Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Фроленкова Марина Михайловна

 Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577) , Примерной программы по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М : Просвещение, 2015.- (Стандарты второго поколения) , программы «История России 6-10 классы»/ авторы составители И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко М. : Дрофа, 2016г., соответствующей  новому историко-культурному стандарту (ИКС) и примерной общей образовательной программе (ПООП), методическими рекомендациями для образовательных организаций Смоленской области о преподавании учебного предмета «История»в 2018– 2019 учебном году, программой курса «История Смоленщины с древнейших времен до настоящего времени для 6-9классов», составители Ластовский Г.А, Н.Н. Колпачков, Ильюхов  А.А.-Смоленск 1995г.и обязательным  минимумом  содержания курса «История Смоленщины в основной школе, утвержденного в 2000 году Департаментом Смоленской области по образованию и науке.»

Курс «История Смоленщины» интегрируется в курс «История России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rossii_7kl1.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

 Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями от 31.12.2015г. №1577) , Примерной программы по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М : Просвещение, 2015.- (Стандарты второго поколения) , программы «История России 6-10 классы»/ авторы составители И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко М. : Дрофа, 2016г., соответствующей  новому историко-культурному стандарту (ИКС) и примерной общей образовательной программе (ПООП), методическими рекомендациями для образовательных организаций Смоленской области о преподавании учебного предмета «История»в 2018– 2019 учебном году, программой курса «История Смоленщины с древнейших времен до настоящего времени для 6-9классов», составители Ластовский Г.А, Н.Н. Колпачков, Ильюхов  А.А.-Смоленск 1995г.и обязательным  минимумом  содержания курса «История Смоленщины в основной школе, утвержденного в 2000 году Департаментом Смоленской области по образованию и науке.»

Курс «История Смоленщины» интегрируется в курс «История России»

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс.  Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России».

                                          Место предмета в учебном плане

  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования курс «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. В 7 классе на изучение истории  отводиться  68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). Учебное время между курсами «Всеобщая история»  и «История России» распределяется следующим образом:  на курс «Всеобщая история» приходиться 30% учебного времени -27 часов, курс «История России» - 70 % учебного времени-41 час.

                                                         УМК

 Рабочая программа ориентирована на использование УМК «История» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Дрофа».

  1. Ляшенко Л.М., И. Л. Андреев. История России конец 17-18 век. 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  М. : Дрофа, 2016г
  2. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск,2008г

 Планируемые  результаты освоения предмета (личностные, метапредметные, предметные):

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной     общности;

• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение культуры своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной, всеобщей истории и истории Смоленщины;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • сформировать у учащихся  целостное представление о месте Смоленщины в истории России;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное  развитие  Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и уметь давать их оценку.

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

                         Основное содержание учебного предмета

     РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ:

ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

(не менее 40 часов)

Россия в XVI веке

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель  вокруг  Москвы:  присоединение  Псковской,  Смоленской Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление ве- ликокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посоль- ства в европейские государства. Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков.

Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной  системы.  Стародубская  война  с  Польшей  и Литвой. Присоединение Смоленского края к Московскому княжеству.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представитель- ства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких пол- ков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астра- ханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная   структура   российского   общества.  Дворянство.

Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые  татары.  Выходцы  из  стран  Европы  на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство. Культура Смоленского края в XIV-XVвеках

 Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах    и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Смоленский край в составе Московского государства.

Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт.«Ожерелье земли Русской». Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский  собор  1598  г. и  избрание  на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией  и  Швецией.  Поход  войска  М.  В.  Скопина-Шуйского  и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками.  «Совет  всей  земли».  Освобождение  Москвы в 1612 г. Смоленщина в начале XVII века.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борь- ба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия  с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Смоленское воеводство в Речи Посполитой. Борьба за Смоленск.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских  соборов.  Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Со- борное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон     и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление диплома- тических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Ре- чью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг.  и ее результаты. Конфликты  с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России  со   странами   Западной   Европы.   Военные   столкновения с маньчжурами и империей Цин. Смоленский край во второй половине XVII века.

Культурное  пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому  океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроход- цев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные от- ношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного  времени.  Усиление  светского  начала  в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизе- ля — первое учебное пособие по истории.

                              Формы и виды учебной деятельности

  • конспектирование
  • групповая работа
  • творческие задания
  • самостоятельная работа
  • составление конспекта, рецензии, реферата
  • исследование
  • взаимопроверка, самопроверка
  • тестирование

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой (работа с текстом):

  • Слушание объяснений учителя.
  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  • Написание рефератов и докладов.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности(наблюдение за различными объектами):

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Просмотр учебных фильмов.
  • Анализ графиков, таблиц, схем.
  • Анализ проблемных ситуаций.

 Методы обучения:

  • Источник получения знаний: наглядные, словесные, практические.
  • Характер познавательной деятельности:   объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский.
  • Активные методы обучения: метод проблемного обучения, программированного обучения, интерактивного обучения (проекты, дискуссии, игровой метод, тренинг).

                                      Методы и формы контроля:

Содержанием контроля в современной школе является комплексная проверка учебной деятельности учащихся, в процессе которой осуществляется усвоение содержания общего среднего образования: формируются знания, обще учебные и предметные  умения и навыки, развиваются творческие способности, оценочные суждения.

Виды контроля

  • Видами контроля есть предварительный, текущий, тематический и итоговый.
  • Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса с целью определения знаний учащихся материала предыдущего учебного года, полугодия.
  • Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы.
  • Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы.
  • Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года.

Методы контроля

  • ежедневное наблюдение, устный опрос, письменный контроль знаний и умений,

      практическая проверка, тестовый контроль

Формы контроля

  • фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, взаимоконтроль

        

                               Учебно-методическое обеспечение                                               

  1. Уроки истории. ХХ век: http://www.urokiistorii.ru/
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
  3. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)
  4. Портал компании «Кирилл и Мефодий» (http://www.km.ru

  Календарно-тематическое планирование по истории России 7  класс -41ч

п/п

№ урока

Содержание (тема раздела, урока)

Кол-во часов

дата

Домашнее задание

план

факт

         История России XVI–XVII вв.- 41 час

1

1

Введение

1

Создание Московского царства. (11 часов)

2

1

Василий III и начало правления Ивана IY

1

1

3

2

Внутренняя политика Ивана IY

1

2

4

3

Внешняя политика в 50-80 г XYI в. Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков.

1

3

5

4

Начало реформ. Избранная рада

1

4

6

5

Строительство царства.

1

5

7

6

Строительство царства

1

6

8

7

Внешняя политика Ивана IY. Присоединение к Московскому княжеству Смоленского края. Смоленщина в составе Московского государства.

1

7

9

8

Опричнина

1

8

10

9

Итоги правления Ивана IY

1

9

11

10

Русская культура в XYI в.Культура Смоленского края в XIV-XVвеках

1

10

12

11

 Контрольно –обобщающее занятие по теме «Российское государство в XVI в.»

1

 Смута в России (5 часов)

13

1

 Кризис власти на рубеже XYI-XYII вв.

1

11

14

2

 Начало Смуты. Самозванец на престоле.
 Смоленщина в начале XVII века.«Ожерелье земли русской»

1

12

15

3

Разгар Смуты. Власть и народ

1

13

16

4

Окончание Смуты. Новая династия

1

14

17

5

Контрольно –обобщающее занятие по теме « Смута в России»

1

Россия в  XYII в  (5часов)

18

1

 Социально-экономическое развитие России в XVII в. 

1

15

19

2

Сословия  в XVII в.: «верхи» общества

1

16-17

20

3

Государственное устройство России в XVIIв

1

18

21

4

  Смоленское воеводство в Речи Посполитой. Борьба за Смоленск.

1

22

5

Контрольно-обобщающий урок по теме «Россия в  XYII в  «

1

«Бунташный век»  (6 часов)

23

1

Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

1

19

24

2

Формирование абсолютизма

1

20

25

3

 Церковный раскол

1

21

26

4

Церковный раскол

1

22

27

5

Народные движения

1

23

28

6

Контрольно-обобщающий урок по теме «Бунташный век»

1

Россия на новых рубежах (4 часа)

29

1

Внешняя политика России в XYII в

1

24

30

2

Внешняя политика России в XYII в

1

25

31

3

Освоение Сибири и Дальнего Востока

1

26

32

4

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Россия на новых рубежах»

1

  Закат Московского царства (5часов)

33

1

 Политика Федора Алексеевича Романова

1

27

34

2

Борьба за власть в конце  XVIIв

1

28

35

3

Культура России   XVIIв

1

29

36

5

Смоленский край во второй половине XVII века

37

6

 Мир человека  XVIIв

1

30

38

7

Контрольно-обобщающее занятие по теме «Закат Московского царства»

1

39

8

Итоговая промежуточная аттестация. Тестирование

1

40-41

9-10

Итоговое повторение и обобщение                              2

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и к-тп по истории 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование истории в 7 классе по учебникам издательства "Русское слово"...

Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)

Календарно-тематический план и рабочая программа  по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...

Рабочая программа и тематическое планирование по истории 6 класс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный  государственный  образовательн...

Рабочая программа Подготовка к ОГЭ по истории. 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по Религии России для 8 -9 классов

Результатом изучения курса «Религии России» станет развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информац...

рабочая программа внеурочного курса "Россия - моя история"

Целью данного элективного курса является формирование представлений об истории России как истории Отечества, о ее основных вехах, воспитание уважения к культуре, традициям своей Родины....