формирование понятийного мышления на уроках истории
материал по истории по теме

Беспалова Маргарита Васильевна

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания

Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, его деятельность приобретает активный, познающий характер.

«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский).

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание, являющееся определенного понятия).

Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах.

Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные факты и научные положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников истории или обществознания, не понимая сути излагаемых событий, практически невозможно.

Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.

Усвоение понятий не есть простой перенос знаний от взрослых к ребенку. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта, уже имеющихся знаний, от деятельности, осуществляемой в процессе усвоения, от системы умственных операций, которыми оно осуществляется. Ребенок активен, овладевая понятием, он осмысливает то, что сообщается взрослыми, продумывает свой личный опыт, вносит многое из него в содержание понятия, передаваемого учителем, перестраивает это понятие по своему, в соответствии с данными своего опыта, своего отношения к предметам и явлениям, обобщаемым данным понятием. Усвоение понятий всегда есть вместе с тем и процесс их формирования и развития.

Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).

Приемы педагогической технологии работы с понятиями.

Первый прием:

  1. Предложить учащимся назвать по одному-два слова, которые бы определяли понятие.
  2. Попросить выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.
  3. Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия.

Организация работы над понятием «государство»

       

  1. Народ, население, флаг, герб, территория, власть, закон, управление
  2. Территория, население, управление, власть, суверенитет.
  3.  Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

Второй прием: Определение содержания понятий  через их сравнение.

Например: Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.

Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.

Третий прием: Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков.

Например: Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы, они смогут дать определения понятия (абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами).

Формы правления

Вопросы

Абсолютная монархия

Парламентская монархия

Республика

Кто олицетворяет верховную власть?

Монарх

Монарх

Выборные лица и органы власти

Как приобретается власть?

Передается по наследству

Через выборы

Кто (что) ограничивает власть?

Никто

Парламент

Система сдержек и противовесов


Четвертый прием: Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.

Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия, безгосударственного устройства общества.

Пятый прием: Словарная работа.

Виды словарных заданий

  1. Подобрать к историческому термину родственные слова (крепостной, крепость).
  2. Самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений (барин, получить ярлык).
  3. Классифицировать исторические термины (выписать из учебника новые слова, относящиеся к культуре, распределив их по разделам: образование, литература, архитектура, живопись).
  4. Различить сходные термины и объяснить это различие (воссоединение, присоединение, объединение).

Шестой прием:

В старших классах  начинать формирование наиболее сложных понятий можно с привыкания к ним учеников. Можно вводить понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запоминания. Оперируя понятием в изложении материала, учитель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся возможность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо повторение, неоднократное упоминание понятий в обучении. Если в начале ученики лишь воспроизводят образцы деятельности учителя по оперированию новыми для них понятиями, то в дальнейшем на основе обобщения исторических фактов и событий выделяют существенные признаки понятий, дают свои определении

С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Функцию наглядности выполняют: карты, иллюстрации, таблицы, логические схемы, макеты предметов.

Раскрытие же сущности понятий целиком требует слова учителя.

Формы проверки знаний  

- опрос

- фронтальный опрос

- диктант

- тестирование

- задания на соотношение (соотнести определение и понятие)

- решение задач

Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них  способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Такое мышление лежит в основе интеллектуальных навыков, необходимых при обучении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания Опыт работы Беспаловой М. В.

Слайд 2

«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Основные логические приемы, формирующие навыки мыслительной деятельности: Анализ – выделение в содержании понятия его признаков и свойств; Синтез – обобщение в единое целое отдельных признаков объекта; Сравнение – установление сходства и различия признаков объекта; Обобщение – объединение отдельных предметов в понятии.

Слайд 4

Приемы педагогической технологии работы с понятиями: Первый прием Предложить учащимся назвать ключевые слова, которые определяют понятие Выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки понятия Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия

Слайд 5

Организация работы над понятием «государство»: Народ, население, флаг, герб, территория, власть, закон, суверенитет Территория, население, управление, власть, суверенитет Государство – общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью

Слайд 6

Второй прием Определение содержания понятий через их сравнение : Парламентская республика – форма правления в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика - форма правления в которой верховная власть принадлежит президенту Выделяется и сравнивается существенный признак – принадлежность верховной власти

Слайд 7

Третий прием Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков . Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы, они смогут самостоятельно дать определение понятия.

Слайд 8

Формы правления Вопросы Абсолютная монархия Парламентская монархия Республика Кто олицетворяет верховную власть? Монарх Монарх Выборные лица и органы власти Как приобретается власть? Передается по наследству Через выборы Кто (что) ограничивает власть? Никто Парламент Система сдержек и противовесов

Слайд 9

Четвертый прием Использование этимологического метода , т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла Например, анархизм (греч. an – без, archia – власть) – идея безвластия, безгосударственного устройства общества.

Слайд 10

Пятый прием Словарная работа. Виды словарных заданий: Подобрать к историческому термину родственные слова; Самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений; Классифицировать исторические термины; Различить сходные термины и объяснить это различие.

Слайд 11

Формы проверки знаний Опрос Фронтальный опрос Диктант Тестирование Задания на соотношения Решение задач

Слайд 12

Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Такое мышление лежит в основе интеллектуальных навыков, необходимых при обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания

В работе рассматриваются приёмы, исползуемые на разных стадиях урока, разработанного по технологии РКМЧП....

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....

формирование критического мышления на уроках истории и обществзнания

Как применяю приемы критическг мышения на уроках....

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...

Интерактивные игры по формированию понятийного мышления на уроках истории и обществознания.

Интерактивные  игры по  формированию понятийного  мышления  на   уроках  истории и  обществознания.   В свете современных  требований ФГОС о...