Урок по истории "Реформы Петра I"
методическая разработка по истории по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Реформы Петра I»
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями в органах власти и управления страной в царствование Петра I и причинами этих изменений, повести к пониманию влияния этих изменений на историческое развитие России.
Задачи:
Образовательная: вспомнить основные мероприятия военных реформ Петра, познакомить с основными реформами в области местного и центрального управления , охарактеризовать церковную реформу, подвести к пониманию значения реформ Петра для развития России, расширение образовательного пространства учащихся.
Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к предмету.
Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных. Текстовых умений и навыков, продолжить формирование понятийного аппарата, умения четко и логично формулировать свои мысли
Тип урока: комбинированный
Класс: 7
Основные понятия: сенат, коллеги, «Табель о рангах», губернии, губернаторы. Бурмистры, магистраты. Синод, рекрут, рекрутский набор, регулярная армия.
Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIII.» , мультимедиа установка.
Ход урока
1 | Организационный | Начало урока. Инструктаж по домашнему заданию. П.15, таблица. термины, схема | 1 мин | |
2 | Проверка домашнего задания | «Исторический диктант» | Взимопроверка | 6 мин. |
3 | Переход к изучению новой темы | Сообщение целей, задач и плана урока | 1 мин | |
4 | Изучение нового материала | 1.Причины начала реформ 2.Военные реформы Петра 2. Реформы управления государством А) центральное управление Б) местное управление 3. Церковная Реформа 4. «Табель о рангах». Указ о единонаследии. | 1. Рассказ учителя, записи в тетрадях. Работа с текстом документа. 2.Актуализация вновь полученных знаний, уточнение и дополнение знаний. Оформление таблицы, заполнение таблицы. 2.А) Рассказ учителя, совместное заполнение таблицы Б) Реформа местного управления Самостоятельная работа с учебником, заполнение реформы 3 Рассказ учителя, заполнение таблицы. 4. Работа с текстом документа | 30 минут |
5 | Физкультминутка | Во время изучения нового материала | 2 мин | |
6 | Итоговый | Итоги реформирования системы управления | Итоги реформирование системы управления государством. | 5 минут |
1. опроса.
«Исторический диктант»
1. 1697-1698 гг. -это даты ___________ (Великого посольства)
2. В «Северный союз» входили ………………………. (Россия, Речь Посполитая, Дания, Саксония.)
3. Северный союз сложился против ………………………. (Швеции )
4. Северная война началась _______ и закончилась_______________.
5. Решающее, главное сражение войны называется _______________.
6. Полтавская битва состоялась в _____________________.
7. в 1703 г ________________
8. Северная война закончилась победой_____________.
9. Солдата петровских времен называли ______________
10.Способ комплектования армии, при котором берут 1 солдата от 20 семей посадского или крестьянского населения __________________________
2. Физкультминутка: мячик кидается, 2 ответа садимся
Самозванец. Гражданская война. Царь. Интервенция, ополчение. Боярская дума, приказы. Земский собор, урочные лета, заповедные лета. Крепостное право, никонианин .раскол, старообрядец, мануфактура. Всероссийский рынок.
3 . Изучение нового материала.
1.Причины начала реформ.
1. Стремление Петра превратить Россию в «Новую Голландию»(сильное, хорошо развитое государство)
2. Необходимость реформ для победы в Северной войне.
2.Реформы Петра.
Реформа | Причины | Содержание. | Значение |
Военная | -техническая отсталость русской армии, -плохое управление войсками | Введение рекрутской повинности Создание военно- морского флота | Усиление военной мощи государства Создание профессиональной армии. |
Реформа центрального управления | Усиление власти царя Создание нового аппарата управления, способного эффективно управлять. | 1711 создание Сената (высший законодательный, исполнительный орган власти), ликвидация Боярской думы генерал - прокурор. 1718 - вместо приказов коллегии - орган центрального управления | Упорядочение управления, централизация власти, коллегиальность управления. |
Реформа местного управления | Трудность управления столь большой территорией. | 1708-1710 Россия разделена на 8(11)губерний 1719 - губернии поделены на 50 провинций - уезды | Улучшение управления. |
Городское управление | Упорядочение сбора налогов | - создание Бурмистерской палаты, Городские магистраты- Главный магистрат | Предоставление большей свободы посадскому населению, увеличение роли городов |
Церковная | Усиление светской власти. Подчинение церкви государству. | Создание Синода, отмена тайны исповеди | Подчинение церкви государству, Лишение церкви финансовой самостоятельности. |
Государственной службы | Необходимость в чиновниках (упрвляющих) | 1722 «Табель о рангах» | Открыт доступ к государственной службе дворянства, усиление их позиций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме " Петр I: реформатор или антихрист?!"
Интегрированный урок литературы и истории 7 класс...
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого
В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178466-1358096402.jpg)
Разработка урока "Создание империи Петра Великого"
Методическая разработка урока по теме "Импери Петра I" для учащихся 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-473476-1409298274.jpg)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-473476-1409298274.jpg)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....