программа факультативного курса "История Пермского края"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
данная программа факультативного курса предполагает проведение занятий один раз в неделю, начиная с 5 класса. Исходя из возрастных особеностей учащихся, мною было принято решение начать изучени родного края с истории города в котором мы живем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f_-_kopiya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
«История Пермского края»
(5 класс)
автор: Колычева Екатерина Ивановна
учитель истории
МАОУ СОШ № 22
г. Березники
Пояснительная записка.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
В школьном курсе истории вопросам краеведения уделяется незначительное место - только как региональный компонент, включенный в урок. А интерес у учащихся имеется, т.к. в последнее время стали проводить много конкурсов краеведческой направленности, в олимпиадах и других исторических конкурсах тоже уделяют внимание краеведению. Учащиеся, принимая участие в этих конкурсах, не всегда могут правильно ответить на вопросы по знанию родного края. Поэтому отдельный курс краеведения просто необходим учащимся, он поможет им обобщить и углубить знания по родному краю. Кроме того велика его значимость в формировании патриотов своего края, умеющих ценить историю своей малой родины.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, края, города, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный способ формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Программа построена так, что ребенок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входит в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Методы и формы обучения:
- учебные занятия;
- игры;
- викторины;
- конкурсы;
- решение проблемных ситуаций;
- создание проектов;
- заочные путешествия;
- творческие отчеты;
- выездные экскурсии.
Данная программа рассчитана для учащихся 11 – 15 лет на два года обучения по 34 часа в год (один час в неделю).
На первом году обучения предполагается познакомиться с историей родного города, промышленными предприятиями Березников, знаменитыми березниковцами, архитектурой города и культурным развитием и т.д.
На втором году обучения предполагается познакомиться с историей развития Пермского края, исторически-значимыми городами Пермского края (Красновишерск, Чердынь, Соликамск, Усолье, Кудымкар и др.).
Цель программы
Цель курса – формирование основ краеведческой культуры у школьников, воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
- Формировать представления о различных сторонах жизни своего
края и населения, показ сложной структуры общества.
- Ознакомить с историей и современной жизнью своего города и
края как опорного региона России.
- Научить работать с историческими источниками, документами и т.д.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию интереса к изучению родного города, любви к малой родине, чувства патриотизма и гордости за свой родной город и людей, которые жили или живут в нем.
- Воспитывать чувство прекрасного через изучение природы и знакомство с памятниками культуры города или края.
- Формировать бережное отношение к природе и достопримечательностям города или края.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности школьников, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, городе.
- Формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Знания и умения, приобретаемые детьми в процессе занятий:
К концу первого года обучения
учащиеся должны знать:
- особенности географического положения и природы родного города;
- крупные реки и озера;
- особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности своего города;
- национальный состав населения города;
- основные промышленные предприятия города, историю их основания;
- знаменитых березниковцев, которые внесли неоценимый вклад в развитие города;
- известные архитектурные постройки, их авторов. Имена березниковцев, внесших свой вклад в культурное наследие города.
учащиеся должны уметь:
- определять географическое положение своего города;
- оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;
- работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность.
К концу второго года обучения
учащиеся должны знать:
- особенности географического положения и природы родного края;
- особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности отдельных городов и сел Пермского края;
- исторически-значимые города Прикамья, их роль в формировании края как значимого субъекта России.
- имена знаменитых людей края, которые внесли неоценимый вклад в развитие Прикамья.
- архитектурные памятники Пермского края.
учащиеся должны уметь:
- определять географическое положение своего края;
- оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;
- работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность;
- анализировать краеведческий материал и вести исследовательскую деятельность.
Учебно-методический план
1 года обучения
№ п/п | тема | |
Количество часов | ||
1. | Введение | 1 |
2. | Знакомство с историей города | 4 |
3. | Наш город на карте России | 1 |
4. | Население города | 2 |
5. | Березники – промышленный центр | 4 |
6. | История города в названиях улиц | 5 |
7. | Знаменитые березниковцы | 3 |
8. | Архитектура города | 3 |
9. | Город – сад | 1 |
10. | Березники в годы Великой Отечественной войны | 2 |
11. | Герои Советского Союза - березниковцы | 1 |
12. | Культурное наследие города | 2 |
13. | Город - единый целостный организм | 2 |
14. | Будущее города Березники | 1 |
15. | Составление альбома «История Березников» | 2 |
16. | Заключительное занятие: Березники: прошлое, настоящее и будущее… | 1 |
Всего часов | 34 |
Содержание программы
- Введение. (1 час)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края и города. Вклад выдающихся ученых в исследование края. Постановка целей и задач занятий.
- Знакомство с историей города. (4 часов)
Соляные истоки. Город начинался с Усолья. История города Усолья. История рода Строгановых. Населенные пункты, вошедшие в состав города Березники. История основания этих населенных пунктов. Указ об образовании города. Процесс строительства города. Люди, которые сыграли большую роль в образовании города. Развитие города. Новое в общественной жизни города.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, выездные экскурсии в краеведческий музей города и в музеи города Усолья, практическая работа с краеведческим материалом, игры.
- Наш город на карте России. (1 часа)
Географическое положение и особенности рельефа. Границы с другими областями. Площадь города. Особенности географического расположения города и влияние этого на его развитие. Влияние расположения и природы города на экономическое развитие. Международные связи города. Символика города.
Формы и методы работы:
- учебное занятие, практическое занятие по составлению карты города Березники, нанесение основных районов города на карту.
- Население города. (2 часа)
Заселение и хозяйственное освоение территории города. Стоянки первых людей на территории Северного Прикамья. Численность, плотность, национальный состав населения, религиозные предпочтения населения города. Структура населения. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Образовательный и профессиональный уровень населения. Естественное движение населения, причины миграции населения. Пути решения проблем миграции населения. Проблемы молодежи в городе.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, исследовательская работа по определению национального состава населения города, решение проблемных ситуаий.
- Березники – промышленный центр. (4 часов)
Градообразующие предприятия и их роль в жизни города, края и страны. История развития предприятий города: Березниковский содовый завод, Титано-магниевый комбинат, Уралкалий, Березниковский химкомбинат (ныне ОАО «Бератон» и ОАО «Азот»). Современное развитие предприятий. Проблемы предприятий города. Знаменитые березниковцы, внесшие вклад в развитие Березников как промышленного центра.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, экскурсии на предприятия города, практические работы по сбору материала и составление характеристик о ведущих предприятиях города, викторины, решение проблемных ситуаций.
- История города в названии улиц. (5 часов)
Историю города можно изучать по названиям улиц. Кто придумывает названия улиц? Почему улицы нашего города носят такие названия? Имена знаменитых березниковцев в названии улиц.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, практическая работа по исследованию краеведческого материала, выездные экскурсии по улицам города, создание проектов.
- Знаменитые березниковцы. (3 часов)
Люди, оставившие свое имя в истории города. Фридрих Лехт, Иван Коновалов, Павел Громов, Николай Вотинов, Е.А.Вагнер, Алексей Решетов, В.Л.Миндовский, П.И.Преображенский, А.М.Поликша, И.А.неверов, Б.Н.Ельцин, А. Демидова, Г.И.Цыганова, З.Э.Михлин, С.В.Алексеев и т.д.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, поисковая деятельность, конкурсы и викторины.
- Архитектура города. (3 часов)
Строительство города, год образования. Первые архитектурные постройки в городе. Знаменитые березниковцы, внесшие большой вклад в строительство и развитие города Березники. Расширение города в советское время, разные стили построения зданий. Архитектурные постройки: Авангард, ул.Пятилетки, ДК Ленина, ДК Калийщиков, КДЦ, первые улицы города и т.д.
Архитектурные памятники на территории города, имена их создателей.
Современный вид города, перспективы дальнейшего развития.
Обзорные экскурсии по улицам города.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, поисковая деятельность, творческая работа, выездные экскурсии, викторины и конкурсы.
- Город – сад. (1часа)
Жилищное строительство в городе. Появление новых Дворцов культуры. В.Л.Миндовский и его вклад в развитие города, Городские скверы. Питомник-парк. Городской парк. Экологическое состояние города.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, выездные экскурсии, решение проблемных ситуаций.
- Березники в годы Великой Отечественной войны. (2 часов)
Участие Березников в Великой Отечественной войне. Предприятии города, внесшие большой вклад в помощь воюющим. Березниковцы в годы войны. Самоотверженный труд врачей, фельдшеров, медицинских сестер, возвращавших в строй бойцов Красной Армии. Заслуженные врачи РСФСР: А.П.Носков, А.И.Островидов, М.П.Рирард, О.Н.Худияровская, Г.И.Минина, Е.И.Витушкина. Ленинградский ТЮЗ в Березниках. Архитектурные памятники воинам, павшим в годы войны. Вечный огонь.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, конкурсы и викторины, поисковая деятельность, экскурсии.
- Герои Советского Союза – березниковцы. (1 часов)
Имена березниковцев Героев СоветскогоСоюза: разведчик Г.И.Братчиков, боец В.Д.Черепанов, летчик В.И.Алин, танкист Г.П.Виноградов, боец Редкин и др. Березниковцы участвовали во всех решающих битвах, на всех фронтах. Они были с теми кто отстоял Москву и Сталинград. Сейчас их имена носят названия улиц в городе, музеи, созданные в школах и на стене воинской Славы городского мемориала.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, практическая деятельность, встречи с ветеранами, исследовательско-поисковая деятельность, игры и конкурсы.
- Культурное наследие города. (2 часов)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, средства массовой информации. Развитие физкультуры и спорта. Земляки, прославившие родной город. Памятники культуры города Березники.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, экскурсии, практическая работа, конкурсы и викторины.
- Город – единый целостный организм. (2часов)
Устав города. Система городских органов власти и управления. Городская дума. Администрация и ее отделы, судебная власть и ее органы общественного порядка.
Формы и методы работы:
- учебные занятия, деловые игры, решение проблемных ситуаций, встречи с представителями органов власти и управления.
- Будущее города Березники. (1 часа)
Анализ экономического развития города и выявление проблем, возникающих в городе. Пути решения экономических, общественных, экологических и культурных проблем в городе. Перспективы развития города.
Формы и методы работы:
- учебное занятие, решение проблемных ситуаций.
- Составление альбома «История Березников». (2 часов)
Групповая работа учащихся по составлению отчетного альбома «История Березников». Поиск необходимого материала, обобщение изученного материала.
Формы работы:
- групповая работа, поисковая деятельность.
- Заключительное занятие. Березники: прошлое, настоящее и будущее…(1 часа)
Обобщение материала изученного в течение года.
Формы и методы работы:
- создание проектов, исследовательская деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Животные нашего края (Пермский край)
Данная презентация является информационным сопровождением к уроку в 7кл "Многообразие животных". Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...
Пермский край-лесной край.
Зрительный ряд к занятию кружка краеведческой направленности для учащихся начальной школы....
Рабочая программа по курсу "Краеведение. "Мой родной Пермский край"
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией своего региона. Краеведение помогает расширить и дополнить знания учащихся, получених на уроке географии.Главная цель курса являет...
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нрав...
Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс
Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс по учебнику Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования/ Под ред. Р.А. Кассиной/(А.В. Фирсова, Е.В. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс "Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки"
РП по внеурочной деятельности - литература - региональный компонент. Программа расчитана на 35 часов и составлена по учебнику; Учебное пособие Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные ...
Рабочая программа факультативного курса «Наш край в древности»
Рабочая программа по курсу «История Прибайкалья с древнейших времен до XVII века» предназначена для учащихся 5 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Мальтинская сред...