Аттестационный урок по истории: "Реформы Петра I"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Аттестационная работа
учителя истории
Ульяновской средней
общеобразовательной школы
Лукояновского района
УЛАНОВОЙ
Елены Валерьевны
ПРЕДМЕТ: История России
ТЕМА УРОКА:Реформы Петра I.
ТИП УРОКА:Изучение нового материала
ПРОГРАММА:Данилов А.А., Косулина Л.Г. История Отечества с древности до конца XVIв.
Программы общеобразовательных учреждений: История, Обществознание. 5 – 11 кл. –
М.: Просвещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestacionnaya_rabota_uchitelya_istorii.doc | 148.5 КБ |
dokumenty_-_prilozhenie_k_attestacionnoy_rabote..doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационная работа
учителя истории
Ульяновской средней
общеобразовательной школы
Лукояновского района
УЛАНОВОЙ
Елены Валерьевны
ПРЕДМЕТ: История России
ТЕМА УРОКА: Реформы Петра I.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала
ПРОГРАММА: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История Отечества с древности до конца XVI в.
Программы общеобразовательных учреждений: История, Обществознание. 5 – 11 кл. –
М.: Просвещение.
Психолого-педагогическая
характеристика класса
В 7 «А» классе обучаются 14 человек, из них 9 мальчиков и 5 девочек.
Активный, сплоченный коллектив, в котором преобладает положительная мотивация к обучению.
Исходя из личных наблюдений, консультаций с другими учителями-предметниками, работающими в 7 «А» классе, индивидуальных бесед, результатов проверочных работ по предмету, класс по уровню обучаемости можно разделить на 3 группы.
I группа – высокий уровень обучаемости (5 человек).
Наблюдается любознательность, самостоятельность и оригинальность суждений, высокий интеллектуальный уровень, отмечается стремление к пополнению знаний. Работая с этой группой обучающихся, можно отметить высокий уровень трудоспособности, трудолюбие, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания. Наблюдается успешное овладение программным материалом.
Память характеризуется неплохим объёмом и быстротой запоминания, длительностью сохранения и хорошим восприятием материала. Обладают высокой концентрацией внимания, способны удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, что свидетельствует о наличии послепроизвольного внимания.
Хорошо развита речь, обладают богатым словарным запасом.
II группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости (7 человек)
Преобладает слуховая и зрительная память, в основном преобладает механическое запоминание.
Речь развита хорошо, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя.
Внимание частично-рассеяное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения.
Учебный материал усваивают.
III группа – характеризуется низким уровнем обучаемости (2 человека). Учащиеся рассеяны, часто отвлекаются на посторонние разговоры, несобранны, вопросы учителя застают их врасплох, что говорит о низкой концентрации внимания.
Память преобладает механическая, что затрудняет воспроизведение материала даже через короткое время.
Словесно-логическое мышление развито слабо, не умеют обобщать и анализировать.
Речь развита слабо, словарный запас ограничен, творческое мышление совсем не развито.
Программный материал усваивают медленно.
В целом класс очень активен, обладает заинтересованностью в получении ЗУНов.
Так как класс условно разбит на группы учащихся с разным уровнем обучаемости, на уроках используется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Основной материал рассчитывается на среднюю группу учащихся. Для других групп в зависимости от сложностей в обучении дается дополнительный материал. Для развития внимания и памяти используется больше работ с наглядным материалом, работ на контурных картах.
Урок по теме «Реформы Петра I» является важным компонентом не только в изучении раздела «Россия в первой четверти XVIII века», но и во всем курсе «Истории России».
Тема: Реформы Петра I.
Основная цель: усвоение новых знаний об изменениях в органах государственной власти, о реформах в местном управлении, реформах церковных и государственных, реформах в культуре и быту;
Формирование представлений об окончательном становлении абсолютизма и о сущности абсолютизма.
Задачи:
1)Совершенствование навыка работы с документальными источниками;
2) формирование умений выстраивать причинно-следственные связи событий;
3) развитие внимания, памяти, речи, мышления;
4) воспитывать личностные качества учащихся, патриотические чувства, чувства коллективизма.
Оборудование:
- Учебник - А.А.Данилов История России: конец XVI – XVIII век: учеб для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение;
- Репродукции картин;
- Исторические документы (См в приложении 2);
- Таблицы и материалы для записи в тетрадь (См. в приложении 3).
- Условия и правила проведения игры (См. в приложении 4).
План урока:
1) Организация начала урока. | 0,5 мин. |
2) Сообщение темы, цели и задач урока. | 1 мин. |
3) Воспроизведение опорных ЗУНов. | 6 мин. |
4) Усвоение нового материала и его первичное осознание. | 27 мин. |
5) Закрепление и обобщение полученных знаний. | 8 мин. |
6) Подведение итогов урока. | 1,5 мин. |
7) Информация учащихся о домашнем задании. | 1 мин. |
Ход урока.
Приложение 1.
Исторический диктант.
- Назовите годы Северной войны.
- Какое событие произошло 27 июня 1709 года?
- Какая страна была противницей России в Северной войне, и кто был ее королем?
- Русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение называлась?
- Царевна, сестра Петра I, совершившая попытку военного переворота?
- Какая битва вошла в историю под названием «Мать Полтавской битвы»?
- Швейцарец, сподвижник Петра I, командующий флотом в Азовских походах, адмирал русского флота?
КЛЮЧ:
- 1700 – 1721 гг.
- Полтавская битва.
- Швеция; Карл XII.
- Великое посольство.
- Софья I Петровна.
- Битва при д.Лесной.
- Лефорт Франц Яковлевич.
Приложение 2.
Указ Петра I от 20 декабря 1699 года
… Ныне от рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года.
Указ Петра I от 13 февраля 1719 года о создании музея Кунсткамеры
… Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так и зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего перед несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оное, которых несколько уже и принесено…
Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля.
Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города…
Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года
Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются.
«Генеральный регламент, или Устав»
от 28 февраля 1720 года
Понеже его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных дел… следующие к тому потребные и надлежащие коллегии учредить. А именно: иностранных дел, камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, каммерц, штатс-контор, Берг и мануфактур…
Приложение 3.
Игра «Аукцион».
Цель игры: проверка правильности усвоения новых ЗУНов, устранение пробелов в знаниях, активизация внимания, развитие логического мышления, развитие памяти.
Условия игры: учащиеся должны «купить» баллы, назвав определение понятия или дату, историческую личность с наименьшими «потерями».
Например: «продается» определение Северная война. Учитель говорит: «Кто желает купить определение», само определение не называется, проговариваются лишь характеристики этого события. Высший балл за определение 10 очков. Если учащийся, вызвавшийся назвать определение с первой подсказки, узнает его, то получает 10 баллов, если нет, то каждая подсказка отнимает по одному баллу. Побеждает ученик, набравший максимальное количество баллов.
* сегодня у нас на аукционе продается пять определений.
- (Мануфактура)
- эти предприятия в Европе с 16 века;
- в России они существовали с 17 века;
- именно они подготовили переход к машинному производству.
- при Петре они были трех видов;
- их виды: государственные, помещичьи, купеческие;
- основаны они были на ручном труде;
- обычно на них помимо ручного труда применялось и машинное производство;
- название этого слова произошло от двух латинских слов;
- слова эти манус – рука и фактура – изготовление.
- (Губерния)
- в 1923 году в место них появились края;
- это политико-административные территории при Петре;
- были образованы в 1708 году;
- первоначально их было восемь;
- во главе был генерал;
- делились они на уезды;
- произошло слово от латинского слова правитель – губернатор.
- (Сенат)
- высший государственный орган;
- учрежден Петром;
- подчинялся императору;
- учрежден в 1711 году;
- осуществлял надзор за чиновниками и деятельность государственных учреждений;
- произошло от латинского слова сенекс – старец;
- сейчас так называется верхняя палата парламента в США.
- (Гвардия)
- отборная, привилегированная часть войск;
- впервые появилась в Италии в 12 веке;
- в России учреждена Петром в конце 17 века;
- с ее помощью Петр одержал ряд побед;
- в нее входили несколько полков;
- это военная организация войск;
- пришла на смену стрелецкому войску.
- (Меншиков Александр Данилович)
- сподвижник Петра;
- сын придворного конюха;
- с 1707 года светлейший князь;
- воевал в Северной войне;
- генералиссимус, адмирал;
- взяв крепость Нотебург (Шлиссельбург) был назначен ее комендантом;
- первый губернатор Санкт Петербурга.
Самоанализ урока
Данный урок продолжает изучение раздела «Россия в первой четверти XVIII века». Так как данный материал содержит большой объём новой информации, был выбран такой тип урока как изучение нового материала.
Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных особенностей учащихся. По наполняемости учащимися класс средний, поэтому на уроке использовался дифференцированный подход – работа в творческих группах велась по принципу «сильный помогает слабому», деление класса на творческие группы было осуществлено таким образом, что в них вошли учащиеся разного уровня обучаемости.
Для активизации изучения нового достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, проблемный метод. А также были использованы различные формы работы: игровая ситуация, работа с текстом документа и с текстом учебника, работа с новыми терминами, работа с наглядным материалом, работа в тетрадях и прочее. Все виды работ на уроке организовывались на базе исторического учебного материала, дополнительных источников – документов, содержащих достаточный объем знаний по теме.
Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед учащимися поставлена конкретная задач, на доске записан план урока, и они видят конечную цель. После изучения каждого пункта плана учащиеся с помощью учителя делают вывод, закрепляя тем самым только что полученные знания.
Плотность урока была достаточной. Было сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включал отработку и закрепление разнообразных навыков у учащихся. После каждого этапа урока обязательно делался вывод, определялась причинно-следственная связь событий.
Каждый этап урока сопровождался контролем учителя и самоконтролем учащихся для выявления степени усвоения нового материала.
Особо активно проходили этапы урока, где учащимся были предложены: самостоятельная работа и игра.
Содержание урока полностью соответствуют требованиям программы.
Урок достиг основной цели. Задачи урока выполнены. В подтверждение этого ответы учеников, активность их на уроке, выводы учеников по теме.
Работы учеников оценены, выставлены совокупные оценки: за «Исторический диктант» плюс работа в творческих группах на уроке.
Предварительный просмотр:
Труд на мануфактурах: | ||
Вольнонаёмный | Принудительный | |
Наёмные рабочие | «Приписные крестьяне» | «Посессионные крестьяне» |
Посадские ремесленники, рекруты, каторжане, дети солдат и матросов, крестьяне, гулящие, беглые люди. | Целые округа государственных крестьян приписывались к мануфактурам для «черных» работ на государственных предприятиях. | 1721 году был издан указ по которому было разрешено покупать крепостных крестьян и навечно закреплять их за мануфактурой. |
Причины реформ:
1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.
2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.
Табель о рангах
Классы | Чины гражданские | Чины армейские | Чины флотские |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Канцлер | Генерал-фельдмаршал | Генерал-адмирал |
2 | Действительный тайный советник | Генерал от кавалерии, инфантерии, артиллерии, инженер-генерал | Адмирал |
3 | Тайный советник | Генерал-лейтенант | Вице-адмирал |
4 | Действительный статский советник | Генерал-майор | Контр-адмирал |
5 | Статский советник | - | - |
6 | Коллежский советник | Полковник | Капитан I ранга |
7 | Надворный советник | Подполковник | Капитан II ранга |
8 | Коллежский асессор | Капитан, ротмистр | Старший лейтенант |
9 | Титулярный советник | Штабс-капитан (в пехоте), штабс-ротмистр (в кавалерии) | Лейтенант |
10 | Коллежский секретарь | Поручик | Мичман |
11 | Корабельный секретарь | - | - |
12 | Губернский секретарь | Подпоручик, корнет | - |
13 | Провинциальный секретарь | прапорщик | - |
14 | Коллежский регистратор | - | - |
«Реформы военные».
- Создание русской национальной регулярной армии и флота;
- Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;
- Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;
Политические реформы
- 1708 г. – губернское деление страны
- 1711 г. – создан Сенат
- 1714 г. – издан «Указ о единонаследии
- 1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии
- 1722 г. – создание «Табеля о рангах»
- 1722 г. – «Указ о престолонаследии»
Органы власти и управления при Петре I
Император
Сенат
Генерал-прокурор
КОЛЛЕГИИ:
Генеральный регламент – определял порядок работы коллегий.
Обер-прокурор – надзор за Синодом;
Синод – духовная коллегия – ведала церковными делами;
Коммерц-коллегия – ведала делами внешней торговли;
Коллегия иностранных дел – ведала внешнеполитическими делами;
Берг-коллегия – ведала горными делами, добычей руд;
Военная Мануфактур-коллегия – ведала военными делами и промышленностью работающей на армию;
Адмиралтейств-коллегия – ведала флотом;
Камер-коллегия – ведала сбором налогов;
Вотчинная – ведала делами наделения дворян поместьями, разрешением земельных сборов;
Штатс-контор-коллегия – ведала финансовыми расходами государства;
Юстиц-коллегия – ведала судебными делами;
Ревизион-коллегия – вела контроль государственных доходов и расходов.
Главный магистрат
Губернии - 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор.
Провинции - 50 провинций.
Уезды (Дискриты) - во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.
Правительственная экономическая политика.
- Переход к политике меркантилизма и протекционизма;
- 1704 г. – Денежная реформа – введение серебряных рублей и медных мелких монет.
- 1714 г. – указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными.
Преобразования в области культуры и быта.
- Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении
- Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости»
- 16 мая 1703 г. - Основание Санкт-Петербурга.
- Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита.
- 1709 г. – введение первого гражданского календаря.
- 1718 г. – учреждены Ассамблеи
- 1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории "Реформы Петра I"
Урок по теме "Реформы Петра I"...
Конспект урока по истории "Реформы Петра 1"
рассказать о модернизации государственной системы России...
Тест по истории "Реформы петра 1"
Тест предназначен для проверки знаний по теме "Рформы Петра 1"...
Презентация по истории "Реформы Петра 1"
Здесь вы можете найти материалл для урока истории " Реформы Петра 1"...
Урок истории "Реформы П.А. Столыпина"
Урок истории в 9 классе "Реформы П.А. Столыпина". Тип урока: урок изучения нового материала....
Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Доклад на тему: Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена....
Свидетельство проекта infourok.ru №ЖТ02212934 о размещении авторского материала Технологическая карта по истории "Реформы Петра I "
Свидетельство проекта infourok.ru №ЖТ02212934 о размещении авторского материала Технологическая карта по истории "Реформы Петра I "...