Программа Факультативного курса По истории «Исторический журнал»
учебно-методический материал по истории по теме
Программа факультатива «исторический журнал» по содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора обучающихся; по времени реализации – долгосрочной (рассчитана на 1 год) для детей с 5-9 класс.
Актуальность программы факультатива обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Факультатив предназначен для обучающихся школы, интересующихся исследовательской деятельностью, направлена на формирование у обучающихся способности осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств: вдохновленность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информации. А так же выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Цели программы:
- выявление, поддержка и развитие одаренности у обучающихся;
- формирование и развитие компетенций по освоению обучающимися основ учебно-исследовательских деятельности.
- образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов через проектную деятельность.
задачи обучения:
- приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
Планируемые результаты:
- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- метапредметные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять пошаговый контроль; контролировать действия партнера; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить классификацию по заданным критериям; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; владеть общим способом решения задач;
В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций обучающихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности: проектная деятельность в микро. группе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_zhurnal.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Факультативного курса
По истории
«Исторический журнал»
Автор: Жирякова Оксана Юрьевна
учитель истории
МКОУ «СОШ № 19 им. Л.А.Попугаевой»
Удачный 2013год.
Программа факультатива «исторический журнал» по содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора обучающихся; по времени реализации – долгосрочной (рассчитана на 1 год) для детей с 5-9 класс.
Актуальность программы факультатива обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Факультатив предназначен для обучающихся школы, интересующихся исследовательской деятельностью, направлена на формирование у обучающихся способности осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств: вдохновленность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информации. А так же выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Цели программы:
- выявление, поддержка и развитие одаренности у обучающихся;
- формирование и развитие компетенций по освоению обучающимися основ учебно-исследовательских деятельности.
- образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов через проектную деятельность.
задачи обучения:
- приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
Планируемые результаты:
- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- метапредметные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять пошаговый контроль; контролировать действия партнера; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить классификацию по заданным критериям; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; владеть общим способом решения задач;
В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций обучающихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности: проектная деятельность в микро. группе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Занятия по программе не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения по данной программе достигаются в каждом образовательном модуле. В планировании содержания включены контрольные занятия-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов..
Программа курса разработана на основе:
-Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9: проект.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-94 с.- ( Стандарты второго поколения).
- Программы внеурочной деятельности (из опыта работы образовательных учреждений Челябинской области) : Сборник программ / редакционная коллегия: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, Ю. В. Ребикова, Л. Н. Чипышева; гл. ред. М. И. Солодковой – Челябинск, 2012. – 93 с.
Учебный план программы факультатива «исторический журнал»
№ п\п | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Понятие исследовательской деятельности | 1 | |
2 | Понятие проектной деятельности | 1 | |
3 | Особенности исследовательской работы | 1 | |
4 | Виды учебных исследований | 1 | |
5 | Предварительная работа над темой исследования или проекта | 1 | 5 |
6 | Работа с источниками информации (научная литература, Интернет-ресурсы, консультации со специалистами, СМИ) | 1 | 5 |
7 | Построение плана исследования | 1 | 5 |
8 | Реализация плана исследования | 1 | 4 |
9 | Оформление результатов исследовательской и проектной деятельности | 1 | 2 |
10 | Подготовка к защите исследовательской работы | 1 | 3 |
ИТОГО | 10 | 24 |
Методическое обеспечение
Занятия по программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить, как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, ее обработки, правилами структурирования информации. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными для данной практики знания становятся лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания никак не могут подменить собой воображение и творчество ребенка, его собственную позицию и отношение.
Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции обучающихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Для того чтобы подвести детей к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:
1) выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;
2) консультирование учителя;
3) защита проектов.
Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить обучающегося к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.
Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций обучающихся.
Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы факультатива «исторический журнал» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, уроков-дискуссий, когда обучающиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения учебно-исследовательской деятельности. Итоговые проектные работы, « исторические журналы» будут представлены на научно-практической конференции «Шаг в будущее» всех уровней.
Методика реализации программы основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.
№ урока п/п | Наименование раздела/темы (Количество часов ) | Тема урока | № урока (в рамках темы) | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат освоения. Формируемые компетенции. | Вид контроля | Дата | |
план | факт | ||||||||
1 | Понятие исследовательской деятельности (1 ч.) | Принципы учебно- исследовательской деятельности | 1 | Освоение новых знаний | исследовательская деятельность и её принципы | личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. метапредметные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять пошаговый контроль; контролировать действия партнера; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить классификацию по заданным критериям; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата; владеть общим способом решения задач; | Решение проблемных вопросов Практическое задание. | 02.09.13- -07.09.13 | |
2 | Понятие проектной деятельности (1 ч.) | Структура работы над проектом | 1 | комбинированный | Проект и его структура | Решение проблемных вопросов. Практическое задание | 09.09.13- -14.09.13 | ||
3 | Особенности исследовательской работы (1ч.) | Особенности организации индивидуальной исследовательской деятельности | 1 | комбинированный | Особенности исследовательской работы | Решение проблемных вопросов. Практическое задание | 16.09.13- -21.09.13 | ||
4 | Виды учебных исследований (1 ч.) | Монопредметные исследования | 1 | комбинированный | Виды учебных исследований | Решение проблемных вопросов. Практическое задание | 23.09.13- -28.09.13 | ||
5 | Предварительная работа над темой исследования или проекта (6ч.) | Выбор темы исследования или проекта | 1 | комбинированный | Предварительный выбор темы | Решение проблемных вопросов. Практическое задание | 30.09.13- -05.10.13 | ||
6 | Столкновение с проблемой | 2 | комбинированный | Понятие проблема в исследовании | Беседа. Практическое задание | 07.10.13- -12.10.13 | |||
7 | Знакомство с содержанием предстоящего исследования | 3 | комбинированный | Структура содержания исследования | Беседа. Практическое задание | 14.10.13- -19.10.13 | |||
8 | Определение целей и задач исследования | 4 | комбинированный | Постановка целей и задач в исследовании | Решение проблемных вопросов. Практическое задание | 21.10.13- -26.10.13 | |||
9 | Выбор темы исследования или проекта | 5 | комбинированный | Выбор темы исследования | Беседа. Практическое задание | 28.10.13- -2.11.13 | |||
10 | Столкновение с проблемой | 6 | комбинированный | Постановка проблемы в исследовании | Беседа. Практическое задание | 11.11.13-16.11.13 | |||
11 | Работа с источниками информации (научная литература, Интернет-ресурсы, консультации со специалистами , СМИ) (6 ч.) | Выбор источников информации, необходимых для проведения исследования | 1 | комбинированный | Виды источников | Беседа. Практическое задание | 18.11.13-23.11.13 | ||
12 | Анализ полученной информации | 2 | комбинированный | Работа с литературными источниками | Беседа. Практическое задание | 25.11.13- -30.11.13 | |||
13 | Анализ полученной информации | 3 | комбинированный | Работа с интернет ресурсами | Беседа. Практическое задание | 02.12.13--07.12.13 | |||
14 | Анализ полученной информации | 4 | комбинированный | Интервью как вид источника информации | Беседа. Практическое задание | 09.12.13- -14.12.13 | |||
15 | Анализ полученной информации | 5 | комбинированный | Мнение специалистов как источник информации | Беседа. Практическое задание | 16.12.13- -21.12.13 | |||
16 | Анализ полученной информации | 6 | комбинированный | Комплексный анализ источников | Беседа. Практическое задание | 23.12.13- -28.12.13 | |||
17 | Построение плана исследования (6 ч.) | Предварительное определение экспериментов, мероприятий, видов работ | 1 | комбинированный | Виды исследования | Беседа. Практическое задание | 13.01.14- -18.01.14 | ||
18 | Предварительное определение экспериментов, мероприятий, видов работ | 2 | комбинированный | Эксперимент как вид | Беседа. Практическое задание | 20.01.14- -25.01.14 | |||
19 | Предварительное определение экспериментов, мероприятий, видов работ | 3 | комбинированный | Исследования письменных источников | Беседа. Практическое задание | 27.01.14- -01.02.14 | |||
20 | Предварительное определение экспериментов, мероприятий, видов работ | 4 | комбинированный | Исследования вещественных источников | Беседа. Практическое задание | 03.02.14- -08.02.14 | |||
21 | Предварительное определение экспериментов, мероприятий, видов работ | 5 | комбинированный | Анализ видов исследования | Беседа. Практическое задание | 10.02.14- -15.02.14 | |||
22 | Предварительное определение экспериментов, мероприятий, видов работ | 6 | комбинированный | выбор вида исследования | Беседа. Практическое задание | 17.02.14- -22.02.14 | |||
23 | Реализация плана исследования (5 ч.) | Выбор и подготовка оборудования для проведения исследования | 1 | комбинированный | Подготовка оборудования для исследования | Решение проблемного задания.Практическое задание | 24.02.14- -01.03.14 | ||
24 | Проведение серии экспериментальных работ (сбор данных) по теме исследования или проекта | 2 | комбинированный | сбор данных по теме исследования | Беседа. Практическое задание | 03.03.14- -08.03.14 | |||
25 | Проведение серии экспериментальных работ (сбор данных) по теме исследования или проекта | 3 | комбинированный | сбор данных по теме исследования | Беседа. Практическое задание | 10.03.14- -15.03.14 | |||
26 | Проведение серии экспериментальных работ (сбор данных) по теме исследования или проекта | 4 | комбинированный | сбор данных по теме исследования | Беседа. Практическое задание | 17.03.14- -21.03.14 | |||
27 | Проведение серии экспериментальных работ (сбор данных) по теме исследования или проекта | 5 | комбинированный | Проведение экспериментов | Беседа. Практическое задание | 31.03.14- -05.04.14 | |||
28 | Оформление результатов исследовательской и проектной деятельности (3 ч.) | Знакомство с правилами оформления научной работы | 1 | комбинированный | Правила оформления научной работы | Решение проблемного задания. Практическое задание | 07.04.14- -12.04.14 | ||
29 | Описание теоретической части работы | 2 | комбинированный | Описание теоретической части работы | Беседа. Практическое задание | 14.04.14- -19.04.14 | |||
30 | Описание практической части работы | 3 | комбинированный | Описание практической части работы | Беседа. Практическое задание | 21.04.14- -26.04.14 | |||
31 | Подготовка к защите исследовательской работы (4 ч.) | Основные принципы публичных выступлений | 1 | Основные принципы публичных выступлений | Беседа. Практическое задание | 05.05.14- -10.05.14 | |||
32 | Подготовка выступления | 2 | Подготовка выступления | Беседа. Практическое задание | 12.05.14- -17.05.14 | ||||
33 | Подготовка выступления | 3 | Подготовка выступления | беседа | 19.05.14- -24.05.14 | ||||
34 | Подготовка выступления | 4 | Защита проекта | дискуссия | 26.05.14- -31.05.14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультативного курса "История Пермского края"
данная программа факультативного курса предполагает проведение занятий один раз в неделю, начиная с 5 класса. Исходя из возрастных особеностей учащихся, мною было принято решение начать изучени родног...
Программа факультативного курса образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7 классов.
Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоени...
факультативный курс по истории для 8 класса "Историческое краеведение"
Курс «Историческое краеведение» является специальным. Он рассчитан на 34 учебных часа в год (одно занятие в неделю). В содержании курса содержится интересный исторический материал по истории родного к...
Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса
Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей создающих исторический путь нашей цивилизации....
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...
Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса
Программа для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей, создающих исторический путь нашей цивилизации....