Урок открытия нового знания в 5 классе на тему "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок на тему "Фразеологизмы" был создан совместно с коллегой Голодяевой О.В. Данная разработка была удостоена диплома 1 степени на 6 ФМП "Фразеологизмы вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
larina_i_golodyaeva_o_urok.docx | 33.56 КБ |
larina_i_golodyaeva_o_frazeologozmy.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Голодяева Ольга Владимировна, Ларина Ирина Георгиевна
МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Тема урока: Фразеологизмы
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Деятельностная цель: развивать умение находить фразеологизмы в тексте, объяснять их значение, подбирать синононимы и антонимы-фразеологизмы к данным; работать в парах и группах, уместно употреблять фразеологизмы в речи
Содержательные: получить знания по теме «Фразеологизмы»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Звучит музыка «Зима». Слайд 1 Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить на прогулку в зимний лес. Во время нашей прогулки нас ждет встреча с новыми знаниями! Посмотрите, на ваши парты тоже опустились снежинки и звездочки разных цветов. Покажите снежинку соответствующего цвета. |
(снежинки на столах учащихся двух цветов: синие– прекрасное настроение; фиолетовые– настроения нет | Развитие «Я - концепции» (Л6) Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) |
2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Слайд 2 Звучит музыка «В гостях у сказки» Вот мы и в лесу. Чтобы наше путешествие принесло пользу, нужно быть очень внимательным. Вы сможете оценить свою работу на уроке с помощью карты успеха (приложение 3). Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус). Пять плюсов – ваша оценка 5 и т.д. Слайд 3 Не заблудиться нам поможет дощечка с указанием дальнейшего пути. Попробуем разобраться, о чем идет речь. - Ребята, какие слова привлекли ваше внимание? - А чему мы должны будем научиться? - Запишите тему урока. Слайд 4. Обратимся к материалу параграфа 51. Запишите определение в тетрадь для правил. | Учащиеся знакомятся с картой успеха - Дощечка, прикрепленная на дереве, с загадочными фразами. Учащиеся читают «загадочные письмена» - Баклуши, ни зги, с гаком - Не могут О фразеологизмах - Находить их в тексте Ученики знакомятся с материалом параграфа, в тетрадь для правил записывают значение определений «фразеология», «фразеологизмы» | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) Поиск разнообразных способов решения задач (П 4) Формулирование проблемы (П18) Принятие и сохранение учебной задачи (Р1) |
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Продолжим нашу прогулку по волшебному лесу. Мы выбрали прямой путь, и повстречался нам впереди теремок. Мы замёрзли, хотим погреться. - Давайте восстановим знакомые вам фразеологизмы и узнаем, кто живет в теремке. Воспользуемся образцом: слайд 5. Запишите фразеологизмы, встретившиеся в предложении в тетрадь - Молодцы! Теперь мы знаем, кто живет в теремке. Слайды 5-11 | - Теремок с окошечками Демонстрация слайда: Он бывает в овечьей шкуре и не только от горя воет на луну Про него говорят, что он наступил на ухо всем, кто не имеет музыкального слуха. После истории, рассказанной И.А.Крыловым, на эту плутовку имеет зуб ворона, которая осталась без сыра. Добрый человек этих насекомых не обидит. Они бывают назойливые, слетаются на мёд. Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными Если мы не можем найти нужную вещь, мы в сердцах восклицаем: «Как …. языком слизала»
| Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1) Структурирование знаний (П5) Использование речи для регуляции своего действия (К10) |
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | А в наш теремок постучалась гостья – девочка Маша, очевидно, заблудившаяся в лесу. Ребята, давайте поможем обитателям теремка оборудовать для нее комнату. Мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Займите место за тем столом, где находится задание соответствующего цвета. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу. Команда …, вы будете экспертами. Оцените работу команды. Звери дружно поработали, мы тоже должны внести свою лепту. Физкультминутка. | Самостоятельная работа в группам (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1 группа: в тексте «Глупые Сороки» найти и подчеркнуть все фразеологизмы (тексты заданий напечатаны на карточках) | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6) Структурирование знаний (П5) Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1) |
5) этап включения в систему знаний и повторения | Чтобы звери в нашем теремке жили дружно и не ссорились, нужно им помочь. Поиграем в игру «Найди пару» Хоть глаз выколи – не видно ни зги Хоть отбавляй – хоть пруд пруди Ни то ни се - ни рыба ни мясо В двух шагах – рукой подать | - слова, близкие по значению | Развитие «Я концепции» (Л6) |
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - Вот и подходит к концу наша прогулка. В лесу становится темно, звери в нашем волшебном теремке ложатся спать. И нам пора возвращаться. После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции. Так и в учебе. Ваше желание получить новые знания открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет. - У нас получилось ясное морозное небо (учитель выбирает несколько звездочек и зачитывает. - ребята, а де можно применить ваши знания? Домашнее задание: ( на выбор) упр. 509 (2) Попробуйте нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы…; | Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета и затем прикрепляют их над теремком. (На краю стола каждого ученика прикреплены звездочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне понравилось, что…) Красные (Было скучно, неинтересно) Ответы могут быть такими: Записывают домашнее задание | Развитие «Я - концепции» (Л6) |
П Р И Л О Ж Е Н И Е К У Р О К У
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Группа 1
Задание: найдите и выпишите фразеологизмы
Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь, Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!
Группа 2
Задание: вам даны несколько фразеологизмов с неменяющейся частью основного слова, которая обозначена многоточием. Отгадайте все выражения, вставив подходящее слово и составьте с 2-3 примерами распространенные предложения.
1) Как… сняло; из … вон плохо; сбыть с …; мастиер на все …; сидеть сложа … ; золотые …
2) Среди … дня; черным по …; … ночи; … нитками шито; сказка про … бычка; … пятно; доводить до … каления.
3) Толочь … в ступе; как в … канул; решетом … носить; тише …. Ниже травы; много … утекло; выйти сухим из …
4) Не в бровь, а в …; … разбегаются; … на лоб полезли; … на мокром месте; смотреть во все …; смотреть правде в …; бросаться в …; как бельмо в …5) Не … в обиду; … волю слезам; … себя знать; не … спуску кому-либо; … маху.
6) … середина; … осень; … руки; … фонд; сулить … горы.
Группа 3
Задание: даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах.
1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждлая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говоритьт; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими.
3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.
Группа 4
Задание: вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами ГЛАЗА, УШИ, НОС
( куда глаза глядят, глаза мозолить, глаза на мокром месте, хоть глаз коли и т.д.;
уши развесить; вешать лапшу на уши; ухом не вести; ушами хлопать и т.д.
зарубить на носу, держать нос по ветру, водить носом, вешать нос, задирать нос и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (индивидуальные карточки)
|
рукой подать за тридевять земель |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Карта успеха.
Фамилия учащегося | Устный ответ (дал правильный ответ) | Работа в группе | Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам | Твоя самооценка | ||
Принимал активное участие в поиске решения | Твоя группа справилась с заданием, не получив замечаний | Твоя группа успешно провела экспертизу и не получила замечаний | ||||
Карта успеха.
Фамилия учащегося | Устный ответ (дал правильный ответ) | Работа в группе | Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам | Твоя самооценка | ||
Принимал активное участие в поиске решения | Твоя группа справилась с заданием, не получив замечаний | Твоя группа успешно провела экспертизу и не получила замечаний | ||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Налево пойдешь – ни зги не увидишь, Направо пойдешь – всю жизнь будешь бить баклуши, Прямо пойдешь - через версту с гаком на теремок набредешь.
Фразеологизмы
Она любит есть до отвала и не обидится, если вы будете поливать её грязью .
Он бывает в овечьей шкуре и не только от горя воет на луну
Запишем в тетради: волк в овечьей шкуре выть на луну
Про него говорят, что он наступил на ухо всем, кто не имеет музыкального слуха .
Медведь на ухо наступил
После истории, рассказанной И.А.Крыловым, на эту плутовку имеет зуб ворона, которая осталась без сыра.
иметь зуб
Добрый человек этих насекомых не обидит . Они бывают назойливые, слетаются на мёд.
мухи не обидит слетаются, как мухи, на мед
Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными
гнаться за двумя зайцами
Если мы не можем найти нужную вещь, мы в сердцах восклицаем: « Как …. языком слизала »
сказать в сердцах как корова языком слизала
Группа 1 Задание: найдите и выпишите фразеологизмы Глупые сороки Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь, Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!
Группа 2 Задание: вам даны несколько фразеологизмов с неменяющейся частью основного слова, которая обозначена многоточием. Отгадайте все выражения, вставив подходящее слово и составьте с 2-3 примерами распространенные предложения. 1 ) Как… сняло; из … вон плохо; сбыть с …; мастер на все …; сидеть сложа … ; золотые … 2) Среди … дня; черным по …; … ночи; … нитками шито; сказка про … бычка; … пятно; доводить до … каления. 3) Толочь … в ступе; как в … канул; решетом … носить; тише …. Ниже травы; много … утекло; выйти сухим из …
Группа 3 Задание : даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах, восстановите фразеологизмы. Вспомните ещё хотя бы один фразеологизм с любым из угаданных слов. 1 . Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. 2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. 3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.
Группа 4 Задание: вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами ГЛАЗА УШИ НОС
Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
Рефлексия Мне понравилось, что … Я узнал, что… Было скучно, неинтересно
Домашнее задание (по выбору): 1) Сочинить сказку, стихотворение или рассказ, используя фразеологизмы. 2) Нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы 3) упр. 511
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...