Урок по теме "Реформы Петра I"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_7klass.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
История России 7класс
Тема: «Реформы Петра I»
Цели урока:
- Обучающие: Охарактеризовать модернизацию государственной системы России.
Предпосылки и значение преобразований.
- Развивающие: Продолжать формирование умения сравнивать новое государственное устройство с допетровским и с государственными системами стран Западной Европы. Развивать умения работать с текстом учебника, с документом.
Развивать интерес к истории
- Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому,
Формированию гуманистической и гражданской позиции
Основные понятия: абсолютизм, коллегия, генерал-прокурор, губерния, Синод, аристократия.
Оборудование: учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России конец XVI – XVIIIв.», презентация к уроку.
Проверка домашнего задания:
- Назовите причины Северной войны.
- Расскажите о начале войны. Какие уроки извлек Петр?
- Пользуясь картой, назовите основные сражения Северной войны.
- Каково значение Северной войны для России?
Новый материал. План:
- Реорганизация армии
- Реформа центрального управления
- Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
- Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
- Церковная реформа
- Значение преобразований.
1. Реорганизация армии.
-Вспомните, чем можно объяснить успехи России в Северной войне?
Реорганизация армии, создание постоянной армии, сформированной на основе рекрутской повинности и военно-морского флота. Создание военной экономики. Открытие военных учебных заведений. Т. е. проведение военной реформы.
Петром I было проведено реформирование государственного управления страной, произошло изменение государственной власти по западному образцу, оформилась абсолютная монархия.
Что такое абсолютизм? Определение стр.122.
Какие изменения государственной власти говорят о складывании абсолютной монархии в России?
Схема управления России в первой четверти XVIII в. Какие произошли изменения?
2.Реформа центрального управления.
Еще до начала Северной войны в 1699 году Петр заменил Боярскую думу Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
В 1711году, отправляясь в Прутский поход, царь учредил Сенат, получивший название Правительствующий. Высший законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Состоял из 9 человек, назначаемых царем из особо доверенных лиц.
Над Сенатом был установлен контроль: в 1722г. учреждена должность генерал- прокурора. Его главная задача – быть «оком государевым» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору.
Реформа 1718-1720гг громоздкие и неповоротливые приказы были заменены новыми учреждениями – коллегиями. Работа с учебником стр.116.
Коллегии имели четкое разграничение функций и занимались вопросами государственного управления в пределах всей страны. Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники. Обсуждение дел проводилось сообща, «коллегиально».
Особое место в системе гос.учреждений занимали ведомства политического сыска. Сначала Преображенский приказ, а позже Тайная канцелярия, занимались делами о государственных преступлениях и находились в ведении самого императора.
- Реформа территориального деления России и органов власти на местах.
- Вспомните, каким было территориальное деление России и управление на местах в XVIIв ?
Страна делилась на уезды, во главе которых стояли назначаемые царем воеводы, обладавшие военной, административной и судебной властью.
В 1708 г. для усиления местного аппарата власти страна была проведена областная реформа. В чем ее суть посмотрим по учебнику стр. 117.
Петр реформировал местное самоуправление на шведский манер: деление губерний на провинции, которые, в свою очередь, делились на дистрикты, соответствовавшие уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией.
По западноевропейскому образцу была проведена городская реформа. Работа с учебником стр. 117.
- Как вы считаете, кому принадлежала главная роль в городских органах власти?
Новые органы городского самоуправления – магистраты – состояли из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, а он подчинялся Сенату.
- Изменения в положении дворянства. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Работа с документом стр.121.
- В чем смысл документа?
Указ приравнивал поместье к вотчине. Разрешалось передавать земельное владение только одному наследнику, а остальные должны были жить на жалование за службу.
В 1722 году принят Табель о рангах.
Старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Возможность получить дворянский титул за службу, не зависимо от происхождения.
- Церковная реформа.
Превращение церкви в государственное учреждение, полностью подчиненное высшей светской власти. Упразднение патриаршества. Управление делами церкви передано Святейшему Синоду. Деятельность Синода под контролем обер-прокурора – гражданского человека, назначаемого царем. Назначение в Синод осуществлялось царем, а решения им утверждались, т.е. император стал фактически главой Русской православной церкви.
- Значение преобразований.
Работа с учебником стр.120.
- Укрепление безопасности страны
- Реформы поставили Россию в ряд великих держав.
- Стерты различия в положении боярства и дворянства.
- Усовершенствована система местного управления.
- Впервые введены выборные начала в управлении городами.
- Церковь превратилась в государственный орган власти.
- Многочисленное население России осталось бесправным.
Закрепление материала:
- Что такое абсолютизм?
- Какие изменения государственного управления свидетельствовали о складывании абсолютизма?
- Каково значение Табели о рангах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме " Петр I: реформатор или антихрист?!"
Интегрированный урок литературы и истории 7 класс...
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого
В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....
Разработка урока "Создание империи Петра Великого"
Методическая разработка урока по теме "Импери Петра I" для учащихся 7 класса...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....