Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

 

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_istor_7_kl.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  специфических нарушений.

Цель:  сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

образовательные:

  1.  усвоить важнейшие факты истории;
  2. создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
  3.  усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
  4. овладеть умением применять знания по истории в жизни;
  5.  выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные;

  1. гражданское воспитание учащихся,
  2. патриотическое воспитание,
  3. воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
  4. нравственное воспитание,
  5.  эстетическое воспитание,
  6. трудовое воспитание,
  7. правовое воспитание,
  8. формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие:

  1. развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
  1. Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
  2. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  3. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Принципы:

  1. принцип коррекционной направленности в обучении;
  2.  принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  3. принцип научности и доступности обучения;
  4.  принцип систематичности и последовательности в обучении;
  5.  принцип наглядности в обучении;
  6.  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

 Методы:

  1. словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  2. наглядные – наблюдение, демонстрация
  3. практические – упражнения, работа с исторической картой.

    Занятия провожу в классно урочной форме.

Типы уроков:

  1. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  2. Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  3. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  4.  Комбинированный урок

Применяются  ТСО: фрагменты кино (видео,DVD),  мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Для контроля ЗУНов учеников  применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится  15 минут на уроке.  

История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками.  Отводится большая роль коррекционного воздействия  изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается  отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует  лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

        Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

Кроме того, в программу  включены региональные компоненты исторического образования – история Амурской области . На данных уроках особое внимание уделяется  краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная  работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

        

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

7 кл.

18 ч.

14 ч.

20 ч.

14 ч.

66 ч.

Тематическое планирование

В 7 классе, представлено следующими разделами:

- «Введение в историю» (8 ч.)

- «История нашей страны древнейшего периода» (11ч.)

- «Киевская Русь» (15 ч.)

- «Распад Киевской Руси» (9 ч.)

- «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)

- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (11 ч.)

-   Контрольная работа (3 ч.)

Список литературы:

  1. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
  2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
  4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
  5. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
  6. Кулагина Г. А. Сто игр по истории  М., 1983.
  7. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
  2. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
  3. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
  4. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
  5. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Н.М.Редькина. Учебник для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М. Владос, 2004.
  6. Словарь по коррекционной педагогике  и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
  7. Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

какие исторические даты называются точными, приблизительными;

когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

кто руководил основными сражениями;

Учащиеся должны уметь:

пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

№/

Содержание программного материала

Часы

Дата

Повторение

пройденного

материала

Наглядно- дидактический материал

План

Факт

7 класс

66

часа

I четверть

18 ч.

Введение в историю

8ч.

1

1

История - наука о прошлом.

1

Портрет С.М.Соловьева

2

2

Исторические памятники

1

Схема «Исторические памятники»

3

3

Наша родина - Россия.

1

Символика РФ, карта «Народы Российской Федерации»

4

4

Мая малая родина - Приамурье.

1

История - наука о прошлом

Символика Амурской области, иллюстрации

5

5

Моя родословная.

1

Исторические памятники

Схемы «Генеалогическое дерево семьи»

6

6

Счет лет в истории.

1

Наша родина - Россия.

Лента времени.

7

7

Историческая карта.

1

Моя родословная.

Набор карт: «Физическая карта России», «Древнерусское государство Киевская Русь» в 9 - начале 12 в»

8

8

Повторительно-обобщающий урок «введение в историю»

1

История нашей страны древнейшего периода

12 ч.

9

9

Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.

1

Счет лет в истории.

Карта в учебнике «Расселение восточных славян»

10

10

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

1

Историческая карта.

Карта в учебнике «Расселение восточных славян»

11

11

Славянский поселок.

1

Восточные славяне -предки русских, украинцев и белорусов.

Карта «Киевская Русь»

12

12

Основные занятия восточных славян.

1

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами

13

13

Ремесла восточных славян.

1

Славянский поселок.

Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами

14

14

Обычаи восточных славян.

1

Основные занятия восточных славян

Кроссворд «Обычай»

15

15

Верования восточных славян.

1

Ремесла восточных славян.

Иллюстрации, приметы, пословицы.

16

16

Соседи восточных славян.

1

Обычаи восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», карта в учебнике «Восточные славяне и их соседи»

17

17

Славянские воины и богатыри

1

Верования восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», кроссворд «Вооружение славянского воина»

18

18

Контрольное тестирование по итогам I четверти.

1

II четверть

14 ч.

19

1

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

1

Соседи восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 - начале 12 вв», иллюстрации по теме.

20

2

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»

1

Киевская Русь

16ч.

21

3

Образование государства восточных славян -Киевской Руси.

1

Славянские воины и богатыри.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв»

22

4

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

1

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв»

23

5

Укрепление власти князя.

1

Образование государства восточных славян - Киевской Руси.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв»

24

6

Оборона Руси от врагов.

1

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв»

25

7

Крещение Руси при князе Владимире.

1

Укрепление власти князя.

Картина К. Лебедева «Крещение киевлян», лента времени.

26

8

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

1

Оборона Руси от врагов.

Былины «Садко», «Волга и Микула Салянинович».

27

9

Культура и искусство Киевской Руси.

1

Крещение Руси при князе Владимире.

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси»

28

10

Княжеское и боярское подворье.

1

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Иллюстрации

29

11

Жизнь и быт людей в киевской Руси.

1

Культура и искусство Киевской Руси.

Таблица-план.

30

12

Правление Ярослава Мудрого.

1

Княжеское и боярское подворье.

Картина И. Билибина «Суд во время «Русской Правды»

31

13

Образование и грамотность на Руси.

1

Жизнь и быт людей в киевской Руси.

Иллюстрации

32

14

Контрольное тестирование по итогам II четверти

1

                                 III четверть

19 ч.

33

1

Летописи и летописцы.

1

Правление         Ярослава Мудрого.

Карта      «Древнерусское      государство Киевская     начало     12     в»,     иллюстр. «Памятник монаху-летописцу»

34

2

Киевский князь Владимир Мономах.

1

«Законы о наследстве»

Карточки с заданиями

35

3

Рост и укрепление древнерусских городов.

1

«Старинные рукописные книги».

Иллюстрации.

36

4

Повторительно-обобщающий урок «Киевская Русь»

1

Распад Киевской Руси

9 ч.

37

5

Причины распада Киевской Руси.

1

«Шапка Мономаха».

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв»

38

6

Образование самостоятельных княжеств

1

Образование и грамотность на Руси.

Карта   «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», «Карта раздробленности Руси» в учебнике.

39

7

Киевское княжество в XII веке.

1

Летописи и летописцы.

Карточки с заданиями, Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХПв.»

40

8

Владимире - Суздальское княжество.

1

Киевский князь Владимир Мономах.

Карта    «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХПв.», видеофильм «Москва.

41

9

Господин Великий Новгород.

1

Рост и укрепление древнерусских городов

Лента времени

42

10

Торговля и ремесла Новгородской земли.

1

Княжество и боярское подворье.

Картина А. Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко»

43

11

Новгородское вече

1

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

Картина А. Васнецова «Новгородское вече», карточки с заданиями

44

12

Русская культура в XII - XIII веках.

1

Причины распада Киевской Руси

иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерле во Владимире;

45

13

Повторительно - обобщающий урок                      «Распад Киевской Руси».

1

Лента времени. Плакат — кроссворд, Карта    «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХИв.»

Борьба с иноземными завоевателями

9 ч.

46

14

Монгол о - татары.

1

Владимиро -Суздальское княжество.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

47

15

Нашествие монголо - татар на Русь.

1

Господин Великий Новгород.

Лента времени, карточки с опорными словами, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

48

16

Героическая борьба русских людей против монголо - татар.

1

Торговля и ремесла Новгородской земли.

Лента времени, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»,«Карта захвата монголо-татарами русских городов» в учебнике.

49

17

Русь под монголо - татарским игом.

1

Новгородское вече

карточки с заданиями. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

50

18

Рыцари - крестоносцы.

1

Русская культура в XII -XIII веках.

карточки с заданиями, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

51

19

Александр Невский и новгородская дружина.

1

Образование

самостоятельных

княжеств

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» иллюстрации «Вооружение русских воинов», «Вооружение рыцарей-крестоносцев»

IV четверть

15 ч.

52

1

Невская битва.

1

Монголо - татары

Портрет Александра Невского

53

2

Ледовое побоище.

1

Нашествие монголо -татар на Русь.

Схема невской битвы в учебнике.

Начало объединения Русских земель.

12 ч.

54

3

Возвышение Москвы.

1

Рыцари - крестоносцы

Карта   «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», « карта Москвы» в учебнике.

55

4

Московский князь Иван Калита.

1

Александр Невский.

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите»

56

5

Успехи Ивана Калиты.

1

Новгородская дружина.

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите»

57

6

Возрождение сельского хозяйства на Руси

1

Невская битва.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI - начале XII в.», таблица - план, рисунки учащихся по теме «Жизнь простых людей».

58

7

Возрождение городского хозяйства на Руси

1

Ледовое побоище

Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени

59

8

Московско-Владимимирская Русь при

Дмитрии Донском.

1

Русь под монголо -татарским игом.

Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени

60

9

Сергий Радонежский.

1

Возвышение Москвы

Иконописный портрет Сергия Радонежского, иллюстрация

61

10

Битва на .Куликовом поле

1

Московский князь Иван Калита

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI начале XII в.», схема Куликовской битвы; картина А. Бубнова «Утро на Куликовском поле», М. Авилова «Поединок: Пересвета с Челубеем», лента времени.

62

11

Значение Куликовской битвы для русского народа.

]

Успехи ивана Калиты.

Иллюстрация «Памятник на Куликовском: поле».

63

12

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

Лента времени, карточки с опорными словами, гравюра Иван Ш,

64

13

Укрепление Московского государства

]

Московско-Владимимирская Русь при Дмитрии Донском.

Картина Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму», картина А. Васнецова «Московский кремль при Иване III».

65

14

Повторительно-обобщающий урок: «Начало объединения Русских земель»

1

Кроссворд, карта, иллюстрации, карточки

66

15

Контрольное тестирование по итогам года

1

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...