Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;
Отличительные признаки параллельного, последовательного и однородного подчинения придаточных .
1.2Применение обучающимися опорных знаний: сложные предложения, сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, однородные члены предложения.
1.3 Развитие у обучаемых УУД: смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме, применять знаково-символические действия.
регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.
коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка.
Развитие предметных умений: формулировать определение лингвистических понятий. Способы подчинения придаточных в сложноподчинённом предложении (параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение) определять вид подчинения у конкретных СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с несколькими придаточными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_sdo_russkiy_yazyk.docx | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Короткова Н.Р.
Урок выведения новых знаний (русский язык)
Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Цели урока:
Образовательно-развивающие цели
1.1Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;
Отличительные признаки параллельного, последовательного и однородного подчинения придаточных .
1.2Применение обучающимися опорных знаний: сложные предложения, сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, однородные члены предложения.
1.3 Развитие у обучаемых УУД: смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме, применять знаково-символические действия.
регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.
коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка.
Развитие предметных умений: формулировать определение лингвистических понятий. Способы подчинения придаточных в сложноподчинённом предложении (параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение) определять вид подчинения у конкретных СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с несколькими придаточными.
2.Воспитательные цели:
2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: первичное - вторичное, общее - особенное - единичное
2.2. Воспитание речевой культуры учащихся, их бережного и уважительного отношения к русскому языку.
2.3. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений, нравственно-этическое оценивание действий одноклассников.
№ п/п | Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность обучающихся |
1. | Оргмомент | ||
Объявление темы урока. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку: (14 обучающихся в классе) «5» -19 балов и более «4» - 15-18 баллов; «3» - 11-14 баллов. Планирование обучающимися оценки, фиксирование её на полях в тетради. Назначение арбитров в каждой группе для учёта активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока. | 1 мин. | ||
2. | Определение познавательных целей. - Сформулируйте к теме урока проблемные вопросы (вопрос - понятие или вопрос-суждение), ответив на которые мы сможем раскрыть тему урока. - Ответ на данные вопросы является целью нашего урока. | 1-2 мин. По 1 б. за каждый в-п. по2б. за каждый в-с Всего 3б | - Как называются сложноподчинённые предложения, которые содержат два и более придаточных предложения? (многочленными) -Что необходимо знать, чтобы определить вид подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными? -Как доказать, какой вид подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными? В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение придаточных. - Два и более придаточных в сложноподчинённом предложении по-разному соотносятся друг с другом. Какие типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными можно выделить на основании отношения придаточных между собой и к главному предложению? _ |
3. | Актуализация знаний. Фронтальная работа Задание 1 Назовите родовой признак ближнего и дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение. Задание 2 Докажите, что наличие главной и придаточной части есть отличительный видовой признак сложноподчинённого предложения. | По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 2 балла | Предполагаемый ответ на задание 1. Родовой признак ближнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является сложное предложение. Родовой признак дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является предложение. Предполагаемый ответ на задание 2. Наличие главной и придаточной части есть существенный признак сложноподчинённого предложения. Придаточная часть (части) по смыслу подчинена главному и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом. |
Задание 3 Продолжите предложение Однородные члены предложения – это Задание 4 Прослушав определение понятий, установить, каким понятиям принадлежат существенные признаки в данных определениях и записать понятия в тетрадь. 1) Основная синтаксическая единица языка, выражающая законченную мысль, имеющая грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. 2) Единица языка, представляющая собой соединение двух (или более) самостоятельных частей речи (исключая грамматическую основу предложения), в котором одна из них является главным словом, а другая зависимым. Задание 5 1. Приведите примеры предложений и запишите в тетрадь: а) простого предложения с однородными членами; б) сложноподчинённого предложения | 1б за правильный ответ 1 б. за каждое правильное предложение Всего 2б | Предполагаемый ответ на задание 3 Однородные члены предложения – это одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос. Они равноправны и независимы друг от друга. Предполагаемый ответ на задание 4 1 – предложение. 2 – словосочетание | |
Индивидуальная работа (самопроверка на слайде) | |||
Выполнение тестовых заданий. 1.В сложноподчинённом предложении простые предложения: а) равноправны по отношении друг к другу и соединены интонационно; б) равноправны по отношении друг к другу и соединены союзами; в) неравноправны по отношении друг к другу и соединены союзами. 2.Укажите сложноподчинённое предложение. а)Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень; б)Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день; в)Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
| По 1б. за каждый правильный ответ Всего 2б |
| |
Усвоение новых знаний | |||
1.Прочитайте предложения Сколько придаточных частей в каждом из сложноподчинённых предложений? 1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. 2.Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперёд. Найдите в учебнике (параграф 28, стр.105) ответ на вопрос: как называются сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 1б за правильный ответ. Всего 1б 1б | Предполагаемый ответ -Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных. Такие предложения называются многочленными. | |
- Рассмотрите схемы предложений с несколькими придаточными. . Слайд 1 К чему присоединятся придаточные части в первом предложении? во втором? в третьем? - На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяют типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Проведём эксперимент. Эксперимент 1 Слайд 2. Однородное подчинение І. Докажите, на примере предложения, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.
3. Эксперимент 2 . Слайд 3 Последовательное подчинение І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. Слайд 4 3. Эксперимент 3. Параллельное подчинение І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части. | Слайд 1 1.Я понял, что задание сложное, что надо будет работать со сложными схемами. 2. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. 3. Скорость, с которой сигнал поступает в мозг, говорит ему о том, какого типа раздражитель действует в данный момент. | ||
Применение и закрепление новых знаний | |||
Задание для индивидуальной работы Спишите сложноподчинённые предложения в такой последовательности: 1. а) с параллельным подчинением; в) последовательным подчинением придаточных. б) однородным подчинением; 2. Составьте схему каждого предложения | За правильное выполнение 1 части задания 1,5б За правильное выполнение 2 части 3б | Предполагаемый ответ 1.а) Время путешествия нашего истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали. 2.в) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. 3.б) Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. | |
Задание для работы в группах (подготовка к ОГЭ) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Свой ответ обоснуйте. 1. Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) -подчинением придаточных). 2)Собирать плоды и ягоды следует в сухую погоду, потому что, сорванные в жаркую погоду, они быстро вянут, так как содержат меньше сока. (Предложение 2 сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.) * 3) Первый зодчий возвёл только первый этаж, когда же обнаружил, что здание откликается по вертикали на четыре сантиметра, сбежал. (Предложение 3 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.) 4)Когда случалось неприятное, караульные зажигали костёр, чтобы крепость готовилась к осаде. (Предложение 4 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)+ 5) Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. (Предложение сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных). 6) Русский язык так богат, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (Предложение сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.) | Выступление от группы -1б По 2б за каждый правильно выбранный и обоснованный вариант | Предполагаемый ответ 2, 4,5 | |
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Выполнить 1 часть упр.167. | |||
Подведение итогов | |||
Определение достигнутых целей урока. -Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Сделайте вывод, достигли мы цели или нет? | |||
Самооценка. Рефлексия самооценки | |||
_ Арбитры, подведите итог, какая группа была самой активной, кому можно добавить поощрительные баллы? -Подсчитайте общее количество набранных баллов. Соотнесите его с заявкой на оценку и определите, на какую оценку вы можете претендовать? | Ученики, названные арбитрами, ставят себе ещё баллы. Каждый ученик определяет суммарное количество баллов, учитывая баллы, полученные за устные ответы и письменные работы | ||
Домашнее задание | |||
1.Упр.167, часть 2 2.ОГЭ, тестовое задание №2 (найти задание, соответствующее теме нашего урока и проанализировать. | |||
Экран активности групп
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
Обсуждение 1задания | |||
Обсуждение 2 задания | |||
Обсуждение 3 задания | |||
Поощрительные баллы | |||
Всего |
Активность членов группы №1(таблица для арбитров)
ФИО | Практические задания | Устная работа | Поощрительные баллы | Итого | ||||||
1 | 2 | 3 | Вопрос-понятие | Вопрос-суждение | Определение понятия | Суждение на сравнение понятий | умозаключение |
Лист индивидуальных достижений обучаемых на уроке
ФИО _____________________Класс______________Дата___________________Оценка | ||||||||||
Тема урока | ||||||||||
Индивидуальный труд | Устные ответы | Поощрительные баллы | Всего | |||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Вопрос-понятие | Вопрос-суждение | Определение понятия | Суждение на сравнение понятий | Умозаключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"
В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Контроль знаний обучающихся по темам "Характеристика предложения" и "Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными", построенный на письмах Э. Асадова.
Предлагаемый материал содержит 4 варианта карточек с заданием А10 ЕГЭ и 3 варианта с заданием В6 ЕГЭ и В8 ГИА. Все предложения для анализа взяты из писем поэта Эдуарда Асадова читателям....
Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.
"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....
Презентация по русскому языку по теме "Урок развития речи. Описание комнаты".6 класс.
Данная презентация подготовлена по учебнику "Русский язык 6 класс". Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Включает выполнение упражнений,заданий, словарной работы и плана....
Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...