Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности целей и задач нравственно-патриотического и художественно эстетического воспитания.
Цели программы – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота-дальневосточника на основе изучения исторически сложившихся традиций дальневосточного казачества и методов духовно-нравственного, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школы принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной культуры.
Программа ориентирована на учащихся 7-8 классов, рассчитана в 7 классе на 17 часов, в 8 классе на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа факультативного курса "История казачества" | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Могилёвка муниципального района имени Лазо Хабаровского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ СОШ с.Могилёвка |
Протокол № _________ | ___________ А.Г. Виноградова | __________________О.В. Ревоненко |
от «____» августа 2014 г. | от «______» августа 2014 г. | Приказ от ________2014г. № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: факультативный курс «История казачества с древнейших времен до XXI в.
Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Класс_______7 – 8 _______________________________________________________________________________________ Уровень общего образования _______ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ_____________________________________
Учитель _______САВИНА ЗИНФИРА ФАИЛОВНА__________________________________________________________ Срок реализации программы, учебный год_______2 учебных года_______________________________________________
Класс | Всего часов в год | В неделю |
7 класс | 17 | 0,5 |
34 | 1 |
Количество часов по учебному плану: 51
Рабочую программу составил (а)_________________________________________ З.Ф.Савина________________________
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности целей и задач нравственно-патриотического и художественно эстетического воспитания.
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные её аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем, интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества дальневосточного, представляет интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания.
Высокую оценку казачеству дал В.В Путин ещё будучи премьер-министром России: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
В условиях благоприятного развития нашего Хабаровского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодёжи Дальнего Востока: именно на здоровых традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян в воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Цели программы – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота-дальневосточника на основе изучения исторически сложившихся традиций дальневосточного казачества и методов духовно-нравственного, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школы принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной культуры.
Поэтому задачами курса являются:
- углубление знаний учащихся об историческом пути дальневосточного казачества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами истоками духовной культуры;
- развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения;
- воспитание бережного отношения к историческому наследию народов на примере истории дальневосточного казачества;
- гражданское воспитание учащихся на примере народного казачьего фольклора и искусства.
Одна из главных задач учителя – на материале курса формировать основные компетенции учащихся:
- ключевые интеллектуальные умения (постановка проблемы, работа с информацией, планирование работы, рассуждение, выдвижение гипотез и т.д.);
- универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия;
- базовые знания, общее представление о системе знаний;
- адекватная самооценка собственной системы знаний.
В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, встречи с атаманом Хуторского казачьего общества «Казачий хутор Могилёвский» Колосовым И.Е., атаманом хуторского казачьего общества «Уссурийская первая конная сотня» Клочковым О.А., казаками, настоятелем церкви "Споручница грешных" иконы Божией Матери п. Переяславка отцом Максимом, экскурсии на казачье подворье, в краеведческий музей района имени Лазо, выезд на конноспортивные соревнования, сообщения учащихся, самостоятельная работа с документальной хроникой, казачьими периодическими изданиями, практикумы.
Программа ориентирована на учащихся 7-8 классов, рассчитана в 7 классе на 17 часов, в 8 классе на 34 часа.
В программу включено изучение разделов и тем:
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | |
Раздел 1. История казачества с древнейших времен до XXI в. | 17 | ||
1. | Введение. История казачества – часть истории Отечества. | 1 | |
2. | Теории происхождения казачества. | 1 | |
3. | Первые казачьи поселения на Руси. | 1 | |
4. | Образование казачьих войск России (Донское, Яицкое, Волжское, Оренбургское, Уссурийское). | 3 | |
5. | Казачьи городки на Амуре и Уссури. | 2 | |
6. | Организация жизни и быта дальневосточных казаков в XVII – XIX вв. | 1 | |
7. | Социально-экономическое развитие Дальнего Востока в XIX веке. Организация власти. | 3 | |
8. | Революция и казаки. Уссурийские казаки в гражданской войне. | 2 | |
9. | Казачество в XX веке. | 3 | |
Раздел 2. «Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт». | 34 | ||
1. | Организация жизни и быта казаков. | 6 | |
2. | Основы казачьей службы. | 10 | |
3. | Казачий фольклор. | 7 | |
4. | История культуры и Основы православия. | 5 | |
5. | Дальневосточное казачество на современном этапе. | 6 |
Основное содержание программы
Раздел 1. История казачества с древнейших времен до XXI в.
Первый год обучения (17 часов)
Введение (1 ч.)
История казачества – часть истории Отечества. Казачество – особое служилое сословие. Влияние географического положения на образ жизни предшественников казачества. Территориальный ареал их расселения.
Тема 1. Теории происхождения казачества (1 ч.)
Исторические предшественники казачества: тюрки, булгары, хазары, печенеги, половцы. Русско-половецкие войны конца XI – XII вв. Значение слова «кыз-ак».
Золотая Орда и первые казаки. Первые упоминания о казаках. Появление первых казачьих станиц.
Тема 2. Первые казачьи поселения на Руси (1 ч.)
Первые казачьи поселения и хозяйство. Основные занятия: охота и рыболовство. Кочевники-охотники и кочевники-скотоводы, их основные отличия. Полевые станы. Коллективизм. «Баранта» - особый род казачьих занятий. Огородничество.
Станичные ремесла: кожевенное дело, кузнечество, гончарство, виноделие и др.
Тема 3. Образование казачьих войск России (Донское, Яицкое, Волжское, Оренбургское, Уссурийское) (3 ч.)
Что такое казачье Войско? Предпосылки возникновения первых войск. Структура войскового управления. Роль политики русского правительства в объединении донских, оренбургских, уссурийских казаков.
Общественное устройство. Самоуправление. Территория, устройство и население казачьей станицы. Круг. Круги валовые, войсковые и полковые. Атаман и есаулы.
Казачье самоуправление.
Тема 4. Казачьи городки на Амуре и Уссури. (2 ч.)
Участие казаков в походах В. Пояркова, Перфильева, Москвитина, Е. Хабарова и О. Степанова. Причины, этапы и особенности освоения Дальнего Востока казаками.
Тема 5. Организация жизни и быта дальневосточных казаков в XVII – XIX вв. (1ч.) Первопоселенцы на реках Амур и Уссури. Основные занятия: охота, рыболовство, хозяйство и земледелие. Казачьи семьи. Развитие торговли у казачества.
Тема 6. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока в XIX веке. Организация власти. (3 ч.)
Первые пограничные посты. Создание Военного Округа. Земли Амурских и Уссурийских казаков. Атаманы Амурского и Уссурийского войск.
Тема 7. Революция и казаки. Уссурийские казаки в гражданской войне. (2 ч.)
Расказачивание. «Белые» и «Красные» казаки. Массовые выступления казаков против советской власти. «Расказачивание». «Красный террор» на казачьих территориях. Трагедия казачества.
Тема 8. Казачество в XX веке. (3 ч.)
Казаки в эмиграции. Казаки и белое движение. Эмигрантские общины. Большевистское обращение к белоэмигрантам.
Казаки в Великой Отечественной войне. Формирование новых казачьих частей в СССР. Казачье добровольное движение в начале Великой Отечественной войны. Подвиги казаков на фронтах Великой Отечественной войны.
Возрождение казачества. Казачье движение в 50 – 80-х гг., 90-х годах. Первый Большой казачий круг 1990 г. Совет атаманов Союза казаков 1990 г. Принятие «Декларации казачества России».
Раздел 2. «Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Второй год обучения (34 часа)
Тема 1. Организация жизни и быта казаков. (6 часов)
Особенности воспитания мальчиков и девочек в казачьих семьях. Казацкий характер.
Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Игры казачат. Дзига – игра пастухов и воинов. Взросление и обучение.
Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хваленка». Преемственность традиций народов Великой степи, пережитки матриархата. Права и обязанности казачки.
Казачье хозяйство.
Курень. Происхождение названия «курень». Строение современного куреня.
Усадьба. Основные строения и наделы казачьей усадьбы. Стряпка. Особенности казачьей кухни.
Городок, станица, хутор. Боевые особенности казачьих поселений.
Основные занятия. Хозяйство и земледелие. Основные части земли станичного или хуторского юрта – паевые, войсковой запас, личные. Особенности рыболовства, багрение.
Животноводство и коневодство. Охота. Пастушество, отгонное скотоводство, коннозаводство и коневодческая работа.
Одежда казака.
Мужской костюм. Старинный костюм, скифское влияние на традиционную казачью одежду. Верхняя одежда – архалук, балахон, бурка, башлык. Лампасы – символ принадлежности к вольному воинству. Роль стариков в станичном обществе.
Женский костюм. Отличия казачьего женского костюма от других женских костюмов России. Тюркская основа костюма. Значение кружев и вышивки в костюме. Старинный костюм; костюм петровского времени, костюм XIX века. Головные уборы. Символика украшений.
Головные уборы, прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы - неотъемлемая часть военной формы. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. «Исправность» в народной казачьей культуре.
Тема 2. Основы казачьей службы. (10 часов)
Общие положения. Казак. Казачье общество. Окружное казачье общество. Войсковое казачье общество. Казачье самоуправление. Выборные. Круг. Сход.
Заповеди казачества.
Права и обязанности казака.
Организация и управление. Атаманы отделов. Порядок перевыборов атамана. Права атамана. Проведение Круга. Казацкий Суд.
Служба, организация, униформа, снаряжение казаков. Знаки различия. Казачья справа. Казачья военная форма. Лампасы. Погоны. Шевроны. Папахи. Особенности снаряжения. Казачья символика. Организация службы и полномочия казачьих воинских чинов. Удостоверение казака.
Оружие казака. Правила учёта и ношения холодного оружия. Навыки владения казаком шашкой. Основы верховой езды. Войсковые знаки казачьего войска.
Тема 3. Казачий фольклор. (7 часов)
Казачий фольклор и театр.
Речевая культура. Грамотность. Сказки-диалоги, сказки-былички. Апокрифы – сказки на библейские сюжеты. Казачьи песни. Театральные пьесы. («Ермак», «Степан Разин»).
Образование и просвещение. Навычное обучение. Выдающиеся деятели науки и культуры: Г.С Сковорода, И.И. Железнов, Ф.Д. Крюков, И.К. Краснов.
Язык казаков. Толковый казачий словарь.
Пословицы и поговорки казаков.
Казачья поэзия. Стихи Андрея Крючкова, А. Догопятова, А.Муренко и др.
Казачьи песни. Казачьи танцы. Казачьи игры.
Тема 4. История культуры и Основы православия. (5 часов)
Древнейшие верования и обычаи казаков. Связь верований казаков с обычаями и верованиями их исторических предшественников. Погребальный обряд. Покров. День матери-казачки. Традиция почитания шапки. Культ коня.
Христианство в степи. Казачьи храмы. «Дикое поле» - часть мировой и христианской цивилизации. Первые легенды о крещении казаков.
Церковные традиции. Святой преподобный человек Божий Алексий – небесный покровитель Забайкальского, Амурского, Уссурийского казачьих войск. Медаль «Алексий человек Божий».
Мировоззрение. Служение Христу самым тяжким послушанием – оружием. Главная ценность от Бога – воля. Казак – защитник Веры Христовой. Традиции поведения казаков в церкви. Понятие Родины. Воинские братства казаков. Свобода человека. Смысл жизни. Пути жизни. Основы православной культуры.
Тема 5. Дальневосточное казачество на современном этапе. (6 часов)
Деятельность современного казачества. Охрана границы. Преемственность традиций, обычаев и военного искусства казаков казачьими кадетскими корпусами России.
Казачество Дальнего Востока в XXI веке. Казачество в районе имени Лазо.
Календарно-тематическое планирование занятий
Раздел 1. История казачества с древнейших времен до XXI в.
Первый год обучения (17 часов)
7 класс
Раздел 2. «Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Второй год обучения (34 часа)
8 класс
№ урока | Дата | Вид урока | Тема занятия | ЗУН | |
план | факт | ||||
Организация жизни и быта казаков (6 часов) | |||||
1. | 04.09 | Организация жизни и быта казаков. | Знать: историческую обусловленность современных общественных процессов. Уметь: устанавливать пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; участвовать в дискуссиях. | ||
2. | 11.09 | Особенности воспитания мальчиков и девочек в казачьих семьях. Казацкий характер. | Знать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества; взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | ||
3. | 18.09 | Воспитание мальчика. | |||
4. | 25.09 | Воспитание девочки. | |||
5. | 02.10 | Экскурсия на казачье подворье Макарова А.В. | Казачье хозяйство. Основные занятия. | ||
6. | 09.10 | Одежда казака. | |||
Основы казачьей службы (10 часов) | |||||
7. | 16.10 | Встречи с атаманом хуторского казачьего общества «Уссурийская первая конная сотня» Клочковым О.А. | Основы казачьей службы. Общие положения. | Знать: особенности казачьей службы. Уметь: осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | |
8 | 23.10 | Заповеди казачества. | |||
9. | 30.10 | Права и обязанности казака. | |||
10. | 13.11 | Организация и управление. | |||
11. | 20.11 | Организация и управление. | |||
12. | 27.11 | Служба, организация, униформа, снаряжение казаков. | |||
13. | 04.12 | Служба, организация, униформа, снаряжение казаков. | |||
14. | 11.12 | Знаки различия. Казачья справа. Казачья символика. | |||
15. | 18.12 | Оружие казака. | |||
16. | 25.12 | Оружие казака. | |||
Казачий фольклор (7 часов) | |||||
17. | 15.01 | Казачий фольклор и театр. | Знать: взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа. Уметь: представлять результаты изучения материала в формах проекта. | ||
18. | 22.01 | Образование и просвещение. | |||
19. | 29.01 | Язык казаков. Толковый казачий словарь. | |||
20. | 05.02 | Пословицы и поговорки казаков. | |||
21. | 12.02 | Казачья поэзия. | |||
22. | 19.02 | Казачьи песни. Казачьи танцы. | |||
23. | 26.02 | Казачьи игры. | |||
История культуры и Основы православия (5 часов) | |||||
24. | 05.03 | Встречи с настоятелем церкви "Споручница грешных" иконы Божией Матери п.Переяславка отцом Максимом | Древнейшие верования и обычаи казаков. | Знать: взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа. | |
25. | 12.03 | Христианство в степи. Казачьи храмы. | |||
26. | 19.03 | Церковные традиции. | |||
27. | 02.04 | Мировоззрение. | |||
28. | 09.04 | Святые, особо почитаемые казаками. | |||
Дальневосточное казачество на современном этапе (6 часов) | |||||
29. | 16.04 | Экскурсия на Ново-советскую и Невельскую заставы | Деятельность современного казачества. Охрана границы. | Знать: роль казаков на современном этапе истории. Уметь: осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального со-общества, гражданина России. | |
30. | 23.04 | Встречи с атаманом хуторского казачьего общества «Казачий хутор Могилёвский» Колосовым И.Е. | Преемственность традиций, обычаев и военного искусства казаков казачьими кадетскими корпусами России. | ||
31. | 30.04 | Казачество Дальнего Востока в XXI веке. | |||
32. | 07.05 | Казачество Дальнего Востока в XXI веке. | |||
33. | 14.05 | Возрождение казачества в районе имени Лазо. | |||
34. | 21.05 | Казачество в районе имени Лазо. |
Ожидаемые результаты:
В результате изучения истории казачества обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества;
- особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- роль казаков в истории Дальнего Востока, района имени Лазо, села Могилёвка;
- роль православия в жизни казаков;
- особенности казачьей культуры;
- взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа.
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях;
- представлять результаты изучения материала в формах проекта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебно-методическое обеспечение
Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995., т. 1 – 3.
Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). М., 1995.
Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994.
Гордеев А.А. История казаков. М., 1991 – 1992, т. 1 – 4.
Гордеев А.А. История казачества. М., 2007.
Крюков В.В. Краткая история амурского казачьего войска. Хабаровск, 2009.
Крюков В.В. Заветы отцов (традиции, обычаи, земли). Хабаровск, 2014.
Крюков В.В. Амурское казачество: вчера и сегодня. Хабаровск, 2008.
Леонтьева Г.А. “Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров” М., П. 1991.
Савельев Е.П., Фоменко А.Т. “Древняя история казачества” М., Вече 2004.
Савченко С.Н. Уссурийское казачье войско в гражданской войне на Дальнем Востоке(1917-1922 гг.) Хабаровск, 2002.
Сборник научных статей «Казачество Дальнего Востока России в XVII – XXI вв.». Выпуск 2. Хабаровск, 2009.
Сборник научных статей «Казачество Дальнего Востока России в XVII – XXI вв.». Выпуск 3. Хабаровск, 2011.
Сборник научных статей «Казачество Дальнего Востока России в XVII – XXI вв.». Выпуск 4. Хабаровск, 2014.
Худобородов А.Л. Вдали от Родины: российское казачество в эмиграции. Челябинск, 1997.
Журнал «Казачье братство». Томск, 3- 2014.
Журнал «Казаки». М., 3-2014
Газета Амурского казачьего войска «Казачий дозор». 2012 – 2014 гг.
Сайты:
http://yarkazak.narod.ru/ManagersUKV.htm
http://cossac-awards.narod.ru/Ussuri_KV2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007....
Тематическое планирование по курсу история России "С Древнейших времен до конца XIX века"
Тематическое планирование по истории к учебнику «История России с древнейших времен до конца XIX века», Сахаров А.Н.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД» Русское...
ТЕСТИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XV ВЕКА»
Итоговое тестирование по теме "Россия с древнейших времён до конца 15 века в двух вариантах. 10 класс....
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 6 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории - МО РФ 2009...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая программа по курсу история «Россия и Мир ХХ – начале ХХI века».
Рабочая программа по курсу история «Россия и Мир ХХ – начале ХХI века»....
Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.
Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...