Дополнительная образовательная рабочая программа «Историческая реконструкция русского военного костюма»
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Историческая реконструкция русского военного костюма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svu-plan_2013g.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ»
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАСОВАНО Руководитель дисциплин дополнительного образования ____________ Т.А. Бухтуева « » сентября 2013г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель Начальника училища по учебной работе ______________ И.А. Еремина « » сентября 2013г. |
Дополнительная образовательная рабочая программа
«Историческая реконструкция русского военного костюма»
Трухин Николай Анатольевич,
педагог дополнительного образования.
Возраст обучаемых: 5-10 классы
Срок обучения: 1 год
г. Москва 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«История создания военного мундира и амуниции есть яркое подтверждение пути развития материальных и духовных сил общества, к коему отнесены могут быть вышеупомянутые предметы»
Н.И.Костомаров
На протяжении нескольких десятилетий в мире активно развивается движение исторической реконструкции. Оно охватывает энтузиастов этого вида творчества всех возрастов и профессий, людей, увлекающихся историей самых разных стран, эпох и отдельных ярких событий прошлого. Одним из наиболее массовых и зрелищных направлений этого движения является предметная реконструкция конца 18 – начала 19 веков – эпохи Наполеоновских войн. Это движение организовано в Международную военно-историческую ассоциацию, девиз которой – «Дорогами прошлых войн - к миру» - отражает идеологию движения. С конца 80-х годов прошлого века и в нашей стране появились клубы и объединения исторической реконструкции, занимающиеся изучением и воссозданием быта, костюма и традиционных технологий времен от Отечественной войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941-45 годов, ярчайших событий нашего прошлого.
Вот уже 20 лет руковожу подобным объединением под названием «Детско-юношеский военно-исторический клуб «Мушкетер». В нем занимаются ребята 11-18 лет (мальчики и девочки) которым интересна необычная тематика направления, которым интересны вопросы истории и практической реконструкции. Здесь ребята вплотную соприкасаются с настоящей историей. Они учатся разбираться в фактах, проводить анализ тех или иных исторических событий, начинают заниматься исследовательской работой и на практике применяют полученные знания. В своей деятельности участники ВИК»Мушкетер» успешно решают вопросы реконструкции русского военного костюма, предметов снаряжения и быта армии. Особенностью их работы является стремление к наиболее точному соответствию воссоздаваемых образцов подлинным предметам эпохи, как по внешнему виду, так и по применяемым материалам. Для этого используются документальные описания и сохранившиеся оригиналы, имеющиеся а различных музеях. Но изготовление определенных предметов не самоцель, а необходимое условие для дальнейшей реконструкции быта давно прошедших времен, изучения всех сторон жизни человека минувшей эпохи. Иными словами, ребята производят реконструкцию определенного исторического пласта, делают «срез» эпохи.
Кульминационными моментами деятельности каждого участника детского объединения исторической реконструкции является проведение военно-исторических фестивалей, в ходе которых воссоздаются эпизоды походной жизни и различных батальных сцен. Годовщины таких сражений, как при Бородине, Малоярославце, Валутиной горе, реке Березине, оборона Москвы собирают сотни участников движения исторической реконструкции и десятки тысяч зрителей. Конечно, особенно интересны такие фестивали для детей. И в этой связи возможность не только увидеть со стороны, но и принять самое непосредственное участие в проведении такого мероприятия, быть наравне с взрослыми его участниками, является мощным стимулом для занятий в объединении исторической реконструкции. Эту возможность они получат в результате своих трудовых и творческих усилий, способствующих самореализации и самооценки подростка. Ребята, окунаясь в атмосферу постоянного творческого поиска, учатся правильно вести дискуссию, грамотно отстаивать собственное мнение и аргументировано критиковать оппонента. Это, в свою очередь, требует сдерживания своих эмоций и проявления терпения, что в итоге ведет к дисциплинированности подростков, их критического отношения к себе.
Цель программы – воспитание патриота и гражданина, исторически и технически эрудированной личности, обладающей навыками самостоятельного мышления и практического воплощения своих идей.
Задачи программы:
- освоение знаний по истории русского военного костюма и наград, снаряжения и амуниции воинов различных родов оружия, быта и этикета Русской армии и флота;
- получение практических навыков исторической реконструкции русского военного костюма;
- получение подростками морально-нравственных и этических норм поведения в воинском коллективе.
В ходе реализации программы ребята знакомятся с приемами и методами сбора сведений необходимых для полной и достоверной реконструкции.Получают углубленные и специфические познания по широкому спектру вопросов существования и функционирования Русской армии и флота. Знакомятся с новыми полководцами и героями прошедших войн.
Срок реализации программы – 1 год. Количество часов – 108, из расчета 3 часа в неделю.
Программа рассчитана на учащихся 5-10 классов.
Формы реализации программы: групповые и индивидуальные занятия (теоретические и практические) – раскрой мундира и его шитье, вышивка шевронов и нашивок. Беседы, участие в конкурсах и фестивалях исторической реконструкции, участие в походах по полям сражений Русской армии.
Ожидаемые результаты освоения программы
Знания:
- Основных этапов эволюции Русского военного костюма; Исторических факторов влияющих на изменение военной моды; Особенностей построения( раскройки) военного костюма.
Умения:
- Проводить поиск исторической информации о Русском военном костюме в различных источниках; Различать в исторической информации факты и явления по изменению моды Русского военного костюма; Участвовать в дискуссиях по униформологии и геральдике Русской армии и флота, убедительно и основательно доказывать свою точку зрения; Представлять результаты изучения исторического материала по униформологии и геральдике в практической реконструкции Русского военного костюма.
Формы подведения итогов:
- Участвовать в военно-исторических конкурсах, смотрах и фестивалях по исторической реконструкции Русского военного костюма.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По курсу «Историческая реконструкция русского военного костюма
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 3 | |
Русский мундир от А.Невского до Дм.Донского | 2 | 1 | 3 | |
Русский мундир эпохи Петра Великого | 2 | 1 | 3 | |
Русский мундир эпохи Екатерины Великой | ||||
Занятие 1 Мундир пехоты | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 2 Мундир кавалерии | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 3 Мундиры артиллерии и пионеров | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 4 Мундир музыкантов | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 5 Мундир кадетов | 2 | 1 | 3 | |
Русский мундир эпохи Александра Первого | ||||
Занятие 1 Мундир пехоты | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 2 Мундир кавалерии | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 3 Мундиры артиллерии и пионеров | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 4 Мундир музыкантов | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 5 Мундир кадетов | 2 | 1 | 3 | |
Русский мундир эпохи Николя Первого и Александра Второго | 2 | 1 | 3 | |
Русский мундир эпохи Александра Третьего и Николая Второго | 2 | 1 | 3 | |
Кадетский мундир от Петра Великого до Николая Второго | 2 | 1 | 3 | |
Кадетский мундир от Петра Великого до Николая Второго | 2 | 1 | 3 | |
Кадетский мундир от Петра Великого до Николая Второго | 2 | 1 | 3 | |
Кадетский мундир от Петра Великого до Николая Второго | 2 | 1 | 3 | |
Мундиры РККА и РККФ (1918-1941) | 2 | 1 | 3 | |
Униформа РККА и РККФ периода ВОВ 1941-45гг | ||||
Занятие 1Униформа пехоты | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 2 Униформа кавалерии | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 3 Униформа БТ и МВ | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 4 Униформа авиации | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 5 Униформа ВМФ | 2 | 1 | 3 | |
Униформа суворовцев и нахимовцев от 1943 г. до н/д | ||||
Занятие 1 Униформа 1943-1970 гг | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 2 Униформа 1970 до н/д | 2 | 1 | 3 | |
Униформа СА и ВМФ 1945-1992 гг | ||||
Занятие 1 Униформа 1945-1955 гг | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 2 Униформа 1955-1957 гг | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 3 Униформа 1957-1970 гг | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 4 Униформа 1970-1992 гг | 2 | 1 | 3 | |
Униформа РА от 1992 до н/д | ||||
Занятие 1 Униформа 1992- н/д | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 2 Знаки воинской доблести от 1992 до н/д | 2 | 1 | 3 | |
Знаки воинской доблести России, СССР и РФ | ||||
Занятие 1 Знаки ВД от Петра Первого до Александра Третьего | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 2 Знаки ВД на эпоху Николая Второго | 2 | 1 | 3 | |
Занятие 3 Знаки ВД периода ВОВ 1941-45 гг | 2 | 1 | 3 | |
Итого: | 72 | 36 | 108 |
Всего 36 занятий по 3 часа в неделю.
Основное содержание:
Занятие 1. Вводное занятие. Мундир как историческое явление. Закономерности мундира. Тактические, дисциплинарные и моральные аспекты мундира.
Занятие 2. Долгий век кольчуги. Чешуйчатый доспех. Пластинчатый доспех. Тегиляи. Стрелецкий кафтан.
Занятие 3. Дело было под Полтавой. Кафтан, камзол и епанча. Амуниция и снаряжение в царствование Петра Великого.
Занятие 4-8. От Северной( 1700-1721) войны до войны Семилетней(1756-1763).Первая форменная одежда А.В.Суворова(с 1748).Особенности кадетских мундиров. Генеральские мундиры А.В.Суворова.
Занятие 9-13. Последний генеральский мундир А.В.Суворова. Недаром помнит вся Россия… 1812год.Цветные погоны и шифровки. Перемены в униформе: от длинного кафтана к короткой двубортной куртке. Французская мода в военном костюме. Наполеоновские войны. Русская армия в Париже.
Занятие 14. Однобортный мундир. Новые перемены в униформе. Турецкая война 1853-56гг.Новая мода на цвет мундира, темно-зеленый почти черный. Галунные нашивки на погонах нижних чинов и кадетов(1843).Новая каска с трубкой и суконная фуражка. Звездочки на офицерских эполетах(1827). Новведения Александра Второго. Длиннополый двубортный кафтан. Шинель с отложным воротником.
Занятие 15.Вместе с братьями-славянами против турецкого ига. Упрощение и удешевление мундиров солдат и офицеров. Мундиры героев Плевны. Генерал Д.Скобелев и его войска. «Русификация» мундира в царствование Александра Третьего. Полукафтаны, кушаки, барашковые шапки и шаровары. В преддверии Первой Мировой войны. Русско-японская война. Полевое защитное обмундирование(1907г.).Ткань цвета «шанжан» для офицеров, зеленовато-серая для нижних чинов. Возвращение в Армию гусар, улан и драгун. Парадные мундиры нового образца(1908г.)
Занятие 16-19.Иллюстрация развития кадетского мундира 34-х кадетских корпусов России. Форменное платье кадет разных возрастов. Кадетские знаки отличия. Шифровки на погонах. Особо о 1-ом кадетском корпусе.
Занятие 20. Новая униформа Советской России. Печатный труд О.В.Харитонова «Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Советской Армии(1918-1958 ГГ.).
Занятие 21-25. Униформа РККА и РККФ на 22 июня 1941г.Новая униформа образца 1943г. по родам оружия. Размещение орденов, медалей и знаков воинской доблести на форменной одежде участников Парада Победы 24 июня 1945г. в г.Москве.
Занятие 26-27.Суворовцы на Параде Победы 24 июня 1945г. в г.Москве. Униформа суворовцев: повседневная и парадная. Обличие нахимовцев.
Занятие 28-31. Армия и Флот СССР. Особенности реформ: 1945-55гг., 1955-1957гг., 1957-1970гг., 1970-1992гг.
Занятие 32-33.Униформа армии и флота Российской Федерации. «Грачевская» униформа. Принятие латиноамериканской моды. Новый цвет армии-«олива».Новая волна нагрудных знаков в армии во флоте.
Занятие34-36. Видимые знаки почестей воинам армии и флота от первых медалей и орденов до наших дней. Знаки воинской доблести по итогам войн, которые вела Россия, СССР и РФ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Литература для самостоятельного изучения:
- Брагин М.Г. «В грозную пору.1812 год» М., 2001
- Васильева Т.И. «Наша победа» М., 2002.
- Воробьев А.Ю. «Кадетские корпуса в России в 1732-1917гг.» М., 2003
Список используемой литературы:
- Балязин В.Н. «Русская держава. Символы и награды» М., 2010.
- Бегунова А.И. «От кольчуги до мундира» М., 1993.
- Бегунова А.И. «Ратная слава Российской империи» М., 2009
- Беловинский Л.В. «С русским воином через века» М., 1993.
- Бескровный Л.Г. «Хрестоматия по русской военной истории» М., 1947
- Бородулин А.Л. «Армия Петра Первого» М., 1994
- Веселова А.И. «Военная музыка России» СПБ., 2006
- Висковатов А.В. «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» т.1- т.8 , М., 2011.
- Волков С.В. «Русский офицерский корпус» М., 1993.
- Всеволодов И.В. «Беседы о фалеристике» М., 1990
- Галушко Ю.А. «Школа российского офицерства» М., 1993
- Голыженков И.С. «Европейский солдат за 300 лет.1618-1918» М., 2002
- Доманк А.С. «Знаки воинской доблести» М., 1990
- Дуров В.А. «Награды эпохи Отечественной войны 1812 года» М., 1993
- Дуров В.А. «Русские и советские боевые награды» М., 1990
- Заворотная Л.А. «Медали на события эпохи Петра Первого из коллекции А.А.Стаховича» М., 1988
- Звегинцов В.В. «Знамена и штандарты Русской армии» М., 2008.
- Керсновский А.А. «История Русской армии» т.1-т.4, М., 1993
- Клочков Д.А. «Гвардейская пехота.Нижние чины» М., 2011
- Клочков Д.А. «Гвардейская пехота.Офицеры и генералы» М., 2012
- Колесников Г.А. «Ордена и медали СССР», М., 1978
- Леонов О.Г. «Русский военный костюм. Эпоха Екатерины Второй» М., 2010
- Летин С.А. «Русский военный костюм от Петра Первого до Петра Третьего» М., 2008
- Охлябинин С. Д. «Честь мундира» М., 1994
- Пашков Б.Г. «Русь,Россия,Российская империя» М., 1997
- Потрашков С.В. «Боевые награды СССР и Германии второй мировой войны» Харьков, 2012
- Приказ Министра Обороны СССР №250-1973г. М., 1974
- Приказ Министра Обороны СССР №250-1988г. М., 1989
- Симонов А.А. «Императорские ордена России» М., 1996
- Смыслов О.С. «История советских наград» М., 2007
- Соболева Н.А. «Символы России» М., 1993.
- Степанов А.Б. «Нарукавные знаки РККА.1918-1924», М., 2011
- Халин К.Е. «Ордена и медали России» М., 2007
- Харитонов О.В. «Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Советской армии (1918-1958 гг.)» Ленинград, 1960
- Харитонов О.В. «Русская армия 1917-1920» СПБ., 1991
- Шалито А.И. «Красная Армия. Униформа, оружие, снаряжение, знаки отличия и различия» , М., 2010
- Шенк В.К. «Таблицы форм обмундирования Русской Армии» СПБ., 1910
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"
Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма, характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...
Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма
Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....
Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"
Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Образовательная программа дополнительного образования. Рабочая программа по ГТО
создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья и подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)...