Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577) , Примерной программы по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М : Просвещение, 2015.- (Стандарты второго поколения) , программы «История России 6-10 классы»/ авторы составители И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко М. : Дрофа, 2016г., соответствующей новому историко-культурному стандарту (ИКС) , примерной общей образовательной программе (ПООП), методическими рекомендациями для образовательных организаций Смоленской области о преподавании учебного предмета «История»в 2018– 2019 учебном году, программой курса «История Смоленщины с древнейших времен до настоящего времени для 6-9классов», составители Ластовский Г.А, Н.Н. Колпачков, Ильюхов А.А.-Смоленск 1995г.и обязательным минимумом содержания курса «История Смоленщины в основной школе, утвержденного в 2000 году Департаментом Смоленской области по образованию и науке.»
Курс «История Смоленщины» интегрируется в курс «История России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_6kl1.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577) , Примерной программы по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М : Просвещение, 2015.- (Стандарты второго поколения) , программы «История России 6-10 классы»/ авторы составители И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко М. : Дрофа, 2016г., соответствующей новому историко-культурному стандарту (ИКС) , примерной общей образовательной программе (ПООП), методическими рекомендациями для образовательных организаций Смоленской области о преподавании учебного предмета «История»в 2018– 2019 учебном году, программой курса «История Смоленщины с древнейших времен до настоящего времени для 6-9классов», составители Ластовский Г.А, Н.Н. Колпачков, Ильюхов А.А.-Смоленск 1995г.и обязательным минимумом содержания курса «История Смоленщины в основной школе, утвержденного в 2000 году Департаментом Смоленской области по образованию и науке.»
Курс «История Смоленщины» интегрируется в курс «История России»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России».
Место предмета в учебном плане.
В 6 классе на изучение истории отводиться 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом: на курс «Всеобщая история» приходиться 30% учебного времени -29 часов, курс «История России» - 70 % учебного времени-39 часа.
УМК
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «История» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Дрофа».
- Ляшенко Л.М., И. Л. Андреев. История России конец 9-17 век. 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. : Дрофа, 2016г
- Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск,2008г
Планируемые результаты освоения предмета (личностные, метапредметные, предметные):
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение культуры своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; истории Смоленщины
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- сформировать у учащихся целостное представление о месте Смоленщины в истории России;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и уметь давать их оценку.
- охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Основное содержание учебного предмета
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ(не менее 40 часов)
Введение
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к про- изводящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Смоленщина в далёком прошлом. Древние балты.
Кривичи.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Смоленская земля в IX-XI веках.
Русь в конце X — начале XII века
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:
«Русская Правда», церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешти-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Смоленщина в XII веке.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средне- векового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.
«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII века
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волын- ская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII—XIV веке
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после мон- гольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Княжество Смоленское в XIII веке. Политическая жизнь края.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Культура Смоленщины X-XIII веков.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV веках
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое По- ле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. Смоленская земля в XIV веке.
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Включение смоленской земли в состав ВКЛР .Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР.
Падение Византии и рост церковно- политической роли Москвы в православном мире. Теория
«Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления еди- ного государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Формы и виды учебной деятельности
- конспектирование
- групповая работа
- творческие задания
- самостоятельная работа
- составление конспекта, рецензии, реферата
- исследование
- взаимопроверка, самопроверка
- тестирование
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой (работа с текстом):
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности(наблюдение за различными объектами):
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Анализ проблемных ситуаций.
Методы обучения:
- Источник получения знаний: наглядные, словесные, практические.
- Характер познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский.
- Активные методы обучения: метод проблемного обучения, программированного обучения, интерактивного обучения (проекты, дискуссии, игровой метод, тренинг).
Методы и формы контроля:
Содержанием контроля в современной школе является комплексная проверка учебной деятельности учащихся, в процессе которой осуществляется усвоение содержания общего среднего образования: формируются знания, обще учебные и предметные умения и навыки, развиваются творческие способности, оценочные суждения.
Виды контроля
- Видами контроля есть предварительный, текущий, тематический и итоговый.
- Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса с целью определения знаний учащихся материала предыдущего учебного года, полугодия.
- Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы.
- Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы.
- Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года.
Методы контроля
- ежедневное наблюдение, устный опрос, письменный контроль знаний и умений,
практическая проверка, тестовый контроль
Формы контроля
- фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, взаимоконтроль
Учебно-методическое обеспечение
- Уроки истории. ХХ век: http://www.urokiistorii.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
- Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)
- Портал компании «Кирилл и Мефодий» (http://www.km.ru)
- Энциклопедия «Кругосвет» - http.//www.krugosvet.ru (история и общество, путешествия и география, искусство и культура, наука и техника, здоровье и спорт)
- Музей Эрмитаж – http.//www.hermitagemuseum/org (Египет, Греция, Рим)
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – http.//www.museum.ru/gmii/defrus/htm (Египет, Месопотамия, искусство Античности)
- Государственный исторический музей – http.//www.shm.ru/zal1/html (первобытный мир)
- Презентации
Календарно-тематическое планирование по истории России 6 класс -39 часов
№ п/п | № ур | Содержание (тема раздела, урока) | Кол-во час | д/з | Дата по плану | Дата по факту |
1 | 1 | Введение | 1 | Стр 1-5 | ||
Народы и государства на территории нашей страны в древности(4 часа) | ||||||
2 | 1 | Древнейшие люди на территории Восточно- Европейской равнины. | 1 | 1 | ||
3 | 2 | История народов Восточной Европы в I тыс.до н. э. — середине VI в. н. э. Смоленщина в далёком прошлом. Древние балты. Кривичи | 1 | 2 | ||
4 | 3 | Первые государства на территории Восточной Европы. | 1 | 3 | ||
5 | 4 | Контрольно-обобщающее занятие по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 | |||
Русь в IX — первой половине XII века (10 часов) | ||||||
6 | 1 | Образование Древнерусского государства | 1 | 4 | ||
7 | 2 | Образование Древнерусского государства | 1 | 5 | ||
8 | 3 | Русь в конце X- первой половине XI вв. Смоленская земля в IX-XI веках. | 1 | 6 | ||
9 | 4 | Становление государства | 1 | 7 | ||
10 | 5 | Русь в середине XI-начале XII века | 1 | 8 | ||
11 | 6 | Русь в середине XI-начале XII века. Смоленщина в XII веке. | 1 | 9 | ||
12 | 7 | Общественный строй Древней Руси | 1 | 10 | ||
13 | 8 | Древнерусская культура | 1 | 11 | ||
14 | 9 | Древнерусская культура | 1 | 12 | ||
15 | 10 | Контрольно-обобщающее занятие по теме «Русь в IX — первой половине XII века» | 1 | |||
Русь в середине XII — начале XIII века (6 часов) | ||||||
16 | 1 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси | 1 | 13 | ||
17 | 2 | Княжество Северо-восточной Руси. Княжество Смоленское в XIII веке. Политическая жизнь края | 1 | 14 | ||
18 | 3 | Боярские республики | 1 | 15 | ||
19 | 4 | Культура Руси в домонгольский период | 1 | 16 | ||
20 | 5 | Культура Руси в домонгольский период. Культура Смоленщины X-XIII веков | 1 | 17 | ||
21 | 6 | Контрольно-обобщающее занятие по теме «Русь в середине XII — начале XIII века» | 1 | |||
Русские земли в середине XIII — XIV веке (6 часов) | ||||||
22 | 1 | Походы Батыя на Русь | 1 | 18 | ||
23 | 2 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | 19 | ||
24 | 3 | Русь и Золотая Орда | 1 | 20 | ||
25 | 4 | Русь и Золотая Орда | 1 | 21 | ||
26 | 5 | Москва и Тверь. Смоленская земля в XIV веке. | 1 | 22 | ||
27 | 6 | Контрольно-обобщающее занятие по теме «Русские земли в середине XIII — XIV веке» | 1 | |||
Русские земли в XIII — первой половине XV века (4 часа) | ||||||
28 | 1 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы | 1 | 23 | ||
29 | 2 | Московское княжество в конце XIV — середине XV в. | 1 | 24 | ||
30 | 3 | Соперники Москвы | 1 | 25 | ||
31 | 4 | Контрольно-обобщающее занятие по теме «Русские земли в XIII — первой половине XV века» | 1 | |||
Формирование единого Русского государства в XV веке (6 часов) | ||||||
32 | 1 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 | 26 | ||
33 | 2 | Русское государство во вт пол XY- нач XYI в. | 1 | 27 | ||
34 | 3 | Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР | ||||
35 | 4 | Русская культура XIY- нач XYI в | 1 | 28 | ||
36 | 5 | Контрольно-обобщающее занятие по теме «Формирование единого Русского государства в XV веке» | 1 | |||
37 | 6 | Итоговая промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | |||
38 | 7 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | |||
39 | 8 | Итоговое повторение | 2 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и к-тп по истории 7 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование истории в 7 классе по учебникам издательства "Русское слово"...
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)
Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...
Рабочая программа и тематическое планирование по истории 6 класс
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательн...
Рабочая программа Подготовка к ОГЭ по истории. 9 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по Религии России для 8 -9 классов
Результатом изучения курса «Религии России» станет развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информац...
рабочая программа внеурочного курса "Россия - моя история"
Целью данного элективного курса является формирование представлений об истории России как истории Отечества, о ее основных вехах, воспитание уважения к культуре, традициям своей Родины....