«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»
методическая разработка
Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совершенно нового уровня знаний, умения применять эти знания. Введение ФГОС ОВЗ является прямым доказательством необходимости изменения подходов в образовании детей коррекционных классов и школ.
Несомненно, на уроках в коррекционном классе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии, коррекционно-развивающих и информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям» | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»
Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совершенно нового уровня знаний, умения применять эти знания. Введение ФГОС ОВЗ является прямым доказательством необходимости изменения подходов в образовании детей коррекционных классов и школ.
Несомненно, на уроках в коррекционном классе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии, коррекционно-развивающих и информационно-коммуникационных технологий.
- Технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивает их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это организация учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
- Обучение в сотрудничестве- идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности.
3. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
4.Игровая технология. Уроки с использованием игровых ситуаций способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, делают урок увлекательным и «легким».
5.Здоровьесберегающая технология.
Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
6.Коррекционно-развивающие технологии - это технологии, которые направлены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности.
7.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
В процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями существуют множество проблем встающих как перед родителями, так и перед педагогом. Непредсказуемость в поведении ребенка, психологический настрой, изменения в погодных условиях, низкая мотивация к обучению и многие другие факторы влияют на психику ребенка. В связи с этими изменениями для меня каждый урок абсолютно отличается от предыдущего. Нельзя ребенка заставить работать с достижением результата по шаблону. Каждый ребенок особенный.
Одним из способов решения проблемы обучения детей с интеллектуальными нарушениями являются коррекционно-развивающие технологии.
На практике мной применяются два вида КРТ: арт-педагогика и мастр -класс.
Они помогают сглаживать косвенные факторы, влияющие на психику ребенка, создают положительный эмоциональный климат на занятии.
КТР решают следующие дидактические задачи:
- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
- усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности и др.
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- визуализировать учебную информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
Применение арт – педагогики дает материал для диагностических заключений. Рабочая атмосфера позволяет повысить самооценку и уровень притязаний.
Групповые формы работы арт-терапии способствуют коррекции межличностных отношений. У учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
Арт-педагогика включает в себя разные направления в коррекционном обучении: сказкотерапия, пескотерапия, музыкотерапия и т.д. Это дает возможность в полной мере увлечь ребенка, дать возможность работать воображению, оказать помощь в расслаблении психомоторных функций, корректировать недостатки мелкой моторики. Таким образом, арт-терапевтическая технология в социальной работе с детьми позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи:
1. Воспитательные. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
2. Коррекционные. Помогают повысить самооценку, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
3. Психотерапевтические. Эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. 4. Диагностические. Возможность понаблюдать за ребенком в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
5. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
В целом благодаря арт-педагогике происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.
Одной из ярких и эффективных форм работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушениями являются мастер-классы. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом
Этапы организации мастер-классов :
I этап – пропедевтический. Воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом. Обсуждают, предлагают свои формы работы, подбирают и готовят материал.
II этап – освоение способов работы с материалом (в том числе с использованием инструментов), изготовление образца. Освоение речевого материала (словесное введение, чёткие инструкции учащимся и др.).
III этап – этап проведения открытого мероприятия
IV этап – подведение итогов мероприятия.
Все эти приемы не новы, многие великие ученые еще в прошлых столетиях отмечали великую силу искусства в воспитании и обучении детей.
Коррекционно-развивающие технологии более полезными будут при применении их в дошкольном возрасте и на этапе начальной школы. Ребенок не перешедший в стадию подростка на занятиях с применением арт-педагогики легко идет на контакт и получает высокие результаты, как личностные, так и предметные.
Вывод: общество еще не готово принять детей с интеллектуальными нарушениями, но педагоги уже приняли этих детей, а значит полным ходом идет процесс обучения и воспитания. Я, как учитель, работающий с детьми с интеллектуальными нарушениями более пяти лет открываю каждого ребенка с разных сторон. Без создания индивидуальных условий для обучения ребенка не возможет прогресс в его развитии. Коррекционно-развивающие технологии как нельзя лучше подходят особенным образовательным потребностям этой категории детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".
Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются: низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...
Проектная деятельность как форма обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
задачи, содержание и типы проектов...
«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».Доклад на региональной конференции.2017-2018 уч.год.
В работе представлены формы и методы интеграции при обучении письму ребёнка с интеллектуальным нарушениями....
Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год
Каждый учитель, работая с такими детьми, сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...
ПРОГРАММА школьного семинара учителей-предметников «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»
17 апреля 2020 года прошел семинар учителей предметников по теме «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями". В прграм...
Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".
В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...
Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями...