Рабочая программа "История России" - 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме

Шашков Леонид Геннадьевич

 

Базовый учебник для учащихся:  Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30» г. БРЯНСКА

             Рассмотрено                                           Согласовано                                             Утверждено

        на заседании  МО                                   на заседании МС                                     Приказ № ____        

                                                                     Протокол № ____                                  от «___»_______2012 г.

               Протокол №  ____                                  от «___» ________2012 г.                                Директор школы

          от «___»_________2012 г.                          Руководитель МС                                   ________(Радченко Н.Н.)

           Руководитель МО                       _________(Макарова Н.Н.)

___________(Макарова Н.Н.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по   ИСТОРИИ  РОССИИ  С  ДРЕВНЕЙШИХ  ВРЕМЁН  ДО  КОНЦА  XVI  ВЕКА.

                

для    6    класса   на    2012-2013   учебный год  

Шашков Леонид Геннадьевич, учитель истории

                                                                2012 г.

Базовый учебник для учащихся   

           Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2010.

Методическое пособие для учителя   

1. Поурочное  планирование «История  Древней Руси» - уроки истории 6 кл., В.Г.Петрович, Н.М.Петрович.- М.: Сфера, 2003.    

2. Поурочные  разработки к учебнику  Данилова А.А., Косулиной Л.Г.  «История России. 6 – 7 классы».-  М.: Интеллект-Пресс, 2002.

3. Контрольные и проверочные работы к Истории России  IX – XVIII века Т.П.Андреевская, А.В.Воронцов. – М. Астрель, 2002.

Количество часов в неделю        -  2 часа

Общее количество часов за год  -  38 часов


Из  них  отведено                                                    I                              II                                            Год


Всего  часов                                                         -                                 38                                       38


На  теоретические  занятия                             -                                 34                                      34


На  практические  занятия                                 -                              -                                          -


На  лабораторные  опыты                                  -                               -                                           -


На  уроки  контроля  знаний                            -                                4                                          4


На  резервное  время                                            -                              -                                           -

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и на основе авторской программы Данилова А. А., Косулиной  Л. Г.                        

        Программа  для 6 класса по истории России ориентирована на использование:

 учебника «История России. С древнейших времён до конца XVI в.»   А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, 2010.

        Программа включает материал по истории России с древнейших времён до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов.  Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.  

        Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.

        

Основные цели курса:

  1. выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  2. развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого,
    пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей  и др.);
  3. формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  4. развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI века  на базовом уровне ученик должен

называть хронологические рамки древней и средневековой Руси, даты важнейших событий (образование государства Русь, крещение Руси, появление самостоятельных княжеств, первое упоминание о Москве, нашествие Батыя на Русь, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, свержение ордынского владычества); места, обстоятельства, участников, итоги важнейших событий; правителей, государственных деятелей, политических и духовных лидеров, оказавших значительное влияние на развитие истории; представителей общественной мысли, науки и культуры;

показывать на исторической карте государства и княжества;

описывать условия жизни, быта различных людей; достижения, последствия этого; составлять описания разного рода памятников.

соотносить факты и общие процессы развития государств и княжеств; называть характерные существенные черты политического устройства государств, международных отношений, развития культуры;

объяснять значения понятий: присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастырь, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм, удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык, боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, служилые люди, феодально-крепостническая система, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, церковный Собор, реформы;

излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

Объяснять цели, результаты, значение деятельности наиболее известных людей.

 Тематический  план

ВВЕДЕНИЕ  (1 ч.)        

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ   (2 ч.) 

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

ТЕМА 2.  РУСЬ В  IX -  ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.  (9 ч.) 

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. 

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

Повторительно-обобщающий урок: «Русь Древняя»  - 1 час.                                                                                  

ТЕМА 3. РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII-XIII в. (8 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимире-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Повторительно-обобщающий урок:  «Политическая раздробленность Руси»  -  1 час.                               

ТЕМА 4. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА    (7 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

Повторительно-обобщающий урок:  «Русь Московская» -  1 час.

ТЕМА 5. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в.     (6 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно- прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный- собор.

Повторительно-обобщающий урок:  «Россия при Иване Грозном»  -  1 час.                                                           

Итоговое повторение: «Древнейшая Русь».     (викторина) -1 час.

 Содержание изучаемого курса

Рабочая программа составлена с учётом изучения истории в объёме 2 часа в неделю.

На изучение данного материала отводится 38 часов (28 параграфов). В связи с этим, количество часов на некоторые темы увеличены:

*  К теме «Формирование Древнерусского государства» добавлен один час (к & 3).

*  К теме «Русь в IX – первой половине XII в.» добавлено 2 часа (к & 4 «Первые киевские князья»   и  к & 6    

«Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром»).   

* Из темы «Образование единого русского государства» взят один час и добавлен на повторительно-обобщающий урок: «Русь Московская».

* К теме «Московское государство в XVIв.» добавлен один час на изучение темы «Реформы Избранной рады». А параграфы 27 и 28 объединены в один урок «Архитектура и живопись в XIV – XVI веках»  +   «Быт XV – XVI  веков».      

*  Темы РОДНОЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ – 2 часа выведены из программы в отдельный курс «История Брянского края» и изучается в 8 классе.

п/п

    Сроки

              Название    темы     урока

К-во

часов

Коррекция

Урок 1

2 нед. – янв.

                                    III    ч е т в е р т ь    (20 часов)

ВВЕДЕНИЕ  (1 ч.)

1

Урок 2

3  нед. – янв.

ТЕМА 1.  ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ (2 ч.)

Восточные славяне.  

1

Урок 3

3 нед. – янв.

Соседи восточных славян. 

1

Урок 4-5

4 нед. – янв.

ТЕМА 2.  РУСЬ В  IX -  ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIIв. (9ч.)

Формирование Древнерусского государства.

2

Урок 6-7

1 нед.-фев.

Первые киевские князья.     

2

Урок 8

1 нед. – фев.

Владимир Святославич. Принятие христианства. 

1

Урок 9-10

2 нед. – фев.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.   

2

Урок 11

3 нед. – фев.

Культура Древней Руси.  

1

Урок 12

3 нед. – фев.

Быт и нравы Древней Руси. 

1

Урок 13

4 нед. – фев.

Повторительно-обобщающий урок: «Русь Древняя».                                                                                     

1

Урок 14

4 нед. – фев.

ТЕМА 3. РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII-XIIIв.(8 ч.)

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Урок 15-16

1 нед. - марта

Главные политические центры Руси.   

2

Урок 17

2 нед. марта

Нашествие с Востока.   

1

Урок 18

2 нед. марта

Борьба Руси с западными завоевателями.   

1

Урок 19

3 нед. марта

Русь и Золотая Орда.   

1

Урок 20

3 нед. марта

Русь и Литва. 

1

Урок 21

1 нед. –  апр.

                       IV     ч е т в е р т ь      (18 часов)

Культура русских земель в  XII – XIII веках. 

1

Урок 22

1 нед. – апр.

Повторительно-обобщающий урок:

«Политическая раздробленность Руси».                                  

1

Урок 23

2 нед. – апр.

ТЕМА 4. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА  (7 ч.)

Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества.             

1

Урок 24-25

2 и 3 нед. – апр.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.       

2

Урок 26

3 нед. – апр.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV  века.  

1

Урок 27

4 нед. – апр.

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.      

1

Урок 28

4 нед. – апр.

Московское государство в конце XV – начале XVI века.    

1

Урок 29

1 нед. мая

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.  

1

Урок 30

1 нед. мая

Повторительно-обобщающий урок:  «Русь Московская».

1

Урок 31-32

2 нед. мая

ТЕМА 5. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. (6ч.)

Реформы Избранной рады.    

2

Урок 33

3 нед. мая

Внешняя политика Ивана IV.  

1

Урок 34

3 нед. мая

Опричнина.        

1

Урок 35

4 нед. мая

 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

Урок 36

4 нед. мая

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Быт XV – XVI  веков.      

1

Урок 37

5 нед. мая

Повторительно-обобщающий урок:

«Россия при Иване Грозном».                                                              

1

Урок 38

5 нед. мая

Обобщение: «Древнейшая Русь».      (викторина)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 6 класс история России

рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века издательство "Русское слово"...

Рабочая программа .6 класс. история России.

В рабочей программе прдставлены: пояснительная записка, учебно -тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к подготовке учащихся, учебно - методическое обеспечение....

Рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы разработаны для УМК "Школа России" на 3 кл...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа 6 класс. История России (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.).

Рабочая программа 6 класс. История России (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.)....