Доклад на семинаре по дефектологии "Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания"
статья
Опыт работы по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно - воспитательном процессе с целью повышения качества знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminare_2018.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ
ТЕМА:
Подготовила:
руководитель семинара
Лапшина Л.А.
ИНСАР, 2018
Цель семинара: обобщить опыт работы педагогического коллектива по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно - воспитательном процессе с целью повышения качества знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения и воспитания детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время, с введением ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Главной целью ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Рассмотрим современные коррекционно - развивающие педагогические технологии, элементы которых возможно применять на уроках и внеурочной деятельности в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- Технология разноуровневого обучения
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения (элементы)
- Проектная деятельность (элементы)
- Информационно-коммуникационные технологии
- Нравственная технология
Технология разноуровневого обучения.
Относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Особенно актуальна она в нашем образовательном учреждении, где обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы следует проводить на контрольно - обобщающих уроках. Целью определяется то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляются задания (разноуровневые).
Можно также применять уровневую дифференциацию и при изучении новой темы или в начале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.
Например, многие задания в учебнике по математике (по ФГОС ОВЗ) содержат разноуровневый по степени сложности материал, согласованный с двумя уровнями программных требований:
- 1 уровень - минимальный;
- 2 уровень - достаточный.
В таких заданиях по математике под буквой «а» даётся материал, доступный для выполнения обучающимися, овладевающими математическими знаниями и умениями по сниженным программным требованиям; под буквой «б» даётся более сложный материал, который доступен детям, усваивающим программный материал в полном объёме. Кроме этого, в учебнике присутствуют задания повышенной сложности (такие задания отмечены знаком «*») для обучающихся, наиболее успешно овладевших изучаемым материалом.
Разноуровневый подход реализован и в содержании контрольных заданий, которые содержат два варианта:
1-й вариант – для детей, усваивающих программный материал в полном объёме;
2-й вариант – для детей, усваивающих программный материал по сниженным программным требованиям.
Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Игровые технологии.
ИГРА – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут.
Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Почему сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе? С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.
Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.
Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии.
Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в школе- интернате позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Технология проблемного обучения (элементы).
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность каждому ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Информационно – коммуникационные технологии.
В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа.
Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова «мультимедиа» означает «многие среды» («multi» - «много», «media» - «среда»).
В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, ставшего одновременно и читателем/пользователем информации, и слушателем, и зрителем.
Применение ИКТ в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Подробно рассмотрим такой вид наглядности как мультимедийная презентация, так как именно она является одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам и внеклассным занятиям. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, который:
- дает возможность учителю и воспитателю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта;
- позволяет быстро и доходчиво изображать вещи, которые невозможно передать словами;
- поддерживает высокую производительность занятия;
- устанавливает межпредметные связи с другими предметами;
- способствует соблюдение логики подачи учебного материала;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления педагога.
Кроме того, изготовленные к урокам и внеклассным занятиям презентации значительно экономят время учителя и воспитателя, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и теме разговора и, следовательно, положительно влияют на качество образования обучающихся.
Технология нравственного воспитания
Способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках и внеклассных мероприятиях воспитывается правильное отношение обучающихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». Также применяются презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития обучающихся.
В заключении хочется отметить, что в результате систематического применения коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения и воспитания у умственно отсталых детей возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Вывод.
Перечисленные коррекционно- развивающие технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их в своей практической деятельности. С содержанием некоторых из них более подробно нас познакомят коллеги, поделятся своим практическим опытом.
В нашей школе созданы условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем образовательном учреждении, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.
Источник мотивации человека находится в нем самом,поэтому следует придавать первостепенные значение формированию внутренней мотивации учащихся....
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Технологии обучения и воспитания
Образовательные технологии...
1 Материалы научно-практической конференции « Современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» название статьи «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога».
Статья «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога»....
«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...
Технологии обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
Данная презентация содержит перечень технологий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ"
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации э...