Рабочая программа исторического кружка «КЛИО» МБОУ СОШ №4
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Третьякова Ирина Николаевна

 

 

Работа исторического кружка рассматривается не только как процесс овладения дополнительной суммой знаний, но и как процесс овладения компетенциями. Занятия в кружке дают возможность учащимся сравнивать мысли и дела предков со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, сопоставлять, осмысливать и, в конечном счёте - сознательно научно моделировать исторический процесс. Это способствует выполнению задачи - создание условий для самореализации личности,поставленной  в Законе российской федерации “Об образовании” и других законодательных актах. Моя авторская рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Рабочая программа кружка «Юный историк. «КЛИО» рассчитана на 68 часов (2часа в неделю).

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabocha_programma_dlya_istoricheskogo_kruzhka.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа исторического кружка «КЛИО» МБОУ СОШ №4

г. Аксай.  Разработана учителем истории высшей категории

                                                  Третьяковой И.Н.

                                           Пояснительная  записка.                                                                                                                                                            Основные задачи модернизации российского образования предполагают приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главной целью современного образования является развитие ребёнка как компетентной  личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности. С этих позиций работа исторического кружка рассматривается не только как процесс овладения дополнительной суммой знаний, но и как процесс овладения компетенциями. Занятия в кружке дают возможность учащимся сравнивать мысли и дела предков со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, сопоставлять, осмысливать и, в конечном счёте - сознательно научно моделировать исторический процесс. Это способствует выполнению задачи - создание условий для самореализации личности,поставленной  в Законе российской федерации “Об образовании” и других законодательных актах. Моя авторская рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Рабочая программа кружка «Юный историк. «КЛИО» рассчитана на 68 часов (2часа в неделю).

Цели работы:

  1. создание условий для выполнения основных требований к уровню образования: формировать компетентностные качества с опорой на общеучебные навыки;
  2. Воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания.

Задачами занятий кружка являются:

-углубление знаний об историческом пути России в единстве общего, особенного и  единичного;

-увеличение суммы фактологических знаний с целью воссоздания целостной картины исторического  процесса;

-овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

-увеличение способов деятельности: учебно-познавательной; информационно-коммуникативной; рефлексивной;

-освоение базовых компетенций: информационной,познавательной, коммуникативной, рефлексивной.

Углубление ценностных представлений об истории будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся (подготовка презентаций, докладов, сообщений, разработка и реализация проектов, рефератов), которые должны закрепить умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач.

Содержание рабочей программы на 2011 – 2012 учебный год охватывает период в развитии истории государства с древнейших времён до конца XIXвека.

Содержание программы.

Введение(1ч)

Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Тема 1.Восточные славяне. (2ч.)

Происхождение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни. Историография темы.

Тема 2. Русь в IX-первой половине XIIвека (10ч.).

Формирование Древнерусского государства: предпосылки, причины образования. Норманнский вопрос в исторической литературе. Современные теории происхождения Древнерусского государства.

Роль первых русских князей в процессе становления Древнерусского государства. Н.М.Карамзин о первых древнерусских князьях.

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав - исторические портреты.   Владимир. Крещение Руси. Причины принятия христианства. Значение принятия христианства.

Ярослав Мудрый -  исторический портрет.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Политический строй. Социальная структура. Русская правда. Внутренняя политика. Роль вечевой организации. Формирование новых принципов внешней политики при Ярославе Мудром. Н.М. Карамзин о Ярославе Мудром.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

Междукняжеские усобицы. Князь Владимир Мономах, его «Устав».

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры, её христианские основы. Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Тема 3. Русь во второй половине XII-XIIIв.(10ч).

Раздробление  Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Н.М. Карамзин, И.Н. Костомаров о периоде феодальной раздробленности Русского государства. Освещение темы в современной исторической литературе.

Крупнейшие политические центры Руси: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества. Демократия и общественный порядок в Великом Новгороде.

Монгольское нашествие на Русь. Своеобразие исторического развития и образа жизни кочевых народов Центральной Азии. Чингисхан. Батыево нашествие. Причины поражения Русских княжеств. Н.М. Карамзин о монгольских завоеваниях. Освещение вопроса в современной исторической литературе.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Князь Александр Невский – исторический портрет. Значение победы над шведами и крестоносцами. Причины победы. Историография темы.

Русь и Орда.Формы политической зависимости русских земель. Последствия  ордынского владычества. Освещение вопроса Н.И.Костомаровым и  Н.М. Карамзиным. Освещение вопроса в современной исторической литературе.

Общерусское культурное единство. Местные стилевые особенности. Идея единства Русской земли в произведениях культуры.

Тема 4. Образование единого Русского государства.(9 ч). Причины и предпосылки  объединения  русских земель. Причины возвышения Москвы. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Иван Калита, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской – исторические портреты.Роль личности в  истории.

Создание единого Русского государства. Иван III, Василий III.Их роль в завершении политического объединения русских земель и создании единого Русского государства. Освещение вопроса Н.М. Карамзиным. Историография тема.

Объективные и субъективные причины зарождения феодально-крепостнической системы. Историография вопроса.

Церковь и государство. Теория «Москва-Третий Рим». Освещение вопроса в исторической литературе.

Москва-центр складывающейся культуры великорусской народности.

Социальная стратификация в XIV-нач.XVIвека.

Тема5. Московское государство в XVI веке.(6ч). Иван IV-первый царь Русского государства. Исторический портрет Ивана Грозного. Опричнина: сущность, цели, итоги. Н.М. Карамзин об Иване Грозном и его политике. Оценки опричной политики в современной исторической литературе.

Тема6.Россия на рубеже XVII-XVIII веков.(6ч). Борис Годунов-человек и политик.

Смута: причины и суть. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, И.И. Болотников, К. Минин, Д. Пожарский – исторические портреты. Роль Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в освобождении Москвы от интервентов. Начало династии Романовых. Освещение темы Н.М. Карамзиным. Историография темы.

Тема7. Россия в XVIIвеке.(6ч.) Первые Романовы: усиление самодержавия.

Соборное уложение1649 года. Окончательное закрепощение крестьян. Социальная стратификация в XVIIвеке.

Власть и церковь. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Исторические портреты. Причины и последствия церковного раскола. Историография темы.

Тема 8.Россия в XVIII веке.(8ч.) Личность ПетраI. Цена и последствия реформ. Оценка его преобразований  в исторической литературе. Изменения в культуре  и повседневной жизни

Дворцовые перевороты: причины сущность,  последствия. Историография темы.

Екатерина II.Просвещённый абсолютизм. Плюсы и минусы правления. Историография темы.

Павел I: человек и политик. Освещение личности Павла 1 в исторической литературе.

Тема 9.Россия в XIX веке.(8ч.) Александр I: попытки проведения реформ и итоги правления. Оценки личности Александра I в исторической литературе.

НиколайI.Кризис феодально-крепостнической системыОценки личности и деятельности Николая 1 в исторической литературе.

Александр II-освободитель.  Отмена крепостного права: достижения и нерешённые проблемы. Освещение вопроса в исторической литературе.

АлександрIII: плюсы и минусы правления. Оценки деятельности

Александра IIIв исторической литературе.

Итоги работы кружка(2ч).

Календарно тематическое планирование работы исторического кружка «Клио».

№п/п

Название темы

Кол-во

Часов.

Виды деятельности

Дата проведения

1.

Исторические источники о прошлом нашей Родины

1

Анализ текстов

Тема 1.Восточные славяне.

2

2.

Происхождение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни.

1

Работа с картой. Анализ текстов.

3.

Историография темы.

1

Работа с источниками.

Тема 2. Русь в IX-первой половине XIIвека

10

4.

Формирование Древнерусского государства: предпосылки, причины образования.

1

Анализ текстовой информации.

5.

Норманнский вопрос в исторической литературе. Современные теории происхождения Древнерусского государства.

1

Анализ текстов.

6.

Роль первых русских князей в процессе становления Древнерусского государства. Н.М.Карамзин о первых древнерусских князьях

1

Подготовка презентаций.

Работа с источниками.

7.

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав - исторические портреты.   Владимир.

1.

Представление презентаций.

8.

Крещение Руси. Причины принятия христианства. Значение принятия христианства.

1

Работа с источниками.

9.

Ярослав Мудрый -  исторический портрет.

1

Подготовка презентаций.

10.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Работа с текстовой информацией.

11.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

1

Работа с текстами.

12.

Междукняжеские усобицы. Князь Владимир Мономах, его «Устав».

1

Работа с источниками.

13.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры, её христианские основы. Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

1

Представление презентаций.

Тема 3. Русь во второй половине XII-XIIIв

10

14.

Раздробление  Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства

1

Работа с картой и текстовой информацией.

15.

Н.М. Карамзин, И.Н. Костомаров о периоде феодальной раздробленности Русского государства. Освещение темы в современной исторической литературе.

1

Работа с источниками.

16.

Крупнейшие политические центры Руси: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества. Демократия и общественный порядок в Великом Новгороде.

1

Работа с картой.

Работа с текстовой информацией.

17.

Монгольское нашествие на Русь. Своеобразие исторического развития и образа жизни кочевых народов Центральной Азии. Чингисхан. Батыево нашествие. Причины поражения Русских княжеств.

1

Работа с текстами, подготовка сообщений.

18.

Н.М. Карамзин о монгольских завоеваниях. Освещение вопроса в современной исторической литературе.

1

Работа с текстами.

19.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Князь Александр Невский – исторический портрет. Значение победы над шведами и крестоносцами. Причины победы. Историография темы.

1

Работа с историческими источниками.

20.

Русь и Орда. Формы политической зависимости русских земель. Последствия  ордынского владычества. Освещение вопроса Н.И.Костомаровым и  Н.М. Карамзиным. Освещение вопроса в современной исторической литературе

1

Работа с историческими источниками.

21.

Общерусское культурное единство. Местные стилевые особенности. Идея единства Русской земли в произведениях культуры.

1

Сбор материала для презентаций.

22-23.

Практическая работа.

2

Подготовка и представление презентаций.

Тема 4. Образование единого Русского государства

9

24.

Причины и предпосылки  объединения  русских земель. Причины возвышения Москвы. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Иван Калита, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской – исторические портреты.Роль личности в  истории.

1

Работа с текстовой информацией.

25.

Создание единого Русского государства. Иван III, Василий III.Их роль в завершении политического объединения русских земель и создании единого Русского государства. Освещение вопроса Н.М. Карамзиным. Историография тема.

1

Обсуждение дискуссионных вопросов.

26.

Объективные и субъективные причины зарождения феодально-крепостнической системы. Историография вопроса.

1

Анализ текстов.

Работа с Интернет-ресурсами.

27.

Церковь и государство. Теория «Москва-Третий Рим». Освещение вопроса в исторической литературе.

1

Работа с текстовой информацией.

28.

Церковь и государство. Теория «Москва-Третий Рим».

1

Представление презентаций.

29.

Москва-центр складывающейся культуры великорусской народности.

Социальная стратификация в XIV-нач.XVIвека.

1

Представление презентаций.

30-32

Практические занятия.

3

Подготовка работы для участия в Сретенских чтениях. Работа над проектом «Помню, горжусь!»

Тема5. Московское государство в XVI веке

6

33

Иван IV-первый царь Русского государства. Исторический портрет Ивана Грозного

1

Работа с текстами.

34

Опричнина: сущность, цели, итоги.

1

Работа с текстовой информацией.

35

Н.М. Карамзин об Иване Грозном и его политике. Оценки опричной политики в современной исторической литературе.

1

Анализ текстов.

36-38

Практическая работа.

3

Работа с Интернет-ресурсами. Сбор материала для презентаций.

Тема6.Россия на рубеже XVII-XVIII веков

6

39.

Борис Годунов-человек и политик.

1

Представление презентаций.

40

Смута: причины и суть. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, И.И. Болотников, К. Минин, Д. Пожарский – исторические портреты.

1

Подготовка докладов и презентаций.

41

Роль Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в освобождении Москвы от интервентов. Начало династии Романовых. Освещение темы Н.М. Карамзиным. Историография темы.

1

Представление докладов и презентаций.

42-44

Практические занятия

3

Подготовка работ для участия в научно-практической конференции «Мир и Мы!»

Тема7. Россия в XVIIвеке

6

45

Первые Романовы: усиление самодержавия.

Соборное уложение1649 года. Окончательное закрепощение крестьян. Социальная стратификация в XVIIвеке.

1

Работа с историческими источниками.

46

Власть и церковь. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Исторические портреты.

1

Подготовка презентаций.

47

 Причины и последствия церковного раскола. Историография темы.

1

Работа с текстами.

48-50

Практические занятия.

3

Подготовка представления проекта «Помню, горжусь!» на научно-практической конференции в ДГТУ.

Тема 8.Россия в XVIII веке

8

51-52

Личность ПетраI. Цена и последствия реформ. Оценка его преобразований  в исторической литературе.

2

Работа с текстовой информацией.

Обсуждение дискуссионных вопросов.

53-54

Изменения в культуре  и повседневной жизни

2

Представление презентаций.

55-56

Дворцовые перевороты: причины сущность,  последствия. Историография темы.

2

Работа с текстовой информацией.

Обсуждение дискуссионных вопросов.

57-58

Павел I: человек и политик. Освещение личности Павла Iв исторической литературе.

2

Представление презентаций. Работа с текстами.

Тема 9.Россия в XIX веке

8

59-60

Александр I: попытки проведения реформ и итоги правления. Оценки личности Александра I в исторической литературе

2

Работа с текстовой информацией.

Обсуждение дискуссионных вопросов.

61-62

НиколайI.Кризис феодально-крепостнической системы. Оценки личности и деятельности Николая 1 в исторической литературе.

2

Анализ текстов.

Обсуждение дискуссионных вопросов.

63-64

Александр II-освободитель.  Отмена крепостного права: достижения и нерешённые проблемы. Освещение вопроса в исторической литературе.

2

Работа с текстовой информацией.

65-66

АлександрIII: плюсы и минусы правления. Оценки деятельности

Александра IIIв исторической литературе.

2

Работа с текстовой информацией.

67-68.

Итоги работы кружка.

2

        

                     Материально-техническое обеспечение.

 Литература и сайты:

1.Карамзин Н.И. История Государства Российского. М., «Эксмо», 2004.

2.КостомаровН.И. Русская История в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., «Эксмо», 2005.

3.Торопцев А.П. История Московской земли (с древности до наших дней). М., «Эксмо», 2007.

4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II.М., «Мысль», 1994.

5. Данилов А.А.. Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XIXвека. М. Просвещение, 2010.

6.История России: учебный словарь – справочник, под общей редакции Блохина В.Ф.. – Брянск: «Курсив», 1996.

7.«История и обществознание для школьников». Научно - практический журнал. Учредитель ООО «Школьная Пресса». Издается с 2002 г. Периодичность – 4 номера в год.

8.«История». Научно-методическая газета для учителей истории и обществознания. Издательский дом «Первое сентября». Выходит 2 раза в месяц.

9.   «Отечество». Издательство ТиО. Периодичность 1 раз в месяц.

10.Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: Прак. Пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Тимофеев А.С. История в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2009.

12. http://www.history.standart.edu.ru – Предметный сайт издательства «Просвещение».

13. 100 великих авантюристов/автор-составитель И.А. Муромов. М.: Вече, 1999.

  1. великих битв. М.: Вече, 1998

15.100 великих полководцев. М.: Вече, 1998

                 Технические средства обучения

1 Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                  Цифровые образовательные ресурсы

1.Компьютерные презентации.

4.Энциклопедия Истории России. 862-1917гг. Мультимедийное пособие.

5.Карамзин Н.М., Соловьёв С.М., История Государства Российского в 5-ти томах. Мультимедийный вариант, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная рабочая программа «Историческая реконструкция русского военного костюма»

Рабочая программа "Историческая реконструкция русского военного костюма"...

Рабочая программа исторического кружка: «Боевой и трудовой путь нашей страны и малой родины».

Данная программа реализована в МОУ "Бурашевская СОШ", где есть свой школьный музей. Программа включает темы, востребованные в рамках военно-патриотического воспитания....

Рабочая программа Историческое краеведение 8 - 9 классы

Пояснительная записка, содержание, цели и задачи, тематическое планирование....

Рабочая программа исторического кружка (краеведение)

laquo;Любовь к родному краю, знание его истории – основа,на которой только и может осуществлятьсярост духовной культуры всего общества»...

Рабочая программа «Историческое краеведение» 5 класс

Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание гра...

рабочая программа историческое исследование в школе

рабочая программа историческое исследование в школе...