Развивающие технологии обучения истории
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме
Данные развивающие технологии помогают активизировать учебный процесс, добиться вовлечения в работу каждого ученика, делают учение интересным и доступным каждому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_tehnologii_obucheniya_istorii.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие технологии обучения истории
Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями.
Для этого нужна система дидактических условий: - умения слушать, читать, наблюдать; - умения классифицировать, обобщать; - умение самоконтроля.
Дидактическая структура знаний по истории: факты, представления, понятия, причинно – следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Успешное овладение структурой знаний по истории возможно, если ученик владеет общеучебными умениями и навыками.
Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника: кто, что, когда, зачем и т.д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений: установите, объясните, определите, найдите и т.д.
Показатели развивающего обучения личности:
- уровень сформированности понятийного мышления,
- самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей,
- деятельностный подход учащихся к усвоению знаний.
Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге, учащиеся должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.
Мозговой штурм
Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают наилучшие идеи.
Примерные проблемы для мозгового штурма:
- Сравните культуру европейского и русского крестьянства, найдите отличия между ними.
- Л.Н. Гумилёв высказывал мысль, что монголо–татарского ига не существовало на Руси; приведите аргументы, за или против данной точки зрения.
- Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей в XIV веке по сравнению с другими русскими князьями.
- Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейцев.
- Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего и различного в этих учениях?
- Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке.
- Возможные альтернативы развития СССР в 1960 –е годы.
Технология метода проекта при обучении истории
Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.
Виды проектов (зависит от возраста): информационные, игровые, исследовательские, творческие.
По содержанию: межпредметны (история, литература, искусствознание, право, обществознание).
По способу выполнения: индивидуальные и групповые.
Примерные темы проектов:
- Мир глазами жителей России Петровской эпохи.
- Нравы и быт москвичей второй половины XIX века.
- Наука и образование в Древней Руси.
- Путь «из варяг в греки» – фактор образования русской государственности.
- Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.
- Феномен православной русской культуры.
- История развития нефтяной промышленности в России.
- Галерея знаменитых художников России.
- От каменного рубила до компьютера.
- Альтернативы развития России в XVI веке.
- Светочи России.
- История России в портретах.
- Загадки истории.
Последовательность действий учащихся в работе над проектом:
1. определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;
2. планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;
3. обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»),
4. выполнение проекта;
5. описание проекта;
6. защита проекта;
7. оценка результатов.
Заключительный этап проектной деятельности включает презентацию процесса и результата деятельности проектных групп, подведение итогов проекта. Цель проведения презентации - развитие умений и навыков школьников лаконично и полно представить цель, задачи проекта, выбранный путь их решения, демонстрировать найденное решение, анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом, проводить самоанализ результативности и успешности решения проблемы.
Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно–познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися.
Модульная технология
При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить учащихся самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.
Модульная (блочная) организация подачи материала:
- лекция (урок изучения нового материала),
- семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),
- коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).
Модульная технология имеет важное значение при построении исторической вертикали, освещении исторической проблемы на протяжении нескольких веков. Например, «История крепостного права в России», «История освободительного движения в России», «Этапы формирования абсолютной монархии в России» и т.д.
Существенные элементы модульной технологии:
- блочное (модульное) построение учебного материала;
- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
- преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;
- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.
Традиционные методики преподавания истории применяются в репродуктивной образовательной модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.
Информационные технологии
Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы. Необходимо отобрать текстовый, иллюстративный материал, сделать подборку документов, карт, схем, фото, видеофрагментов. Учащиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, они умеют отделять правду от вымысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье представлены методы и приёмы обучения детей, испытывающих трудности в учебной деятельности...
"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"
Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории....
Блочно-модульная технология обучения истории.
Содержание, ключевые понятия, дидактический материал....
Коррекцинно-развивающие технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Данное выступление предназначено для обмена опытом по данному направлению....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ"
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации э...
«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»
Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совер...
Доклад на семинаре по дефектологии "Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания"
Опыт работы по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно - воспитательном процессе с целью повышения качества знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....