"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"
статья по истории по теме

Финченко Татьяна Александровна

Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennykh_tekhnologiy.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»

 

Раздел I. Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС

 

Контрольная работа №1.

 

Выполнила: Финченко Татьяна Александровна,

преподаватель истории и обществознания,

Лицей  № 5,

г. Подольск

 

 

2013 год.

1.     Раздел II. Россия в новое время.

Россия на рубеже XVI – XVII вв.        

2.     Возможности раздела при реализации требований ФГОС

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

2.1.              К важнейшим личностным результатам  относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

            Россия на рубеже XVI – XVII вв. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Ополчение. Освобождение Москвы. Окончание смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых.

  • рассказать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания);
  • высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений;
  • на основе осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений, освоение их гуманистических традиций и ценностей (по средствам ролевых высказываний).  

2.2.             Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

            Россия на рубеже XVI – XVII вв. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Ополчение. Освобождение Москвы. Окончание смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых.

  • рассказать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания);
  • работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты), представлять результаты своей деятельности в различных формах (хронологическая таблица).

2.3.            Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

                 Россия на рубеже XVI – XVII вв. Страна на переломе веков. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова.

  • раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.;
  • характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова.

Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание И. Болотникова.

  • объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция;
  • раскрывать, в чём заключались причины Смуты начала XVIIв.;
  • показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др.

Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Ополчение. Освобождение Москвы. Окончание смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых.

  • характеризовать последствия Смуты для Российского государства;
  • показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения.

3.     Учебно-методическое и информационное обеспечение:

3.1.             История России. Конец XVI – XVIII в. Учебник. 7 класс. Данилов А. А., Косулина Л. П. М. Просвещение, 2012.

3.2.             История России. Конец XVI - XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (М. Просвещение, 2011)

3.3.             История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. - Колесниченко Н.Ю. (2013) 

 Тесты и задания по истории России XVII-XVIII веков. 7 класс. К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. - Волкова К.В. (2010)

Тесты по истории России. 7 класс. К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. - Симонова Е.В. (2013)

3.4.             Карта «Российское государство в 16 в.».

                  Карта «Россия в 17в.».  

                  Карта «народные восстания в Росси в 17в.».

3.5.             Дидактические материалы по истории  России XVI – XVIII веков: 7-й кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI – XVIII век. 7 класс»/В.В. Шаповал. – М.: Экзамен, 2006

3.6.             Балязин В. ''Занимательная история России.  Середина ХVI – конец ХVII века''. Первое сентября; М., 2007.      

Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009

 Электронные пособия:

  1. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо.
  2. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008
  3. Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
  4. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».

8. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.     

9. «Интерактивный курс подготовки ЕГЭ. История»,  2007                        

           Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://museum.ru/  Портал «Музеи России».

                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии реализации ФГОС основного общего образования в условиях МКОУ «Талицкая СОШ № 55»

В статье рассмотрены пути внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс школы....

«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»

Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит и...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов

Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей ст...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образован...