Интерактивные игры по формированию понятийного мышления на уроках истории и обществознания.
статья по истории (8 класс)
Интерактивные игры по формированию понятийного мышления на уроках истории и обществознания.
В свете современных требований ФГОС о формировании УУД у учащихся на уроках истории и обществознания хочу предложить несколько методических разработок , которые я применяю сама.
Речь идет о такой понятной и знакомой с детства игре, как ДОМИНО.
Домино́ — настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек, обозначающим число очков. Также этим термином называют и другие настольные игры, цель которых состоит в расположении на столе или специальном игровом поле костей с нанесёнными на них одним или несколькими символами так, чтобы они касались одноимёнными символами друг друга. Каждый символ из набора, как правило, имеет числовое значение.
Разновидностей Домино очень много. Нам понадобится самая простая - Детское Домино. Классическое домино с использованием вместо точек набора из семи символов (букв, цифр), рисунков (животных, растений и других) или цветов.
Какие УУД можно формировать в процессе игры в Домино в 5-9 классах?
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные |
Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.
| Выделяет тематические понятия, формирует цепочки понятий, формирует абстракции понятий. Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы. Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи. Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию) | Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Умение слушать и понимать высказывания собеседников. Умение согласованно работать в коллективе | Формирование понятийного мышления Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач. Развитие творческого мышления. Формирование исторического мышления. |
Как изготовить ДОМИНО? Выделяю понятие с одной стороны на карточке, с другой стороны карточки пишу определение другого понятия, но логические связанного по смыслу с первым. Ученик или пара учеников составляют цепочку соответствия определения понятия с его названием, расположенного на другой карточке. Так выстраивается логический ряд понятий и их определений, связанных логически друг с другой одной темой. Получается цепочка, как в детской игре "Домино" .Для того, чтобы ускорить процесс на первой карточке в первой ее половине пишем "Начало Домино" , также пишем на последней карточке во второй ее половине "Конец домино".
Если мы Домино используем для уроков истории, то можно вместо рисунков добавлять даты, фамилии исторических персонажей, названия сражений, а также понятия.
Пример Домино для урока повторения и обобщения материала по теме «Раннее средневековье» для 6 класса.
НАЧАЛО | V век | Великое переселение народов | 496 | Крещение Хлодвига и основание королевства Франков | VI век |
Германцы расселились на территории Зап. Рим. империи | 732 | Реформа Карла Мартелла : появление феодов | 751 | Дар Пипина и основание династии Каролингов | 800 |
Провозглашение Карла Великого императором | 843 | Верденский договор | IX-XI | Период раздробленности | 878 |
Освобождение Лондона от норманнов Альфредом Великим | 962 | Основание Священной Римской империи
| XI | Прекратились походы норманнов | Окон-чание… |
Формируем понятийное мышление для развития умения правильно видеть сущность понятия, его признаки, для заучивания понятий и применения этих понятий на практике.
Пример использования Домино для уроков обществознания.
Тема «Экономика». 7 класс Начало. |
И наука и хозяйство |
Экономика | Нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом |
Потребность | Средства, необходимые для удовлетворения различных нужд |
Ресурсы | Все, что полезно для человека и ценится им как средство удовлетворения его желаний |
Блага
| Стадии движения продукта | Производство Распределение, Обмен, Потребление | Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения И обмена |
Воспроизводство | Товары и услуги, продукты питания, предметы, удовлетворяющие потребности человека. |
Материальные (Экономические) блага | Последовательность операций, необходимых для изготовления продукта |
Технология | Способ организации жизни, при котором всё необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления. |
Натуральное хозяйство | Способ организации эк. жизни об-ва, при котором люди, специализируясь на определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. |
Товарное хозяйство |
Продукт труда, произведенный для обмена |
Товар |
Результативность труда в процессе производства |
Производительность труда | Основные участники экономики | Производитель потребитель | Тот, кто участвует в создании товаров или услуг.
|
Производитель | Тот, кто использует товары или услуги для удовлетворения потребностей |
Потребитель | Процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей людей |
Производство | Результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах |
Продукт | Специальные знания, умения, навыки, приобретенные во время практической деятельности |
Квалификация
| Трудовое денежное вознаграждение |
Зарплата | использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. |
Потребление | Расходование ресурсов в процессе производства | Производственное потребление | Конечное потребление благ людьми для удовлетворения потребностей |
Непроизводственное потребление | Средства, накопленные для будущего потребления | Сбережения | Конец домино |
Такую игру можно проводить либо одному параграфу, либо по нескольким параграфам, объединенных одной темой. Когда накапливается много понятий по теме, то такое домино очень большой помощник. Можно использовать эти карточки для дальнейшей игры: отдавать карточки ведущему или разбирать домино, откладывая карточки в соседнюю стопку, если учащийся устно проиллюстрирует понятия
примерами. Поскольку у всего класса домино одинаковое, то получается соревнование или викторина между парами учащихся. Можно ускорить процесс игры, если мотивировать учащихся разными способами выставления оценки, например, ставим оценку первым 5 парам, собравшим быстрее домино и.т.д.
Когда учащиеся привыкнут к такому приему, то он проходит очень быстро, с большим энтузиазмом. Ученики могут включиться в игру: "Сделай домино по теме параграфа для своих одноклассников". Источником для написания определений для понятий служит учебник, его словарь, расположенный на последних страницах. Учитель, конечно, на себя может взять функции размножения домино, если у ученика нет такой возможности.
Карточки Домино, построенные иначе, могут превратиться в ЛОТТО.
В 10-11 классах игра проходит также интересно. Конечно, ее содержание будет иным. Можно добавить процессы и явления к понятиям на карточках, можно написать названия функций и их содержание, трудно усваиваются учащимися виды квалификаций. Домино здесь большой помощник.
Таким образом, формирование понятийного мышления, мотивацию к изучению сложных понятий, развитие умения правильно мыслить, строить логические цепочки и приводить примеры в соответствии с понятиями, их функциями можно легко организовать на уроке тогда, особенно когда нет доступа к цифровым технологиям. Учитель способствует формированию у учащихся творческого подхода к решению учебных задач, развитию интеллекта, при ограниченном объеме информации, демонстрирует научный принцип подачи информации, используя эмпирический и теоретический уровни познания. Так отрабатывается системно-структурный подход к формированию, в конечном итоге, и исторического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1380 | Батыево нашествие | 1236-40 | Объединение Киева и Новгорода |
862 | Принятие христианства | 988 | Первое упоминание Москвы |
1147 | Присоединение Новгорода к Московскому государству | 1478 | Судебник Ивана III |
1497 | Реформы Избранной рады | 1549-60 | Опричнина |
1565-72 | Установление патриаршества | 1589 | Смута |
1605-1613 | Церковные реформы Никона. Раскол. | 1654 | Крестьянская война С. Разина |
1670-71 | Северная война | 1700-21 | Основание Петербурга |
1703 | Табель о рангах | 1722 | Дворцовые перевороты |
1725-1762 | Присое- динение Крыма | 1783 | Учреждение министерств |
1802 | Учреждение Госсовета | 1810 | Отечественная война |
1812 | Восстание Декабристов | 1825 | Крымская война |
1853-56 | Реформа Киселева | 1837-42 | Куликовская битва |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для уроков истории иобществознания
практические задания...
Рабочая программа по иобществознанию ФГОС 6 класс
РП по обществознанию ФГОС 6 класс...
Рабочая программа по иобществознанию ФГОС 9 класс
РП по обществознанию 9 класс...
Открытый урок поформирования математической грамотности "Площадь прямоугольника и квадрата"
Обобщить и систематизировать знания, умения применять формулы вычисления площади многоугольника и их применения в реальных ситуациях.обучающие: формировать представление о вычислении площади и перимет...