Урок открытия нового знания в 5 классе на тему "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Горбунова Ирина Георгиевна

Урок на тему "Фразеологизмы" был создан совместно с коллегой Голодяевой О.В.  Данная разработка  была удостоена диплома 1 степени на  6 ФМП "Фразеологизмы вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larina_i_golodyaeva_o_urok.docx33.56 КБ
Файл larina_i_golodyaeva_o_frazeologozmy.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Голодяева Ольга Владимировна, Ларина Ирина Георгиевна

 МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

Тема урока: Фразеологизмы

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Деятельностная цель: развивать умение находить фразеологизмы в тексте, объяснять их значение, подбирать синононимы и антонимы-фразеологизмы к данным;  работать в парах и группах, уместно употреблять фразеологизмы в речи

Содержательные: получить знания по теме «Фразеологизмы»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Звучит музыка «Зима». Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить на прогулку в  зимний лес.  Во время нашей прогулки нас ждет встреча с новыми знаниями!  

- Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку. Давайте представим, что вы идете по волшебному зимнему лесу. Морозно. На ваши куртки и пальто падают снежинки…

Посмотрите, на ваши парты тоже опустились снежинки и звездочки разных цветов.



- Какое у вас настроение, ребята?

Покажите снежинку соответствующего цвета.


Дети приветствуют учителя

Поднимают руки

(снежинки на столах учащихся двух цветов: синие– прекрасное настроение; фиолетовые– настроения нет

Развитие «Я - концепции» (Л6)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

-Слайд 2 Звучит музыка «В гостях у сказки»

 Вот мы и в лесу. Чтобы наше путешествие принесло пользу, нужно быть очень внимательным.

Вы сможете оценить свою работу на уроке с помощью карты успеха (приложение 3). Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус).  Пять плюсов – ваша оценка 5 и т.д.

Слайд 3

Не заблудиться нам поможет дощечка с указанием дальнейшего пути.  

Попробуем разобраться, о чем идет речь.

- Ребята, какие слова привлекли ваше внимание?
- Как вы думаете, могут ли они употребляться сами по себе?
- Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- А чему мы должны будем научиться?

- Запишите тему урока. Слайд 4.

Обратимся к материалу параграфа 51. Запишите определение в тетрадь для правил.

Учащиеся знакомятся с картой успеха

- Дощечка, прикрепленная на дереве, с загадочными фразами.

Учащиеся читают «загадочные письмена»
Налево пойдешь – ни зги не увидишь, направо пойдешь – всю жизнь будешь бить баклуши, прямо пойдешь – через версту с гаком на теремок набредешь.  

- Баклуши, ни зги, с гаком

- Не могут

О фразеологизмах

- Находить их в тексте
- Объяснять их значение
- употреблять в речи

Ученики знакомятся с материалом параграфа, в тетрадь для правил записывают значение определений «фразеология», «фразеологизмы»

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

Поиск разнообразных способов решения задач (П 4)

Формулирование проблемы (П18)

Принятие и сохранение учебной задачи  (Р1)

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Продолжим нашу прогулку по волшебному лесу. Мы выбрали прямой путь, и повстречался нам впереди теремок. Мы замёрзли, хотим погреться.

- Давайте восстановим знакомые вам фразеологизмы и узнаем, кто живет в теремке. Воспользуемся образцом: слайд 5.

Запишите фразеологизмы, встретившиеся в предложении в тетрадь

- Молодцы! Теперь мы знаем, кто живет в теремке. Слайды 5-11

- Теремок с окошечками
(на доске прикреплен теремок, изображенный на листе ватмана, под ним фигурки животных)

Демонстрация слайда:
Она любит есть до отвала и не обидится, если вы будете поливать её грязью.

Он бывает в овечьей шкуре и не только от горя воет на луну
- ВОЛК

Про него говорят, что он наступил на ухо всем, кто не имеет музыкального слуха.
- МЕДВЕДЬ

После истории, рассказанной И.А.Крыловым, на эту плутовку имеет зуб ворона, которая осталась без сыра.
- ЛИСА

Добрый человек этих насекомых не обидит. Они бывают назойливые, слетаются на мёд.
- МУХА

Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными
- ЗАЯЦ

Если мы не можем найти нужную вещь, мы в сердцах восклицаем: «Как …. языком слизала»
- КОРОВА


Угадав животное, ребята выходят к доске и вставляют в окошечки теремка его изображение. Фразеологизмы записываются учащимися в тетрадь. 

 

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)


Структурирование знаний (П5)

Использование речи для регуляции своего действия (К10)

4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

А в наш теремок постучалась гостья – девочка Маша, очевидно, заблудившаяся в лесу. Ребята, давайте поможем обитателям теремка оборудовать для нее комнату. Мы с вами разделимся на команды, и вы будете   находиться в лесу одни. Займите место за тем столом, где находится задание соответствующего цвета. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу.

Команда …, вы будете экспертами. Оцените работу команды.  

Звери дружно поработали, мы тоже должны внести свою лепту.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа в группам (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 группа: в тексте «Глупые Сороки» найти и подчеркнуть все фразеологизмы
2  группа: в группе фразеологизмов пропущено одно и то же слово – угадать, какое (ПРИЛОЖ.3)

3 группа: Отгадать слово, загаданное с помощью фразеологизмов

4 группа: вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами ГЛАЗА, УШИ, НОС


После выполнения задания участники групп передвигаются по часовой стрелке и проверяют работу другой группы, выступая теперь в роли экспертов

(тексты заданий напечатаны на карточках)

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6)

Структурирование знаний (П5)

Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1)

5) этап включения в систему знаний и повторения

Чтобы звери в нашем теремке жили дружно и не ссорились, нужно им помочь. Поиграем в игру  «Найди пару»
- вспомните, что такое синонимы. На доске в два столбца записаны фразеологизмы. Задание: подобрать к выражениям левого столбика синонимичное выражение  из правого, соединив их стрелками (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
     
образовавшиеся  пары
кот наплакал – раз, два и обчелся
как убитый – без задних ног
во весь дух – во все лопатки

Хоть глаз выколи – не видно ни зги

Хоть отбавляй – хоть пруд пруди
чуть свет – ни свет ни заря

Ни то ни се  - ни рыба ни мясо

В двух шагах – рукой подать
за тридевять земель – за семь верст киселя хлебать

- слова, близкие по значению
- слова с противоположным значением
Учащиеся по одному выходят к доске и находят пары фразеологизмов, близких по значению или противоположных по смыслу.
(
Работа выполняется индивидуально в карточках. После выполнения задания у доски производится проверка: ученики выходят по одному и соединяют стрелочками пары фразеологизмов) 

Развитие «Я концепции» (Л6)
Владение диалогической формой речи (К 13)
Писк разнообразных способов решения задач (П4)
Структурирование знания (П 5)

6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Вот и подходит к концу наша прогулка. В лесу становится темно, звери в нашем волшебном теремке ложатся спать. И нам пора возвращаться.

После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции.  Так и  в учебе. Ваше желание получить новые знания  открывает для вас новые горизонты. А теперь настало  время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет.

- У нас получилось ясное морозное небо (учитель выбирает несколько звездочек и зачитывает.

- ребята, а де можно применить ваши знания?

Домашнее задание: ( на выбор) упр. 509 (2) Попробуйте нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы…;
упр. 511 Привести пример фразеологизмов со словами рука, нога.

Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета и  затем прикрепляют  их над теремком.

(На краю стола каждого ученика прикреплены звездочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне понравилось, что…)
Желтые (Я узнал, что…

Красные  (Было скучно, неинтересно)

Ответы могут быть такими:
- при работе с текстом
- при написании сочинения и т.д.
- в устной речи

Записывают домашнее задание

Развитие «Я -  концепции» (Л6)

Самооценка личности (Л7)

П Р И Л О Ж Е Н И Е    К   У Р О К У

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Группа 1
Задание: найдите и выпишите фразеологизмы
                                                                                               Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь, Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

Группа 2
Задание: вам даны  несколько фразеологизмов с неменяющейся частью основного слова, которая обозначена многоточием. Отгадайте все выражения, вставив подходящее слово и составьте с 2-3 примерами распространенные предложения.
1) Как… сняло; из … вон плохо; сбыть с …; мастиер на все …; сидеть сложа … ; золотые …
2) Среди … дня; черным по …; … ночи; … нитками шито; сказка про … бычка; … пятно; доводить до … каления.
3) Толочь … в ступе; как в … канул; решетом … носить; тише …. Ниже травы; много … утекло; выйти сухим из …
4) Не в бровь, а в …; … разбегаются; … на лоб полезли; … на мокром месте; смотреть во все …; смотреть правде в …; бросаться в …; как бельмо в …5) Не … в обиду; … волю слезам;  … себя знать; не … спуску кому-либо; … маху.
6) … середина; … осень; … руки; … фонд; сулить … горы.

Группа 3
Задание: даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах.
1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждлая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говоритьт; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими.
3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.

Группа 4
Задание:  вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами ГЛАЗА, УШИ, НОС
( куда глаза глядят, глаза мозолить, глаза на мокром месте, хоть глаз коли и т.д.;
уши развесить; вешать лапшу на уши; ухом не вести; ушами хлопать и т.д.
зарубить на носу, держать нос по ветру, водить носом, вешать нос, задирать нос и т.д.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (индивидуальные карточки)        


кот наплакал
как убитый
хоть глаз выколи
хоть отбавляй
чуть свет
ни то ни се  
в двух шагах
за семь верст киселя хлебать
во весь дух


хоть пруд пруди

рукой подать
во все лопатки
раз, два и обчелся
не видно ни зги

за тридевять земель
ни свет ни заря
без задних ног
ни рыба ни мясо

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карта успеха.

Фамилия учащегося

Устный ответ (дал правильный ответ)

                                   Работа в группе

Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам

Твоя самооценка

Принимал активное участие в поиске решения

Твоя группа справилась с заданием, не получив замечаний

Твоя группа успешно провела экспертизу и не получила замечаний

Карта успеха.

Фамилия учащегося

Устный ответ (дал правильный ответ)

                                   Работа в группе

Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам

Твоя самооценка

Принимал активное участие в поиске решения

Твоя группа справилась с заданием, не получив замечаний

Твоя группа успешно провела экспертизу и не получила замечаний


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Налево пойдешь – ни зги не увидишь, Направо пойдешь – всю жизнь будешь бить баклуши, Прямо пойдешь - через версту с гаком на теремок набредешь.

Слайд 4

Фразеологизмы

Слайд 5

Она любит есть до отвала и не обидится, если вы будете поливать её грязью .

Слайд 6

Он бывает в овечьей шкуре и не только от горя воет на луну

Слайд 7

Запишем в тетради: волк в овечьей шкуре выть на луну

Слайд 8

Про него говорят, что он наступил на ухо всем, кто не имеет музыкального слуха .

Слайд 9

Медведь на ухо наступил

Слайд 10

После истории, рассказанной И.А.Крыловым, на эту плутовку имеет зуб ворона, которая осталась без сыра.

Слайд 11

иметь зуб

Слайд 12

Добрый человек этих насекомых не обидит . Они бывают назойливые, слетаются на мёд.

Слайд 13

мухи не обидит слетаются, как мухи, на мед

Слайд 14

Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными

Слайд 15

гнаться за двумя зайцами

Слайд 16

Если мы не можем найти нужную вещь, мы в сердцах восклицаем: « Как …. языком слизала »

Слайд 17

сказать в сердцах как корова языком слизала

Слайд 18

Группа 1 Задание: найдите и выпишите фразеологизмы Глупые сороки Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь, Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

Слайд 19

Группа 2 Задание: вам даны несколько фразеологизмов с неменяющейся частью основного слова, которая обозначена многоточием. Отгадайте все выражения, вставив подходящее слово и составьте с 2-3 примерами распространенные предложения. 1 ) Как… сняло; из … вон плохо; сбыть с …; мастер на все …; сидеть сложа … ; золотые … 2) Среди … дня; черным по …; … ночи; … нитками шито; сказка про … бычка; … пятно; доводить до … каления. 3) Толочь … в ступе; как в … канул; решетом … носить; тише …. Ниже травы; много … утекло; выйти сухим из …

Слайд 20

Группа 3 Задание : даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах, восстановите фразеологизмы. Вспомните ещё хотя бы один фразеологизм с любым из угаданных слов. 1 . Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. 2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. 3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.

Слайд 21

Группа 4 Задание: вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами ГЛАЗА УШИ НОС

Слайд 22

Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Слайд 24

Рефлексия Мне понравилось, что … Я узнал, что… Было скучно, неинтересно

Слайд 25

Домашнее задание (по выбору): 1) Сочинить сказку, стихотворение или рассказ, используя фразеологизмы. 2) Нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы 3) упр. 511


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...