данный период был ознаменован реформами и преобразованиями Петра I, затрагивавшими все сферы общественной жизни. Усиление абсолютизма в России в XVII в. | |||
40 | Семинар: Роль и последствия петровских реформ | Промежуточное тестирование. | ||||
41 | Россия в середине XVIII века: эпоха дворцовых переворотов. | 21 неделя | Учащиеся узнают, что после смерти Петра развернулась острая борьба дворянских группировок за власть, приводившая к частым сменам царствующих особ на престоле, перестановкам в их ближайшем окружении. | |||
42 | «Золотой век» Екатерины II в русской истории. | Характеризуют цели и результаты внутренней политики России в годы правления Екатерины II. | Промежуточное тестирование. | |||
43 | Внешняя политика России в XVIII веке | 22 неделя | Характеристика задач внешней политики России в XVIII веке. Великие полководцы и флотоводцы России. | |||
44 | Урок – защита проектов: Русская культура XVIII века. | Новая русская культура складывалась на основе национального языка, профессионального театрального, музыкального и изобразительного искусства. Дают сравнительную характеристику быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в. | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ. | |||
Часть 4. Зарубежные страны в конце XVIII – первой половине XIX века. Часть 5. Россия в конце XVIII – первой половине XIX века. | ||||||
45 | Война за независимость и образование США. | 23 неделя | Уясняют, что главными задачами в Гражданской войне были необходимость сохранения территориальной целостности государоства и отмена рабства. Характеризуют итоги войны за независимость | Работа с источниками | ||
46 | Великая французская революция и ее последствия. | Учащиеся узнают, что Великая французская революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм,создала условия для развития капиталистического хозяйства, положила начало формированию правового государства и гражданского общества. | Работа с картой, сообщения учащихся. | |||
47 | Наполеоновские войны и их последствия. | 24 неделя | Несмотря на поражение Франции, полностью уничтохжить наполеоновские преобоазования в Европе и вернуть европейские страны к старому порядку было уже невозможно. | Работа с картой, сообщения учащихся. | ||
48 | Европа в первой половине XIX века. | Выявить предпосылки углубления промышленного переворота и его социальные последствия. | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ. | |||
49 | Семинар: Российская империя в начале XIX в. | 25 неделя | Учащиеся понимают, какое значение в истории России в первой половине XIX в. играл Восточный вопрос, его сущность и содержание. Крымская война стала вехой в истории России. | Работа с картой, сообщения учащихся, заполнение таблицы. | ||
50 | Урок – викторина: Отечественная война 1812 года. | Анализ причин Отечественной войны 1812 г.; характеристика планов сторон в начале войны; анализ причин победы России в войне; оценка решений Венского конгресса. | Промежуточное тестирование. | |||
51 | Российская империя после Отечественной войны. | 26 неделя | Характеристика влияния Отечественной войны на развитие России. | Промежуточное тестирование | ||
52 | Семинар: Российская империя в 1825 – 1855 гг.: николаевские реформы и их последствия. | Анализ проектов перемен в России при Николае I и их значения для укрепления империи. Выявление сути дискуссии между западниками и славянофилами. | Доклады, сообщения. | |||
4 четверть | ||||||
53 | Семинар: Русское общественное движение первой половины XIX века. | 27 неделя | Учащиеся узнают, что XIX век был временем изменений в сознании людей, развития общественно-политической мысли. Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом общественно - политической мысли. Характеризовать основные направления общественно-политической мысли. | Промежуточное тестирование. | ||
54 | Внешняя политика России. Крымская война и её последствия. | Характеристика задач внешней политики России. Анализ причин, ход и основные события Крамской войны. | Вопросы, таблица. | |||
55 | Обобщающий урок: особенности развития России и необходимость реформ. |
Обобщение и систематизация знаний в соответствии с целями изучения темы «Россия в конце XVIII – первой половине XIX века». | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ. | |||
Часть 6. Зарубежные страны во второй половине XIX века. Часть 7. Россия во второй половине XIX века. | ||||||
56 | Европа во второй половине XIX века: общая характеристика. | 28 неделя | Раскрыть социально-политическое развитие Европы во второй половине XIX века: | |||
57 | Важнейшие события в европейских странах во второй половине XIX века. | 29 неделя | Дать общую характеристику важнейшим событиям в европейских странах во второй половине XIX века | Работа с источниками. | ||
58 | Международные отношения и колониальная политика Европы. | Прослеживать развитие системы международных отношений. Зарождение международного права. | ||||
59 | Семинар: Либеральные реформы 70 – 80-х годов XIX века и их последствия. | 30 неделя | Раскрытие целей, основного содержания и результатов реформ 60-70-х гг. XIX в.; анализ реформ с целью подтверждения тезиса о закономерности становления и развития капитализма в России. | Промежуточное тестирование. | ||
60 | Семинар: Российская империя во второй половине XIX века: социально-экономическое развитие. |
Характеристика экономического развития России. Определение последствий промышленного переворота. Определение изменений, произошедших в положении и социальном составе. | Доклады, сообщения. | |||
61 | Семинар: Российская империя во второй половине XIX века: политическое развитие. | 31 неделя | Раскрыть, что контрреформы Александра III – это попытка самодержавия осуществить поворот к старому, дореформенному времени. Сделать вывод, что эта попытка не смогла остановить хода истории. | Тестирование по материалам ЕГЭ | ||
62 | Урок – исследование: Русское общественное движение во второй половине XIX века. | Характеристика общественных движений во второй половине XIX века. Сущность экстремизма в российском обществе в изучаемый период. | Промежуточное тестирование. | |||
63 | Урок – исследование: Русское общество и власть на пороге XX века. | 32 неделя | Охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX века. | Вопросы, таблица. | ||
64 | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | Характеристика задач внешней политики России во второй половине XIX века и их влияния на международное положение страны. | Вопросы, таблица | |||
65 | Урок – защита проектов: Русская культура XIX века. | 33 неделя | Учащиеся выявляют новые тенденции развития русской культуры, дают анализ эпохи великих реформ на развитие культуры; определяют вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую художественную культуру. | Защита проектов – презентации. | ||
66 | Обобщающий урок – конференция: Основные итоги и проблемы развития России к началу XX века. |
Итоги XIX века. Экономическое, политическое и культурное развитие России к началу XX века. | Доклады, сообщения. | |||
6768 | Итоговое обобщение. | 34 неделя | Обобщить и систематизировать знания учащихся в соответствии с целями изучения курса «История России». | Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ. |
Всего – 70 часов, в том числе:
история России – 40 часов
зарубежная история – 28 часов
резерв – 2 часа
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Рабочие программы по русскому языку и литературе для 8-11классов
Рабочие программы по литературе для 8-9 классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литерату...
Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.
Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...
интегрированный урок "Россия - многонациональная страна". Обществознание и математика.
Урок по теме "Россия - мнонгонациональная страна". Урок открытия новых знаний по обществознанию, урок обобщения и повторения - по математике....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории (интегрированный курс "Россия и мир")
Программа базового уровня предполагает использование учебников О.В.Волобуева "Россия и мир" и О.Н.Журавлевой "История России". Программа рассчитана на 105 учебных часов. Полезна для учителей, желающих...
Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...
Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс
Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменени...