Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_9_kl.docx | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Цель: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
- усвоить важнейшие факты истории;
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
- Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
- Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
- наглядные – наблюдение, демонстрация
- практические – упражнения, работа с исторической картой.
Занятия провожу в классно урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео,DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов учеников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке.
История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в.
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.
Кроме того, в программу включены региональные компоненты исторического образования – история Амурской области . На данных уроках особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
9 кл | 18 ч. | 14 ч. | 20 ч. | 14 ч. | 66 ч. |
Тематическое планирование
В 9 классе материал представлен следующими разделами:
- «Россия в начале XX в.» (9 ч.)
- «Россия в 1917 – 1920 гг.» (8 ч.)
- «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (11 ч.)
- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (15 ч.)
- «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (14 ч.)
- «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (5 ч.)
- Контрольная работа (4 ч.)
Список литературы:
- Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
- Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
- Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
- Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
- Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Н.М.Редькина. Учебник для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М. Владос, 2004.
- Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
- Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
№/ № | №/ № | Содержание программного материала | Часы | Дата | Повторение пройденного материала | Наглядно- дидактический материал | |
9 класс | 67 ч. | ||||||
I четверть | 18 ч. | ||||||
Россия в начале XX века. | 9 ч. | ||||||
1 | 1 | Начало правления Николая II | 1 | Карточки с заданиями | |||
2 | 2 | Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | карточки с заданием. | |||
з | 3 | Первая русская революция. | 1 | Начало правления Николая II | Карточки с заданием. | ||
4 | 4 | Появление первых политических партий. | 1 | Русско-японская война 1904-1905 гг. | Карточки с заданием | ||
5 | 5 | Реформы государственного управления. | 1 | Первая русская революция. | Карточки с заданием | ||
6 | 6 | Реформы П А. Столыпина | 1 | Появление первых политических партий | портрет П.А. Столыпина. | ||
7 | 7 | Серебряный век русской культуры. | 1 | Реформы государственного управления. | Иллюстрации. | ||
8 | 8 | Россия в Первой мировой войне. | 1 | Реформы П. А. Столыпина | Карточки с заданием | ||
9 | 9 | Повторительно - обобщающий урок «Россия в начале XX века». | 1 | Карты «Русско-японская: война», «Революция 1905- 07 гг. в России»в учебнике |
Россия в 1917-1920 годах | 9 ч. | ||||||
10 | 10 | Февральская революция и отречение царя от престола. | 1 | Серебряный век русской культуры. | Карта «Первая мировая война», карточки с заданиями. | ||
11 | 11 | Захват власти большевиками в Петрограде. | 1 | Россия в Первой мировой войне. | Карта-схема «Вооруженное восстание в Петрограде», иллюстрация «Штурм Зимнего дворца» | ||
12 | 12 | Установление Советской власти | 1 | Февральская революция и отречение царя от престола. | карточки с заданиями. | ||
13 | 13 | Начало гражданской войны и интервенция. Создание Белой и Красной армии. | 1 | Захват власти большевиками в Петрограде. | Карта «Гражданская война и интервенция» | ||
14 | 14 | Борьба между «красными» и «белыми». | 1 | Установление Советской власти | Карта «Гражданская война и интервенция» | ||
15 | 15 | Крестьянская война против «белых» и «красных». | 1 | Начало гражданской войны и интервенция. Создание Белой и Красной армии. | Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война» | ||
16 | 16 | Экономическая политика Советской власти. | 1 | Борьба между «красными» и «белыми». | Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война» | ||
17 | 17 | Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. | 1 | Крестьянская война против «белых» и «красных». | Книга «10 дней, которые потрясли мир», Джона Рида, фотодокументы | ||
18 | 18 | Контрольное тестирование по итогам I четверти | 1 | ||||
II четверть | 14 ч. | ||||||
Советская Россия - СССР в 20 - 30-е годы | 11ч. | ||||||
19 | 1 | Новая экономическая политика | 1 | Экономическая политика Советской власти. | Карточки с заданиями, |
20 | 2 | Образование СССР. | 1 | Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. | Карта «СССР» | ||
21 | 3 | Изменение в системе государственного управления. | 1 | Новая экономическая политика | Иллюстрации | ||
22 | 4 | Культ личности И. В. Сталина. | 1 | Образование СССР | Портрет И.В.Сталина | ||
23 | 5 | Индустриализация в СССР. | 1 | Изменение в системе государственного управления. | Карта «СССР» | ||
24 | 6 | Коллективизация крестьянского хозяйства. | 1 | Культ личности И. В. Сталина. | Карточки с заданием | ||
25 | 7 | Новая Конституция страны 1936 года. | 1 | Индустриализация в СССР. | Иллюстрации, карточки с заданием | ||
26 | 8 | Развитие науки в СССР в 20 - 30-е годы XX в. | Коллективизация крестьянского хозяйства. | Фото, иллюстрации | |||
27 | 9 | Развитие культуры в СССР в 20-30-е годы XX века. | 1 | Новая Конституция страны 1936 года. | |||
28 | 10 | Жизнь и быт советских людей в 20 -30-е годы XX века. | 1 | Развитие науки в СССР в 20 - 30-е годы XX в. | Карточки с заданием | ||
29 | 11 | Повторительно-обобщающий урок «Советская Россия - СССР в 20 - 30-е годы» | 1 | ||||
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ |
30 | 12 | СССР накануне Второй мировой войны. | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.» | ||||
31 | 13 | Советский Союз в начале Второй мировой войны. | Жизнь и быт советских людей в 20 - 30-е годы XX века. | Карта «Вторая мировая война 1939- 1945гг.» | |||
32 | 14 | Контрольное тестирование по итогам II четверти | |||||
III четверть | 20 ч. | ||||||
33 | 1 | Начало Великой Отечественной войны. | 1 | СССР накануне Второй мировой войны. | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.» | ||
34 | 2 | Битва за Москву. | 1 | Советский Союз в начале Второй мировой войны. | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.» | ||
35 | 3 | «Все для фронта! Все для победы!» | 1 | Начало Великой Отечественной войны. | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.» | ||
36 | 4 | Маршал Жуков. | 1 | Битва за Москву. | |||
37 | 5 | Блокада Ленинграда | 1 | «Все для фронта! все для победы!» | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.» | ||
38 | 6 | Сталинградская битва. | 1 | Маршал Жуков. | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.» | ||
39 | 7 | Битва за Мамаев курган. | 1 | Блокада Ленинграда | |||
40 | 8 | Борьба советских людей на оккупированной территории | 1 | Сталинградская битва. | Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», карточки | ||
41 | 9 | Битва на Курской дуге | 1 | Борьба советских людей на оккупированной территории | Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», Таблица «Главные битвы войны» | ||
42 | 10 | Героизм тружеников тыла | 1 | Амурская область. В тылу как на фронте, перестройка экономики области. | Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», | ||
43 | 11 | Окончание Великой Отечественной войны | 1 | Битва на Курской дуге | Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», | ||
44 | 12 | Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. | 1 | Битва на Курской дуге | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг», | ||
45 | 13 | Повторительно - обобщающий урок «Великая Отечественная война 1941-1945 гг» | 1 | Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг» «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» | |||
Советский Союз в 1945 -1991 гг. | 16 ч. | ||||||
46 | 14 | Возрождение страны после войны | 1 | Героизм тружеников тыла | Карточки с заданиями, иллюстрации, фотодокументы | ||
47 | 15 | Внешняя политика СССР. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. | 1 | Окончание Великой Отечественной войны | |||
48 | 16 | Реформы Н.С. Хрущева | 1 | Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. | Карта «Политическая карта мира» | ||
49 | 17 | Жизнь советских людей в годы правления Н.С. Хрущева | 1 | Внешняя политика СССР после войны. | Карта «СССР», карточки с заданиями | ||
50 | 18 | Достижения в науке и технике в 50 -60-е годы | 1 | Возрождение страны после войны | Карта «СССР» таблица «Реформы Хрущева» |
51 | 19 | Освоение космоса | 1 | Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. | Портрет С.П. Королева. Ю.А. Гагарина, В. Терешковой, карточки с заданиями | ||
52 | 20 | Контрольное тестирование по итогам III четверти | 1 | ||||
IV четверть | 15 ч. | ||||||
53 | 1 | Хрущевская «оттепель». | 1 | Реформы Н.С. Хрущева. | Портрет А.Т. Твардовского, А.И. Солженицина, карточки с заданиями | ||
54 | 2 | Экономика и политика в эпоху «застоя». | 1 | Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы | Портрет Л.И. Брежнева | ||
55 | 3 | Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. | 1 | Освоение космоса | Карта «СССР» | ||
56 | 4 | Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». | 1 | Экономика и политика в эпоху «застоя». | Иллюстрации, карточки | ||
57 | 5 | Жизнь и быт советских людей в 70 -80-е годы XX века. | 1 | Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. | карточки с заданиями, иллюстрации | ||
58 | 6 | Реформы М.С. Горбачева. | 1 | Афганская война. | карточки с заданиями | ||
59 | 7 | Распад СССР. | 1 | Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». | карточки с заданиями | ||
60 | 8 | Повторительно - обобщающий урок «Советский Союз в 1945 - 1991 гг.» | 1 | Карта «СССР», карточки с заданиями | |||
Новая Россия в 1991 - 2002 гг. | 6 ч. | ||||||
61 | 9 | Экономические реформы Б.Н. Ельцина. | 1 | Жизнь и быт советских людей в 70 — 80-е годы XX века. | Карта «СССР» |
7.05
62 | 10 | Реформы государственного управления | 1 | Реформы М.С. Горбачева. | Таблица «Политическое устройство страны» | ||
63 | 11 | Развитие науки и культуры в 90-е годы XX в. | 1 | Распад СССР | Иллюстрационный материал по теме, карточки с заданиями | ||
64 | 12 | Продолжение реформ в России. | 1 | Экономические реформы Б.Н. Ельцина | Иллюстрационный материал по теме ,карточки с заданиями | ||
65 | 13 | Повторительно-обобщащий урок «Новая Россия 1991-2002 гг» | 1 | Иллюстрации, кроссворд, карточки | |||
66 | 14 | Срезовое контрольное тестирование по итогам IV четверти | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...
Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»...
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...