Программа факультативного курса образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7 классов.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

 

Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику  учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоения предмета, включающие предметные, метапредметные и личностные результаты; Систему контроля за достижением планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_istoriya_v_litsakh.docx47.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

г. Муравленко.

 

                 

                                                                               

  Программа

факультативного курса

образовательной области  «история» «История в лицах»

для учащихся 7 классов. 

    2012 -2013учебный год.

Составитель: учитель  истории  МОУ СОШ №5 г.Муравленко

 Зарифуллина Мария Викторовна, вторая  квалификационная категория

   Утверждаю       

   Директор МОУ СОШ №5

     _____________В.В. Петров              

  «___»_____________2012 г.

Согласовано:                                 Рассмотрено:                         Рассмотрено:

Зам директора по НМР                              ЭМС                            ШМО

_________ Кузьмина Т.Т.                Протокол №                         Протокол №

«___»__________2012 г.               «__» ______ 2012г.                 « ___» _________2012г.

 

Пояснительная записка.

Статус документа.

Программа факультативного курса  образовательной области «история» «История в лицах»  для учащихся 7-х классов  составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. №309-ФЗ;
  • Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
  • Конвенции ООН "О правах ребенка",
  • Устава МОУ СОШ №5;
  • Требований, предъявляемых к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, утверждёнными приказом Минобразования РФ от 03.05.2000 № 1276;
  • Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года;
  • Концепции развития дополнительного образования детей и системы воспитания в Ямало-Ненецком автономном округе (приказ департамента образования администрации ЯНАО от 16.03.2007г. № 254);
  • Типового  положения  «Об общеобразовательном учреждении»;
  • Образовательных программ  гуманитарной  направленности  рекомендованных МО РФ.
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Средняя школа. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: «Просвещение», 2010.  Стандарты второго поколения.  
  • Примерной учебной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев,

4-ое издание, г. Москва, «Дрофа» 2002г. Автор: Т.И.Тюляева.

  • Учебник Сахарова А.Н. «История России XVII-XVIIIвека». «Просвещение» 2007.

                                          Структура документа.

Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику  учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоения предмета, включающие предметные, метапредметные и личностные результаты; Систему контроля за достижением планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки.

     


Место  предмета  в  дополнительном образовании образовательного учреждения.

      Программа факультативного учебного курса  образования образовательной области «история» «История в лицах»  для учащихся 7-х классов играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию. Примерная учебная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, 4-ое издание, г.Москва, «Дрофа» 2002 г. Автор: Т.И. Тюляева. Учебник Сахарова А.Н. «История России XVII-XVIIIвека». «Просвещение» 2007. Программа рассчитана на  1 год обучения для 7-ых классов, по 1 часу в неделю (36 часов  в год).

Общая характеристика учебного предмета.

Цель факультативного учебного курса «История в лицах» - развить и дополнить содержание и ведущие идеи основного курса истории, которые, образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего исторического образования.

Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по истории позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении истории на уроках и факультативных занятиях.

Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.

Программа курса составлена с учетом следующего:

  1. Данный период российской истории является очень сложным, содержит много фактического материала.
  2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.
  3. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи.

Цель курса:

•        Расширить представления учащихся об исторических деятелях Российской империи 17-18веков.

Задачи курса:

  • Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса.
  • Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
  • Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
  • Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

•        Формировать чувство гражданственности на примере жизни
и деятельности известных людей данного периода.

В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности  школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.

При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно)

Новизна программы.

Отличительной особенностью данной программы является:

Возможность в рамках учебного курса создать условия для моделирования педагогическими средствами  изучение выдающихся лиц в истории государства Российского, через личностное отношения ученика к изучаемому персонажу и исторической эпохе. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса изучения истории, обобщает ранее полученные знания и дает возможность изучать  историю  России  на более углубленном уровне, дает возможность для коллективного творческого созидательного  труда, создающего предпосылки для достижений в области гуманитарных наук.

Принципы воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру:

1. Принцип научности – Изучение исторических  личностей  развития. Итоговая работа: творческое проектирование, включающее учебную исследовательскую работу.

2. Принцип наглядности – создание книги проектов «Личность в истории».

3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным,

последовательное расширение и углубление знаний.

5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствии сложности учебного материала возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям воспитанников.

6. Принцип коллективности –  работа  в паре, группе, бригаде, коллективное действие.

7.Принцип ответственности -  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, осознание ценности человеческой жизни.

8. Принцип творческой индивидуальности – стремление к созданию неповторимого художественного образа на основе индивидуальных находок, ценность самобытности и оригинальности  в творчестве.

 Формы организации учебной деятельности:

Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует целая палитра организационных форм учебного процесса.

Широко будут использованы формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, творческих способностей:

- самостоятельная работа;

- творческое задание;

- упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;

- проблемные ситуации;

- занятие-эксперимент;

-  занятие с использованием компьютерных технологий;

- занятие-исследование;

- творческое проектирование;

- коллективное творчество.


Методы обучения на деятельностной основе

Основные группы методов

Подгруппа методов

Отдельные методы

1. Метод мотивации и стимулирования

1. Формирование интереса к занятиям.

2. Формирование долга и ответственности.

Дискуссии, методы эмоционального стимулирования, творческий проект, творческое задание, поощрение, порицание.

2. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перспективные (передача и восприятие информации)

2. Логические (организация и осуществление мысленных операций)

3. Гностические (по характеру познавательной деятельности)

4. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью

Словесные, наглядные, аудиовизуальные, анализ, обобщение, систематизация и др.

Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, проблемные, поисковые. Работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа.

Педагогические технологии

КСО – коллективный способ обучения;

КИД- коллективно-игровая деятельность;

ТТП - Технология творческого проектирования;

ТУД – технологии уровневой дифференциации;

          

Формы  организации  и  особенности

образовательного  процесса

Программа «История в лицах» для учащихся  общеобразовательной школы  носит общеразвивающий характер с элементами  предпрофильной ориентации учащихся и   является межпредметной дисциплиной области   гуманитарных наук.  Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление учащихся в самопознании своего творческого потенциала.

Итогом изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

          Учитывая творческий характер занятий, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные закрепление и углубление материала последствием творческой практики, на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает  виды  деятельности,   которые  помогают  приобретать  опыт исследовательской и творческой деятельности. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для образовательной области  являются:                                                                                  

- умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки классических и современных технологий театра, овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам ( художественная литература, наблюдение за окружающим миром включая телевидение и журналистику и т.п.),; участие в публичных выступлениях, аргументировано обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в творческом коллективе; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию, получать навыки коллективного творчества и организации творческого процесса.

- тематический принцип планирования учебного материала;

- единство воспитания и образования;

- личностно-ориентированный подход к учащимся;

- словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями

( творческим показом);

- наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);

- игровые технологии;

- метод творческого проекта.

Для изучения должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, дающих целостное представление об историческом развитии;
  • энциклопедическая и справочная литература;
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.

Формы контроля знаний, умений и навыков.

           

         Контроль знаний умений навыков производиться в зачетной системе оценивания в конце курса. Проверка знаний предполагает выявление знаний умений навыков учащихся в двух направлениях: исследовательская работа и коллективный творческий проект. Для определения уровня учебно-творческой деятельности учащихся, используются следующие критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ:

 активность,

коллективность,

духовно-нравственная ценность  творческого исследования или проекта;

эстетическая подача материала.

Педагог индивидуально отслеживает своих воспитанников, подбирая те задания и приемы, которые позволят достичь учащемуся максимального уровня мастерства по вышеперечисленным критериям:

Активность.

Воспитанник  выполняет  взятые на себя обязанности качественно и в срок, берет на себя дополнительные обязанности и добросовестно исполняет их.

Коллективность.

 Воспитанник умеет согласовывать интересы коллектива и свои собственные без ущерба для общего дела, понимает свою ответственность перед зрителями, органичен в работе с партнером,  инициативен, способен убедить коллектив в выборе правильного решения, органичен в работе с любым партнером, самостоятельно предложит  помощь  партнеру.

Духовно-нравственная ценность  творческого исследования или проекта.

Учащиеся разрабатывают тему исследования  или проекта, которая расширяет их кругозор, углубляет знания, является примером патриотизма и гуманизма.

Эстетическая подача материала.

Подготовленный для публичного представления материал должен соответствовать эстетическим нормам и представлять собой законченный продукт в котором и  форма и содержание и презентация являются единым целым художественно-творческого образа.

Основой курса – его логическим завершением безусловно является   проект.

Общеучебные  умения,  навыки  и  способы  деятельности.

Компетентностный подход состоит из трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций:

I блок - информационный компонент, который способствует развитию  учебно-познавательной компетенции;

II блок - операциональный компонент, который формирует коммуникативную компетенцию;

III блок - мотивационный компонент, который отражает требования к учащимся (они должны знать, уметь, демонстрировать).

Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

В процессе освоения учащимися программы формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные,  информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, а так же предметные компетенции: культуроформирующая, эстетикообразующая и  креативная.

       1.  учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на  занятиях знания   в творческую практику и самостоятельно искать и находить    недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.  

2.   информационно-аналитическая: формирует  умение получать информацию об искусстве   кукольного театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, интернет, видеоматериалы), анализировать и  применить полученные знания на практике.

3.     коммуникативная: способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».

4.  социально-бытовая: формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).                                                                  

 

Планируемые результаты освоения

  • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
  • владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
  • работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
  • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
  • анализировать и сопоставлять факты.

Обучение детей по учебному курсу «История в лицах» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.  

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  •  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико- ориентированного подходов;

освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:

         - владение  элементами исследовательского метода;

     - умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Ученик по окончанию курса должен знать и уметь:

-   свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;

-   уметь  выполнять  индивидуальные,  парные и групповые творческие импровизации и  проекты;

-  уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии  и презентации проекта;

-   уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы организации учебной деятельности:

Разнообразию содержания и методов обучения  по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

- творческое задание;

- презентация опыта;

- игра;

- исследование;

- творческое проектирование;

- технология коллективных творческих дел.

При создании программы  были использованы следующие принципы и методы обучения.

1. Принцип научности –Изучение  истории, теологии, литературы и этнографии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.

2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания, знакомство с лучшими  образцами этнического искусства народов РФ.

3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным,  последовательное расширение и углубление знаний.

5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.

Структура и содержание учебной программы.

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Раздел 1:Исторические личности XVII века.

14

3.

Итоговое занятие (защита проектов).

2

4.

Раздел 2:Исторические личности XVIIIвека.

17

5.

Итоговое занятие (защита проектов).

2

ИТОГО

36 часов

Раздел «Исторические личности XVII века» знакомит учащихся с деятелями, сыгравшими роль в истории России в период Смуты.

Раздел «Исторические личности XVIIIвека» знакомит с  историческими портретами деятелей эпохи Дворцовых переворотов.

Содержание программы. 36 часов.

Раздел «Исторические личности XVII века»14 часов.

Основные явления истории России в 17 веке, персоналии: Б. Годунов, Лжедмитрий 1, В. Шуйский, Михаил Федорович, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна, Марина Мнишек, Патриарх Никон, М. Скопин-Шуйский, В. Голицын, С. Разин.  

Основные понятия раздела: Смутное время, самозванцы, интервенция, гражданская война, коалиция; католицизм; крестьянская война, самодержец, внутренняя и внешняя политика, Земский собор, национально-освободительная война, ополченец, патриот, венчание на престол, патриарх, «прелестные письма», самодержавие.

Раздел «Исторические личности XVIII века» 17 часов.

    Укрепление устоев самодержавия, дворцовые перевороты, персоналии: Петр1, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2, А. Меншиков, Г. Потемкин, А. Суворов, М. Ломоносов, Н.Шереметев.

Основные понятия раздела: «Дворцовый переворот», неограниченная монархия, бироновщина, реформа, синод, сенат, коллегии, просвещенный абсолютизм, энциклопедисты, гражданин, республика, самодурство.

  Раздел   «Итоговое занятие – защита проектов»  - 4 часа

 Тему творческого  проекта выбирают учащиеся. Этапы творческого проекта, Презентация творческого проекта.

Список литературы.

      1. Вернадский Г. В. Московское царство. - Тверь, М., 1997.

      2. Заборовский Л. В. Речь Посполитая и Швеция в середине XVII в. - М., 1981.

      3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.

      4. Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. - М., 1995.

      5. Платонов С. Ф. Борис Годунов. - М., 1999.

      6. Платонов С. Ф. Очерки смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв. - М., 1995.

      7. Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. - М. 2000.

      8. Самозванцы в России в начале XVII вв. - Новосибирск, 1987.

      9. Соборное Уложение 1649 года. - Л., 1987.

      10. Богданов А. П. В тени великого Петра. - М., 1998.

      11. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.

      12. Лебедев Е. Михаил Васильевич Ломоносов. - Ростов н/Д., 1997.

      13. Павленко Н. И. Вокруг трона. - М., 1998.

      14. Буганов В. И., Буганов А. В. Полководцы XVIII в. - М., "Патриот", 1992.

      15. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.

      16. Екатерина II и ее окружение. / Сост. вступ. ст. и примеч. А. И. Юхта. - М.: Пресса,         1996.

      17. Павленко Н. И. Екатерина Великая. - М.: Мол. гвардия, 2000.

      18. Михайлов О. Н. Суворов. - М., 1973.

      19. Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. - М., 1999.

      20. Романовы. Исторические портреты. Книга третья. - М., 2001.

      21. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. - М., 1994.

      22. 1812 год в воспоминаниях современников. - М.. 1995.

      23. Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.

Рекомендуемая литература для детей.

Энциклопедия. Мифы народов мира. М., 1986.

Энциклопедия для детей. Страны.народы. Цивилизации. Аванта + 1999.

Самозванцы в России в начале XVII вв. - Новосибирск, 1987.

 Соборное Уложение 1649 года. - Л., 1987.

 Богданов А. П. В тени великого Петра. - М., 1998.

 Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003

Энциклопедический словарь исторических терминов и имен. М..2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 6 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 7 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с середины XVI  до конца XVII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 8 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XVIII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 9 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XIX  - начале  XX вв.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  «История в лицах» для 6 класса направлена на формирование у учащихся более полного представления о личностях отечественной истории, котрым у...

Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс

Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс, 68 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах" для учащихся 10-11 классов

Данный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В  центре курса находится история Росс...