Программа факультативного курса образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7 классов.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоения предмета, включающие предметные, метапредметные и личностные результаты; Систему контроля за достижением планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_istoriya_v_litsakh.docx | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
г. Муравленко.
Программа
факультативного курса
образовательной области «история» «История в лицах»
для учащихся 7 классов.
2012 -2013учебный год.
Составитель: учитель истории МОУ СОШ №5 г.Муравленко
Зарифуллина Мария Викторовна, вторая квалификационная категория
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №5
_____________В.В. Петров
«___»_____________2012 г.
Согласовано: Рассмотрено: Рассмотрено:
Зам директора по НМР ЭМС ШМО
_________ Кузьмина Т.Т. Протокол № Протокол №
«___»__________2012 г. «__» ______ 2012г. « ___» _________2012г.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа факультативного курса образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7-х классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании» в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. №309-ФЗ;
- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
- Конвенции ООН "О правах ребенка",
- Устава МОУ СОШ №5;
- Требований, предъявляемых к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, утверждёнными приказом Минобразования РФ от 03.05.2000 № 1276;
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей и системы воспитания в Ямало-Ненецком автономном округе (приказ департамента образования администрации ЯНАО от 16.03.2007г. № 254);
- Типового положения «Об общеобразовательном учреждении»;
- Образовательных программ гуманитарной направленности рекомендованных МО РФ.
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Средняя школа. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: «Просвещение», 2010. Стандарты второго поколения.
- Примерной учебной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев,
4-ое издание, г. Москва, «Дрофа» 2002г. Автор: Т.И.Тюляева.
- Учебник Сахарова А.Н. «История России XVII-XVIIIвека». «Просвещение» 2007.
Структура документа.
Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоения предмета, включающие предметные, метапредметные и личностные результаты; Систему контроля за достижением планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки.
Место предмета в дополнительном образовании образовательного учреждения.
Программа факультативного учебного курса образования образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7-х классов играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию. Примерная учебная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, 4-ое издание, г.Москва, «Дрофа» 2002 г. Автор: Т.И. Тюляева. Учебник Сахарова А.Н. «История России XVII-XVIIIвека». «Просвещение» 2007. Программа рассчитана на 1 год обучения для 7-ых классов, по 1 часу в неделю (36 часов в год).
Общая характеристика учебного предмета.
Цель факультативного учебного курса «История в лицах» - развить и дополнить содержание и ведущие идеи основного курса истории, которые, образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего исторического образования.
Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по истории позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении истории на уроках и факультативных занятиях.
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.
Программа курса составлена с учетом следующего:
- Данный период российской истории является очень сложным, содержит много фактического материала.
- Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.
- Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи.
Цель курса:
• Расширить представления учащихся об исторических деятелях Российской империи 17-18веков.
Задачи курса:
- Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса.
- Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
- Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
- Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
• Формировать чувство гражданственности на примере жизни
и деятельности известных людей данного периода.
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно)
Новизна программы.
Отличительной особенностью данной программы является:
Возможность в рамках учебного курса создать условия для моделирования педагогическими средствами изучение выдающихся лиц в истории государства Российского, через личностное отношения ученика к изучаемому персонажу и исторической эпохе. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса изучения истории, обобщает ранее полученные знания и дает возможность изучать историю России на более углубленном уровне, дает возможность для коллективного творческого созидательного труда, создающего предпосылки для достижений в области гуманитарных наук.
Принципы воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру:
1. Принцип научности – Изучение исторических личностей развития. Итоговая работа: творческое проектирование, включающее учебную исследовательскую работу.
2. Принцип наглядности – создание книги проектов «Личность в истории».
3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным,
последовательное расширение и углубление знаний.
5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствии сложности учебного материала возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям воспитанников.
6. Принцип коллективности – работа в паре, группе, бригаде, коллективное действие.
7.Принцип ответственности - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, осознание ценности человеческой жизни.
8. Принцип творческой индивидуальности – стремление к созданию неповторимого художественного образа на основе индивидуальных находок, ценность самобытности и оригинальности в творчестве.
Формы организации учебной деятельности:
Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует целая палитра организационных форм учебного процесса.
Широко будут использованы формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, творческих способностей:
- самостоятельная работа;
- творческое задание;
- упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;
- проблемные ситуации;
- занятие-эксперимент;
- занятие с использованием компьютерных технологий;
- занятие-исследование;
- творческое проектирование;
- коллективное творчество.
Методы обучения на деятельностной основе
Основные группы методов | Подгруппа методов | Отдельные методы |
1. Метод мотивации и стимулирования | 1. Формирование интереса к занятиям. 2. Формирование долга и ответственности. | Дискуссии, методы эмоционального стимулирования, творческий проект, творческое задание, поощрение, порицание. |
2. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | 1. Перспективные (передача и восприятие информации) 2. Логические (организация и осуществление мысленных операций) 3. Гностические (по характеру познавательной деятельности) 4. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью | Словесные, наглядные, аудиовизуальные, анализ, обобщение, систематизация и др. Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, проблемные, поисковые. Работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа. |
Педагогические технологии
КСО – коллективный способ обучения;
КИД- коллективно-игровая деятельность;
ТТП - Технология творческого проектирования;
ТУД – технологии уровневой дифференциации;
Формы организации и особенности
образовательного процесса
Программа «История в лицах» для учащихся общеобразовательной школы носит общеразвивающий характер с элементами предпрофильной ориентации учащихся и является межпредметной дисциплиной области гуманитарных наук. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление учащихся в самопознании своего творческого потенциала.
Итогом изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Учитывая творческий характер занятий, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные закрепление и углубление материала последствием творческой практики, на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогают приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для образовательной области являются:
- умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки классических и современных технологий театра, овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам ( художественная литература, наблюдение за окружающим миром включая телевидение и журналистику и т.п.),; участие в публичных выступлениях, аргументировано обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в творческом коллективе; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию, получать навыки коллективного творчества и организации творческого процесса.
- тематический принцип планирования учебного материала;
- единство воспитания и образования;
- личностно-ориентированный подход к учащимся;
- словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями
( творческим показом);
- наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);
- игровые технологии;
- метод творческого проекта.
Для изучения должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, дающих целостное представление об историческом развитии;
- энциклопедическая и справочная литература;
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
Формы контроля знаний, умений и навыков.
Контроль знаний умений навыков производиться в зачетной системе оценивания в конце курса. Проверка знаний предполагает выявление знаний умений навыков учащихся в двух направлениях: исследовательская работа и коллективный творческий проект. Для определения уровня учебно-творческой деятельности учащихся, используются следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ:
активность,
коллективность,
духовно-нравственная ценность творческого исследования или проекта;
эстетическая подача материала.
Педагог индивидуально отслеживает своих воспитанников, подбирая те задания и приемы, которые позволят достичь учащемуся максимального уровня мастерства по вышеперечисленным критериям:
Активность.
Воспитанник выполняет взятые на себя обязанности качественно и в срок, берет на себя дополнительные обязанности и добросовестно исполняет их.
Коллективность.
Воспитанник умеет согласовывать интересы коллектива и свои собственные без ущерба для общего дела, понимает свою ответственность перед зрителями, органичен в работе с партнером, инициативен, способен убедить коллектив в выборе правильного решения, органичен в работе с любым партнером, самостоятельно предложит помощь партнеру.
Духовно-нравственная ценность творческого исследования или проекта.
Учащиеся разрабатывают тему исследования или проекта, которая расширяет их кругозор, углубляет знания, является примером патриотизма и гуманизма.
Эстетическая подача материала.
Подготовленный для публичного представления материал должен соответствовать эстетическим нормам и представлять собой законченный продукт в котором и форма и содержание и презентация являются единым целым художественно-творческого образа.
Основой курса – его логическим завершением безусловно является проект.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Компетентностный подход состоит из трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций:
I блок - информационный компонент, который способствует развитию учебно-познавательной компетенции;
II блок - операциональный компонент, который формирует коммуникативную компетенцию;
III блок - мотивационный компонент, который отражает требования к учащимся (они должны знать, уметь, демонстрировать).
Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
В процессе освоения учащимися программы формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, а так же предметные компетенции: культуроформирующая, эстетикообразующая и креативная.
1. учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на занятиях знания в творческую практику и самостоятельно искать и находить недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.
2. информационно-аналитическая: формирует умение получать информацию об искусстве кукольного театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, интернет, видеоматериалы), анализировать и применить полученные знания на практике.
3. коммуникативная: способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».
4. социально-бытовая: формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).
Планируемые результаты освоения
- анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
- владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
- работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
- владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
- анализировать и сопоставлять факты.
Обучение детей по учебному курсу «История в лицах» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико- ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:
- владение элементами исследовательского метода;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.
Ученик по окончанию курса должен знать и уметь:
- свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;
- уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые творческие импровизации и проекты;
- уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии и презентации проекта;
- уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы организации учебной деятельности:
Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- творческое задание;
- презентация опыта;
- игра;
- исследование;
- творческое проектирование;
- технология коллективных творческих дел.
При создании программы были использованы следующие принципы и методы обучения.
1. Принцип научности –Изучение истории, теологии, литературы и этнографии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.
2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания, знакомство с лучшими образцами этнического искусства народов РФ.
3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний.
5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.
Структура и содержание учебной программы.
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Раздел 1:Исторические личности XVII века. | 14 |
3. | Итоговое занятие (защита проектов). | 2 |
4. | Раздел 2:Исторические личности XVIIIвека. | 17 |
5. | Итоговое занятие (защита проектов). | 2 |
ИТОГО | 36 часов |
Раздел «Исторические личности XVII века» знакомит учащихся с деятелями, сыгравшими роль в истории России в период Смуты.
Раздел «Исторические личности XVIIIвека» знакомит с историческими портретами деятелей эпохи Дворцовых переворотов.
Содержание программы. 36 часов.
Раздел «Исторические личности XVII века»14 часов.
Основные явления истории России в 17 веке, персоналии: Б. Годунов, Лжедмитрий 1, В. Шуйский, Михаил Федорович, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна, Марина Мнишек, Патриарх Никон, М. Скопин-Шуйский, В. Голицын, С. Разин.
Основные понятия раздела: Смутное время, самозванцы, интервенция, гражданская война, коалиция; католицизм; крестьянская война, самодержец, внутренняя и внешняя политика, Земский собор, национально-освободительная война, ополченец, патриот, венчание на престол, патриарх, «прелестные письма», самодержавие.
Раздел «Исторические личности XVIII века» 17 часов.
Укрепление устоев самодержавия, дворцовые перевороты, персоналии: Петр1, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2, А. Меншиков, Г. Потемкин, А. Суворов, М. Ломоносов, Н.Шереметев.
Основные понятия раздела: «Дворцовый переворот», неограниченная монархия, бироновщина, реформа, синод, сенат, коллегии, просвещенный абсолютизм, энциклопедисты, гражданин, республика, самодурство.
Раздел «Итоговое занятие – защита проектов» - 4 часа
Тему творческого проекта выбирают учащиеся. Этапы творческого проекта, Презентация творческого проекта.
Список литературы.
1. Вернадский Г. В. Московское царство. - Тверь, М., 1997.
2. Заборовский Л. В. Речь Посполитая и Швеция в середине XVII в. - М., 1981.
3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
4. Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. - М., 1995.
5. Платонов С. Ф. Борис Годунов. - М., 1999.
6. Платонов С. Ф. Очерки смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв. - М., 1995.
7. Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. - М. 2000.
8. Самозванцы в России в начале XVII вв. - Новосибирск, 1987.
9. Соборное Уложение 1649 года. - Л., 1987.
10. Богданов А. П. В тени великого Петра. - М., 1998.
11. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
12. Лебедев Е. Михаил Васильевич Ломоносов. - Ростов н/Д., 1997.
13. Павленко Н. И. Вокруг трона. - М., 1998.
14. Буганов В. И., Буганов А. В. Полководцы XVIII в. - М., "Патриот", 1992.
15. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
16. Екатерина II и ее окружение. / Сост. вступ. ст. и примеч. А. И. Юхта. - М.: Пресса, 1996.
17. Павленко Н. И. Екатерина Великая. - М.: Мол. гвардия, 2000.
18. Михайлов О. Н. Суворов. - М., 1973.
19. Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. - М., 1999.
20. Романовы. Исторические портреты. Книга третья. - М., 2001.
21. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. - М., 1994.
22. 1812 год в воспоминаниях современников. - М.. 1995.
23. Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.
Рекомендуемая литература для детей.
Энциклопедия. Мифы народов мира. М., 1986.
Энциклопедия для детей. Страны.народы. Цивилизации. Аванта + 1999.
Самозванцы в России в начале XVII вв. - Новосибирск, 1987.
Соборное Уложение 1649 года. - Л., 1987.
Богданов А. П. В тени великого Петра. - М., 1998.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003
Энциклопедический словарь исторических терминов и имен. М..2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 6 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 7 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с середины XVI до конца XVII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 8 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XVIII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 9 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...
Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса направлена на формирование у учащихся более полного представления о личностях отечественной истории, котрым у...
Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс
Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс, 68 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах" для учащихся 10-11 классов
Данный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В центре курса находится история Росс...