Урок по истории "Реформы Петра I"
методическая разработка по истории по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Реформы Петра I»
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями в органах власти и управления страной в царствование Петра I и причинами этих изменений, повести к пониманию влияния этих изменений на историческое развитие России.
Задачи:
Образовательная: вспомнить основные мероприятия военных реформ Петра, познакомить с основными реформами в области местного и центрального управления , охарактеризовать церковную реформу, подвести к пониманию значения реформ Петра для развития России, расширение образовательного пространства учащихся.
Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к предмету.
Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных. Текстовых умений и навыков, продолжить формирование понятийного аппарата, умения четко и логично формулировать свои мысли
Тип урока: комбинированный
Класс: 7
Основные понятия: сенат, коллеги, «Табель о рангах», губернии, губернаторы. Бурмистры, магистраты. Синод, рекрут, рекрутский набор, регулярная армия.
Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIII.» , мультимедиа установка.
Ход урока
1 | Организационный | Начало урока. Инструктаж по домашнему заданию. П.15, таблица. термины, схема | 1 мин | |
2 | Проверка домашнего задания | «Исторический диктант» | Взимопроверка | 6 мин. |
3 | Переход к изучению новой темы | Сообщение целей, задач и плана урока | 1 мин | |
4 | Изучение нового материала | 1.Причины начала реформ 2.Военные реформы Петра 2. Реформы управления государством А) центральное управление Б) местное управление 3. Церковная Реформа 4. «Табель о рангах». Указ о единонаследии. | 1. Рассказ учителя, записи в тетрадях. Работа с текстом документа. 2.Актуализация вновь полученных знаний, уточнение и дополнение знаний. Оформление таблицы, заполнение таблицы. 2.А) Рассказ учителя, совместное заполнение таблицы Б) Реформа местного управления Самостоятельная работа с учебником, заполнение реформы 3 Рассказ учителя, заполнение таблицы. 4. Работа с текстом документа | 30 минут |
5 | Физкультминутка | Во время изучения нового материала | 2 мин | |
6 | Итоговый | Итоги реформирования системы управления | Итоги реформирование системы управления государством. | 5 минут |
1. опроса.
«Исторический диктант»
1. 1697-1698 гг. -это даты ___________ (Великого посольства)
2. В «Северный союз» входили ………………………. (Россия, Речь Посполитая, Дания, Саксония.)
3. Северный союз сложился против ………………………. (Швеции )
4. Северная война началась _______ и закончилась_______________.
5. Решающее, главное сражение войны называется _______________.
6. Полтавская битва состоялась в _____________________.
7. в 1703 г ________________
8. Северная война закончилась победой_____________.
9. Солдата петровских времен называли ______________
10.Способ комплектования армии, при котором берут 1 солдата от 20 семей посадского или крестьянского населения __________________________
2. Физкультминутка: мячик кидается, 2 ответа садимся
Самозванец. Гражданская война. Царь. Интервенция, ополчение. Боярская дума, приказы. Земский собор, урочные лета, заповедные лета. Крепостное право, никонианин .раскол, старообрядец, мануфактура. Всероссийский рынок.
3 . Изучение нового материала.
1.Причины начала реформ.
1. Стремление Петра превратить Россию в «Новую Голландию»(сильное, хорошо развитое государство)
2. Необходимость реформ для победы в Северной войне.
2.Реформы Петра.
Реформа | Причины | Содержание. | Значение |
Военная | -техническая отсталость русской армии, -плохое управление войсками | Введение рекрутской повинности Создание военно- морского флота | Усиление военной мощи государства Создание профессиональной армии. |
Реформа центрального управления | Усиление власти царя Создание нового аппарата управления, способного эффективно управлять. | 1711 создание Сената (высший законодательный, исполнительный орган власти), ликвидация Боярской думы генерал - прокурор. 1718 - вместо приказов коллегии - орган центрального управления | Упорядочение управления, централизация власти, коллегиальность управления. |
Реформа местного управления | Трудность управления столь большой территорией. | 1708-1710 Россия разделена на 8(11)губерний 1719 - губернии поделены на 50 провинций - уезды | Улучшение управления. |
Городское управление | Упорядочение сбора налогов | - создание Бурмистерской палаты, Городские магистраты- Главный магистрат | Предоставление большей свободы посадскому населению, увеличение роли городов |
Церковная | Усиление светской власти. Подчинение церкви государству. | Создание Синода, отмена тайны исповеди | Подчинение церкви государству, Лишение церкви финансовой самостоятельности. |
Государственной службы | Необходимость в чиновниках (упрвляющих) | 1722 «Табель о рангах» | Открыт доступ к государственной службе дворянства, усиление их позиций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме " Петр I: реформатор или антихрист?!"
Интегрированный урок литературы и истории 7 класс...
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого
В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....
Разработка урока "Создание империи Петра Великого"
Методическая разработка урока по теме "Импери Петра I" для учащихся 7 класса...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....