Урок открытия нового знания в 7 классе "Разрешите представиться: причастие" Презентация к уроку
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Урок «открытия» нового знания по технологии проблемного обучения с использованием приемов стратегии смыслового чтения ( Предтекстовая, текстовая и послетекстовая деятельность) Урок сопровождается презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 922.89 КБ |
презентация | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Шнякина Л.А.
Учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ №90» р.п. Чунский, Иркутская область
Технологическая карта урока русского языка в 7-ом классе на тему
«Разрешите представиться: причастие»
Авторский урок
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания. По технологии проблемного обучения с использованием приемов стратегии смыслового чтения ( Предтекстовая, текстовая и послетекстовая деятельность) |
Авторы УМК: | Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. Русский язык, М, Просвещение, 2016 год |
Цели и задачи урока: | 1.Формирование умений опознавать причастие как самостоятельную часть речи, анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия 2. Развитие речи, 3. Воспитание интереса к языку и |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные: Расширять представление о частях речи в русском языке; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и значения причастий на основе научных знаний . Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель. Извлекать информацию из текстовых источников, учатся адекватно понимать информацию и делать выводы, определяя значимость нового для себя. Личностные УУД: Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию. Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Оборудование: | компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, опорный конспект |
Образовательные ресурсы: | 1. Презентация к уроку (авторская) 2.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2016. - 112 с. 3. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: 4. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2016. – 111 с. |
Конспект урока
Этапы урока; Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| |||
1.Нестандартное начало Цель: настроить учеников на работу, создать атмосферу сотрудничества 2. Погружение в тему: просмотр видеоролика – Цель: выйти на тему, определить тему и задачи урока | Здравствуйте! Сегодня я хочу поздороваться с Вами видеороликом «Бабочки». Пусть бабочки напомнят вам о лете, принесут нам на урок удачу и тягу к знаниям. Знаете ли вы, что в этимологическом словаре «бабочка» соотносится со словом «душа». А в русском языке есть диалектное слово «душичка», что означает «бабочка». Распахните свои души друг другу , и мы начинаем урок! К доске приглашаются 4 ученика для индивидуальной работы, в это время класс работает с текстом. Богиня Флора решила сделать подарок Зевсу. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту всех земных растений и создала цветок. Зевс увидел распустившийся цветок и поцеловал нежные лепестки. Цветок превратился в бабочку и полетел.
Вывод: Это слово – проблема урока. Все ли слова , со значением признаки относятся к прилагательному? Индивидуальные задания: 1. Синтаксический разбор предложения простого предложения. « Бабочки – удивительные насекомые» 2. Синтаксический разбор сложного предложения «В природе насчитывается множество разновидностей, самая красивая бабочка – махаон» 3.Морфологический разбор глагола- насчитывается 4. Морфологический разбор прилагательного - удивительные При проверке индивидуальных заданий, примеры связываем с темой урока | Учащиеся слушают пожелание учителя , отвечают на вопросы Обучающиеся выписывают прилагательные, размышляют над производящими основами, делают выводы и выходят на проблему. Проверка разборов по эталону | ПУУД. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. РУУД. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона |
2 этап. Этап целеполагания (слайд с портретами ученых) | |||
Определение темы: Цель: определить тему урока Метод незаконченного предложения Цель по опорным словам сформулировать цели урока | Давайте определим тему урока. Обратимся к высказываниям ученых –лингвистов Причастие- это слова, заключающие в себе имени и глагола силу» М.В. Ломоносов Причастие - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В И Даль Причастие- это смешанная часть речи» В. Пешковский. «Сии раде и глаголется причастие, зане принадлежит и имени, и глаголу»( из древней грамматики) Вопросы: О какой группе слов идет речь в высказываниях (О причастиях). В чем необычность этой группы слов ? К причастию причастны глагол и прилагательное. Причастие как часть речи_ тема нашего урока. Определите цель урока, используя опорные слова: Узнать… Определить… Какую роль... | Знакомятся с высказываниями ученых, легко определяют тему урока, а затем по опорным словам задачи Записывают тему текста | ПУУД Выделяют и формулируют познавательную цель. КУУД достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно |
3 этап Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Разработка проблемы | |||
Стратегии смыслового чтения 1.Предтекстовая деятельность Цель: определите тему и идею текста по заголовку «Ассоциативный куст» Цель: познакомиться со значение слова «причастие» | Прочитайте заголовок предложенного текста. Какие ассоциации возникают у вас при слове «причастие»?
Какие группы слов по значению использовали. Найдите сходство и различия в значении слов. . | Обучающиеся приводят примеры и составляют ассоциативный цепочки Работают в паре | ПУУД Опираясь на субъективный опыт, открывают новое, повторяют группы слов по значению и однокоренные слова КУУД: учатся слушать друг друга |
Текстовая деятельность Прием «Пометы на полях» Цель: умение находить доказательства , вспоминая разделы языкознания | Работа над информативным текстом Прочитайте текст на полях сделайте пометки : знаю(+), не знаю (-), это непонятно (?) Причастие Среди слов русского языка выделяется большая группа, которая называется ПРИЧАСТИЯМИ. В чём особенность этих слов? Об этих особенностях очень точно и метко сказал Владимир Иванович Даль, давая определение причастию в своем толковом словаре: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Ученые-лингвисты и М.В. Ломоносов , и В.И. Даль, и Пешковский единодушны в одном «Причастие соединяет в себе признаки 2 частей речи : прилагательного и глагола» До сегодняшнего дня продолжаются споры о принадлежности причастия к части речи. Причастие - это самостоятельная часть речи. (По мнению великого учёного М.В.Ломоносова, академика Н. М. Шанского) Причастие - это особая форма глагола. (По мнению акад. Льва Владимировича Щербы и автора современного учебника . Маргариты Михайловны Разумовской) Причастие - это отглагольное прилагательное. (По мнению акад. Фёдора Ивановича Буслаева и д Действительно, своим внешним видом причастия похожи на прилагательные: 1) Они имеют те же окончания; 2) Изменяются по числам, родам, падежам; 3) Согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже; 4) Отвечают на вопрос какой? (какая? какое?) И даже в предложениях, как прилагательные , бывают определениями и сказуемыми Но причастия тесно связаны и с глаголом, потому что образуются от них и имеют такие глагольные признаки: 1) время (настоящее и прошедшее); 2) вид (совершенный и несовершенный) 3) возвратную форму, передающуюся с помощью возвратного суффикса –ся. 4) способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие: Летящая к фонарю бабочка 5) к причастию можно задать особые « глагольные» вопросы ч т о д е л а ю щ и й? ч т о с д е л а в ш и й ? 4. Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи: глагола и прилагательного Так как авторы нашего учебника считают причастия самостоятельной частью речи, мы будем придерживаться этого мнения | . Делают пометки, задают вопросы, выделяют ключевые слова Работают в группе | ПУУД: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации;. РУУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Личностные УУД: определяют значимость данной информации для себя. |
4 этап Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения; | |||
«Ключевые слова» Цель: умение находить доказательства, вспоминая разделы языкознания Проблемная беседа Цель: рассматривая бабочку в руках учителя, выявить отличительные признаки прилагательного и причастия. | Как вы думаете, какое значение слова будет раскрыто в тексте? (часть речи) Чтение текста. Выделите ключевые слова, поставьте на полях вопросы, если что-то непонятно. У меня в руках - бабочка, опишите ее с помощью прилагательных. Какие они по цвету, величине, по поведению? - А теперь обратите внимание на момент движения бабочки. Учитель подбрасывает бабочку. - Какие они в момент движения? - Какой частью речи мы воспользовались? Просмотрите еще раз ключевые слова и ответьте на Контрольные вопросы: А теперь посмотрите на эти листья. Назовите с помощью прилагательных признаки этих листьев. Какие они по цвету, величине, на ощупь? Какие они по действию? 1.Признаки каких частей речи соединяются в причастии ? 2. Все ли ученые считают причастие самостоятельной частью речи? 3. Перечислите признаки прилагательного у причастия? 4. Какие признаки глагола есть у причастия? Что обозначает причастие как часть речи? | Повторяют части речи. Отвечают на вопросы, выделяют главное с помощью маркера. Отвечают на контрольные вопросы | ПУУД Выполняют операции со знаками и символами. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста РУУД Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Научились слушать и слышать друг друга с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Релаксационная пауза Цель: создать условия для отдыха | Посмотрите на порхающих бабочек, закройте глаза , расслабьтесь. Представьте летний день, теплое солнышко, разливающийся аромат цветов и порхающую бабочку, которая медленно садится на раскрытый цветок - Встретились ли причастия в моих словах? Как отличить их от прилагательных? | Обучающиеся отдыхают. Отвечают на предложенные вопросы. | |
«Отличай!» Цель: проанализировать высказывание А ,С. Пушкина и вывести правило . | Работа над высказыванием А. С.Пушкина Как отличить ? «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, ...мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя вырзи»тельную краткость причастия вялым оборотом.» А.С. Пушкин Запомните причастие = который + глагол, от которого причастие образовано Сравните распустившийся нежный цветок Что же обозначает причастие? – Признак предмета по действию. Докажите, подобрав примеры. | Обучающиеся анализируют текст и делают выводы. | ПУУД Выполняют операции со знаками и символами. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста |
5 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Решение проблемы | |||
Послетекстовая деятельность Цель этапа: Привести полученные знания в систему Афиширование |
Работа в группе По ключевым словам составьте интеллект - карту Почему я предлагаю вам карту в виде бабочек. Правила составления 8 минут- заполнить интеллект карту информацией Афишируется результат Отвечают на проблемный вопрос урока Все ли слова со значением признака относятся к прилагательному? | Работают в группе , на крыльях бабочки выписывают признаки глагола и прилагательного Решают проблему урока | КУУД С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6 этап Домашнее задание Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||
Домашнее задание Цель прокомментировать домашнее задание Подвести итоги урока |
Выполнить упражнение 72 устно, а упражнение 75 письменно, заполнить опорный конспект- бабочку и приклеить ее в справочник С чем мы сегодня познакомились на уроке.? Закончить урок мне хотелось бы пожеланием- когда на нашу ладонь садится бабочка, надо так тихо прошептать бабочке свое желание. Бабочки не умеют говорить, поэтому на своих крылышках она доставит просьбу прямо на небеса, и желание обязательно сбудется."Не сжимай ладонь, на которой сидит бабочкаи, она вновь будет прилетать к тебе.. СПАСИБО ЗА УРОК | Записывают задание. Подводят итог урока. Учитель благодарит учеников за урок | ПУУД открыли новое, повторяют изученное ЛУУД: Определяю ценность информации, эстетическую ценность слова. |
Список литературы и интернет- ресурсов
1 Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. Русский язык, М, Просвещение, 2016 год
2. М. В. Ломоносов "Российская грамматика" – М.: Книга по Требованию, 2011. – 213 с.
3. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
4. Информационный ресурс https://cyberpedia.su/6xc482.html
5. А.С. Пушкин Письмо к издателю, собрание сочинений в 10томах, т 6, стр 196.
6. Иллюстрации к презентации : Все портреты, http://www.vseportrety.ru/por-uchenuy.html
7. Коллекция бабочек https://yandex.ru/collections/user/harmaahiiri/foto-babochek-krasivykh/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...