факультативный курс по истории для 8 класса "Историческое краеведение"
материал (8 класс) на тему
Курс «Историческое краеведение» является специальным. Он рассчитан на 34 учебных часа в год (одно занятие в неделю). В содержании курса содержится интересный исторический материал по истории родного края с древнейших времен до наших дней. Трактовка вопросов показана на широком фоне общероссийских исторических процессов и событий.
Цель курса:
1.воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся
Задачи курса:
1.воспитание любви к родному краю, а через него – к Родине.
2.расширение исторического кругозора учащихся 8 класса
3.воспитание нравственных, эстетических и мировоззренческих установок учащихся 8 класса
4. развитие внимания, памяти, речи и мышления учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_kraevedenie.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Учителей Протокол № ______________ От «___» ___________ 20__ г. | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 25 В.М. Белоук ____________ «_____» ________________ |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ О.В. Пальчунова «____» _______________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по истории
Историческое краеведение
для учащихся 8 класса
на 20__ - 20__ учебный год
количество часов в неделю – 1
количество часов в год – 34
Учитель: Морозова М.С.
Пояснительная записка
«Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к Отечеству,
родному краю»
(К.Д. Ушинский)
Волгоградская область, в которой мы живем, является частицей русской земли. Основанный для защиты Русского государства от кочевников, Царицын (теперешний Волгоград) надежно охранял волжский торговый путь. Выражая протест против насилия и угнетения, беднота Волги и Дона сражалась в первых рядах восставших отрядов Степана Разина и Емельяна Пугачева. Участвовали царицынские рабочие и в событиях революций 1905 и 1917 годов, и в гражданской войне. О сталинградском сражении Великой Отечественной войны, где потерпели сокрушительный разгром немецко-фашистские войска, знает весь мир. Отсюда начала великий освободительный поход на запад Советская Армия. Мужество и героизм сталинградцев были отмечены самыми высокими наградами Родины. Много лет прошло после окончания Великой Отечественной войны. За это время выросли новые поколения людей, отстроены села и города, осыпались и поросли травою окопы, но и поныне хранит каждая пядь волгоградской земли священную память о мужестве и героизме советских людей.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через не – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – действительно актуальная проблема нашего времени. И именно школьное краеведение выступает в роли мощного педагогического средства воспитания духовных основ патриотизма у подрастающего поколения.
Курс «Историческое краеведение» является специальным. Он рассчитан на 34 учебных часа в год (одно занятие в неделю). В содержании курса содержится интересный исторический материал по истории родного края с древнейших времен до наших дней. Трактовка вопросов показана на широком фоне общероссийских исторических процессов и событий.
Цель курса:
1.воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся
Задачи курса:
1.воспитание любви к родному краю, а через него – к Родине.
2.расширение исторического кругозора учащихся 8 класса
3.воспитание нравственных, эстетических и мировоззренческих установок учащихся 8 класса
4. развитие внимания, памяти, речи и мышления учащихся 8 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Первые сведения из истории нашего края | 1 | ||
2 | Древние народы Нижнего Поволжья | 1 | ||
3,4 | Древние народы Нижнего Поволжья | 2 | ||
5 | Древние народы Нижнего Поволжья | 1 | ||
6 | Повторение и обобщение изученного | 1 | ||
7,8,9 | Основание Царицына | 3 | ||
10 | Установление крепостного права и образование казачества | 1 | ||
11 | Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина | 1 | ||
12 | Повторение и обобщение изученного | 1 | ||
13 | Наш край в конце 18-первой половине 19 века | 1 | ||
14,15 | Наш край в конце 19-начале 20 века | 2 | ||
16 | Повторение и обобщение изученного | 1 | ||
17 | Наш край в годы революции и гражданской войны. Город меняет название: Сталинград. | 1 | ||
18,19 | Сталинград в 20-30-е годы | 2 | ||
20,21 | Сталинград накануне Великой Отечественной войны. | 2 | ||
22 | Повторение и обобщение изученного | 1 | ||
23,24,25 | Сталинградская битва в Великой Отечественной войне. Ход сражения. Значение победы под Сталинградом. Герои-полководцы Сталинградской битвы. | 3 | ||
26,27 | Сталинградцы на фронтах Великой Отечественной войны. Тыл: роль о.Сарпинский в Сталинградской битве. Страницы истории Кировского района. | 2 | ||
28,29 | Повторение и обобщение изученного | 2 | ||
30,31 | Сталинград и область в 1943-1945 годах. Восстановление города | 2 | ||
32,33 | Город в послевоенные годы. Сталинград-Волгоград. Современный Волгоград | 2 | ||
34 | Обобщение и закрепление изученного материала | 1 |
Учебно-тематический план
Литература
1.Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению. Под ред. М.А. Горбовой. Волгоград, 2004
2.Бартеньева В.А. Воспитательные программы для учащихся 7-11 классов. Волгоград, 2009
3.Герасимова Т. Эти удивительные сталинградцы. Волгоград, 2002.
4.Гончаренко Г.Г. Битва на Волге. Детская литература, 1976.
5.Долгачев И.Г. Язык земли родного края. Нижне-волжское книжное издательство, 1989.
6.Колесниченко В.С. Родная земля волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-10 классов. Нижне-волжское книжное издательство, 1976
7.Попов П.П. Слово о старой Сарепте. Волгоград, 1994.
8.Хроника Сталинградской битвы (65-летию Сталинградской битвы посвящается)
9.Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников. Под ред. М.М. Загорулько. Волгоградское научное издательство, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс
Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...
Факультативный курс "Литературное краеведение"
Край родной…… Отчая сторона……. Богата история нашего края. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Настоящее – это перекре...
Программа Факультативного курса По истории «Исторический журнал»
Программа факультатива «исторический журнал» по содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – гру...
Программа факультативного курса по краеведению " Калужская область"
Курс «краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное пре...
Рабочая программа по факультативному курсу "Краеведение".
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Не...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...