Рабочая программа ИСТОРИЯ Средних веков 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования истории МО РФ 2012г. И авторской программы по редакцией А.А.Вигасина – О.С. Сороко - Цюпы «Всеобщая история». Москва «Просвещение», 2014 год.
Программа по истории средних веков ориентирована на учебник Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» Москва «Просвещение» 2014 год и рассчитана на 34 учебных часа из расчета 2 часа в неделю .
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. В рамках реализации программы олимпийского образования в программу включены уроки, знакомящие обучающихся с образом жизни рыцарства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ИСТОРИЯ Средних веков 6 класс | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по «Истории Средних веков» 6 класс.
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования истории МО РФ 2012г. И авторской программы по редакцией А.А.Вигасина – О.С. Сороко - Цюпы «Всеобщая история». Москва «Просвещение», 2014 год.
Программа по истории средних веков ориентирована на учебник Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» Москва «Просвещение» 2014 год и рассчитана на 34 учебных часа из расчета 2 часа в неделю .
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. В рамках реализации программы олимпийского образования в программу включены уроки, знакомящие обучающихся с образом жизни рыцарства.
Задача курса – показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и чужим традициям.
Изучение Истории Средних веков на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- 1)освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- 2)овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с разными источниками исторической информации;
- 3)формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- 4)применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других наров и стран;
Требования к уровню подготовки учащихся должны знать/уметь:
- факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
-особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
- взаимосвязь и особенности истории мира и России.
- периодизацию всемирной истории и отечественной;
- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной, отечественной истории;
-особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Должны уметь:- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно – исторического процесса;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.
Распределение времени в программе по Истории средних веков: 2 часа в неделю
Темы разделов программы | Количество часов |
Введение в историю средних веков | 1 |
Глава I: «Становление средневековой Европы VI – XI века» | 5 |
Глава II : «Византийская империя и славяне в VI – XI веках» | 4 |
Глава III : «Арабы в VI – XI веках» | 2 |
Глава IV : «Феодалы и крестьяне» | 2 |
Глава V : «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» | 4 |
Глава VI : «Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы» | 2 |
Глава VII : «Образование централизованных государств в Западной Европе XI – XV века» | 7 |
Глава VIII : «Славянские государства и Византия в XIV – XV веках» | 2 |
Глава IX : «Культура Западной Европы в Средние века» | 4 |
Глава X : «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века» | 3 |
Всего – 36 часов
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (36 часов)
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Календарно-тематическое планирование по «Истории средних веков» в 6 классе.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения темы | фактические сроки прохождения темы | |||||||||||
1. | Вводный урок. Живое Средневековье. | Называть хронологические рамки средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание памятников Средневековья по историческим источникам | 19.01-23.01.15г. | ||||||||||||
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв) – 5 часов. | |||||||||||||||
2. | Образование варварских королевств. государство франков в VI – VIII веках. | Систематизировать материал в виде схемы «Управление государством франков. Излагать суждения о деятельности и личности Хлодвига. Описывать устройство христианской церкви в виде схемы. | 19.01-23.01.15г. | ||||||||||||
3. | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Создание Франкского государства. Христианизация Европы. Аврелий Августин, Иоанн Златоуст. | 26-30.01. | ||||||||||||
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Объяснять значение понятий, сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. систематизировать материал в виде схемы «Феодальная лестница» | 26-30.01. | ||||||||||||
5. | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. | Объснить причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую во Франции и Германии. | 02.02-06.02. | ||||||||||||
6. | Англия в раннее Средневековье. | Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. | 02.02-06.02. | ||||||||||||
Раздел II. Византийская империя и славянский мир в VI-XI вв. – 4 часа | |||||||||||||||
7. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого, высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности Юстиниана | 09.02-13.02. | ||||||||||||
8. | Культура Византии. | Составлять описание средневековых памятников. | 09.02-13.02. | ||||||||||||
9. | Образование славянских государств. | Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Объяснять причины различия судеб славянских государств. | 23-27.02. | ||||||||||||
10 | Повторительно – обобщающий урок «Средневековая Европа» | Тест. Систематизировать знания. | 23-27.02. | ||||||||||||
Раздел III. Арабы в VI – XI веках – 2 часа | |||||||||||||||
11 | Возникновение ислама. арабский халифат и его распад. | Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Называть различия между исламом и христианством. | 02.03.-06.03 | ||||||||||||
12 | Культура стран халифата | Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. | 02.03.-06.03 | ||||||||||||
Раздел IV. Феодалы и крестьяне – 2 часа. | |||||||||||||||
13 | Средневековая деревня | Систематизировать информацию о феодале, крестьяне и их отношениях. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. | 09-13.03. | ||||||||||||
14 | В рыцарском замке. | Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. | 09-13.03. | ||||||||||||
Раздел V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 4 часа. | |||||||||||||||
15 | Формирование средневековых городов. | Устанавливать связь между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. | 16-20.03. | ||||||||||||
16 | Торговля в Средние века. | Определять центры ремесла и торговли. | 16-20.03. | ||||||||||||
17 | Горожане и их образ жизни | Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. | 23-27.03. | ||||||||||||
18 | Повторительно – обобщающий урок «Средневековый Запад и Центральная Европа» | Тест. Систематизировать знания. | 23-27.03. | ||||||||||||
Раздел VI. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы – 2 часа. | |||||||||||||||
19 | Могущество папской власти. Католическая церковь. | Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать от событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. | 30.03-03.04 | ||||||||||||
20 | Крестовые походы | Установить связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе Объяснить цели различных участников Крестовых походов. | 30.03-03.04 | ||||||||||||
Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV веках.) – 7 часов. | |||||||||||||||
21 | Как происходило объединение Франции. | Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. | 13.04-17.04 | ||||||||||||
22 | Что англичане считают началом своих свобод | Выявлять новизну реформ Генриха 2 Плантагенета. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. | 13.04-17.04 | ||||||||||||
23 | Столетняя война | Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | 20-24.04. | ||||||||||||
24 | Усиление королевской власти в конце XV во Франции и в Англии. | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. | 20-24.04. | ||||||||||||
25 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно – монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. | 27.04-01.05. | ||||||||||||
26 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв. | Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств. Характеризовать политику правления династии Медичи. | 27.04-01.05. | ||||||||||||
27 | Повторительно - обобщающий урок «Централизованные государства в Западной Европе.» | Тест. Систематизировать знания у учащихся. | 04.05-08.05. | ||||||||||||
Раздел VIII. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках – 2 часа | |||||||||||||||
28 | Гуситское движение в Чехии | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви | 04.05-08.05. | ||||||||||||
29 | Завоевание турками – османами Балканского полуострова | Объяснять почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. | 11-15.05. | ||||||||||||
Раздел IX. Культура Западной Европы в Средние века – 4 часа. | |||||||||||||||
30 | Образование и философия. | Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца. Излагать смысл дискуссии. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. | 11-15.05. | ||||||||||||
31 | Средневековая литература и искусство. | Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца. Излагать смысл дискуссии. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. | 18-22.05. | ||||||||||||
32 | Культура раннего Возрождения в Италии. | Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. | 18-22.05. | ||||||||||||
33 | Научные открытия и изобретения | Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. | 25-29.05. | ||||||||||||
Раздел X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века – 3 часа. | |||||||||||||||
34 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. | 25-29.05. | ||||||||||||
35 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | Выделять своеобразия африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. | май | ||||||||||||
36 | Повторительно - обобщающий урок «История Средних веков». | Раскрывать сущность феодальных отношений. Защищать проекты. Систематизировать знания у учащихся – тест. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа для 2 класса "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС 2-го поколения...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...