Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_istor_7_kl.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Цель: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
- усвоить важнейшие факты истории;
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
- Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
- Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
- наглядные – наблюдение, демонстрация
- практические – упражнения, работа с исторической картой.
Занятия провожу в классно урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео,DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов учеников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке.
История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
Кроме того, в программу включены региональные компоненты исторического образования – история Амурской области . На данных уроках особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
7 кл. | 18 ч. | 14 ч. | 20 ч. | 14 ч. | 66 ч. |
Тематическое планирование
В 7 классе, представлено следующими разделами:
- «Введение в историю» (8 ч.)
- «История нашей страны древнейшего периода» (11ч.)
- «Киевская Русь» (15 ч.)
- «Распад Киевской Руси» (9 ч.)
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)
- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (11 ч.)
- Контрольная работа (3 ч.)
Список литературы:
- Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
- Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
- Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
- Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
- Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Н.М.Редькина. Учебник для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М. Владос, 2004.
- Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
- Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
какие исторические даты называются точными, приблизительными;
когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
кто руководил основными сражениями;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
№/ № | Содержание программного материала | Часы | Дата | Повторение пройденного материала | Наглядно- дидактический материал | ||
План | Факт | ||||||
7 класс | 66 часа | ||||||
I четверть | 18 ч. | ||||||
Введение в историю | 8ч. | ||||||
1 | 1 | История - наука о прошлом. | 1 | Портрет С.М.Соловьева | |||
2 | 2 | Исторические памятники | 1 | Схема «Исторические памятники» | |||
3 | 3 | Наша родина - Россия. | 1 | Символика РФ, карта «Народы Российской Федерации» | |||
4 | 4 | Мая малая родина - Приамурье. | 1 | История - наука о прошлом | Символика Амурской области, иллюстрации | ||
5 | 5 | Моя родословная. | 1 | Исторические памятники | Схемы «Генеалогическое дерево семьи» | ||
6 | 6 | Счет лет в истории. | 1 | Наша родина - Россия. | Лента времени. | ||
7 | 7 | Историческая карта. | 1 | Моя родословная. | Набор карт: «Физическая карта России», «Древнерусское государство Киевская Русь» в 9 - начале 12 в» | ||
8 | 8 | Повторительно-обобщающий урок «введение в историю» | 1 | ||||
История нашей страны древнейшего периода | 12 ч. | ||||||
9 | 9 | Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. | 1 | Счет лет в истории. | Карта в учебнике «Расселение восточных славян» | ||
10 | 10 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 | Историческая карта. | Карта в учебнике «Расселение восточных славян» | ||
11 | 11 | Славянский поселок. | 1 | Восточные славяне -предки русских, украинцев и белорусов. | Карта «Киевская Русь» | ||
12 | 12 | Основные занятия восточных славян. | 1 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами | ||
13 | 13 | Ремесла восточных славян. | 1 | Славянский поселок. | Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами | ||
14 | 14 | Обычаи восточных славян. | 1 | Основные занятия восточных славян | Кроссворд «Обычай» | ||
15 | 15 | Верования восточных славян. | 1 | Ремесла восточных славян. | Иллюстрации, приметы, пословицы. | ||
16 | 16 | Соседи восточных славян. | 1 | Обычаи восточных славян. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», карта в учебнике «Восточные славяне и их соседи» | ||
17 | 17 | Славянские воины и богатыри | 1 | Верования восточных славян. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», кроссворд «Вооружение славянского воина» | ||
18 | 18 | Контрольное тестирование по итогам I четверти. | 1 | ||||
II четверть | 14 ч. | ||||||
19 | 1 | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | 1 | Соседи восточных славян. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 - начале 12 вв», иллюстрации по теме. | ||
20 | 2 | Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода» | 1 | ||||
Киевская Русь | 16ч. | ||||||
21 | 3 | Образование государства восточных славян -Киевской Руси. | 1 | Славянские воины и богатыри. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв» | ||
22 | 4 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв» | ||
23 | 5 | Укрепление власти князя. | 1 | Образование государства восточных славян - Киевской Руси. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв» | ||
24 | 6 | Оборона Руси от врагов. | 1 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв» | ||
25 | 7 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | Укрепление власти князя. | Картина К. Лебедева «Крещение киевлян», лента времени. | ||
26 | 8 | Былины - источник знаний о Киевской Руси. | 1 | Оборона Руси от врагов. | Былины «Садко», «Волга и Микула Салянинович». | ||
27 | 9 | Культура и искусство Киевской Руси. | 1 | Крещение Руси при князе Владимире. | Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси» | ||
28 | 10 | Княжеское и боярское подворье. | 1 | Былины - источник знаний о Киевской Руси. | Иллюстрации |
29 | 11 | Жизнь и быт людей в киевской Руси. | 1 | Культура и искусство Киевской Руси. | Таблица-план. | ||
30 | 12 | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | Княжеское и боярское подворье. | Картина И. Билибина «Суд во время «Русской Правды» | ||
31 | 13 | Образование и грамотность на Руси. | 1 | Жизнь и быт людей в киевской Руси. | Иллюстрации | ||
32 | 14 | Контрольное тестирование по итогам II четверти | 1 | ||||
III четверть | 19 ч. | ||||||
33 | 1 | Летописи и летописцы. | 1 | Правление Ярослава Мудрого. | Карта «Древнерусское государство Киевская начало 12 в», иллюстр. «Памятник монаху-летописцу» | ||
34 | 2 | Киевский князь Владимир Мономах. | 1 | «Законы о наследстве» | Карточки с заданиями | ||
35 | 3 | Рост и укрепление древнерусских городов. | 1 | «Старинные рукописные книги». | Иллюстрации. | ||
36 | 4 | Повторительно-обобщающий урок «Киевская Русь» | 1 | ||||
Распад Киевской Руси | 9 ч. | ||||||
37 | 5 | Причины распада Киевской Руси. | 1 | «Шапка Мономаха». | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв» | ||
38 | 6 | Образование самостоятельных княжеств | 1 | Образование и грамотность на Руси. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», «Карта раздробленности Руси» в учебнике. | ||
39 | 7 | Киевское княжество в XII веке. | 1 | Летописи и летописцы. | Карточки с заданиями, Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХПв.» | ||
40 | 8 | Владимире - Суздальское княжество. | 1 | Киевский князь Владимир Мономах. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХПв.», видеофильм «Москва. | ||
41 | 9 | Господин Великий Новгород. | 1 | Рост и укрепление древнерусских городов | Лента времени | ||
42 | 10 | Торговля и ремесла Новгородской земли. | 1 | Княжество и боярское подворье. | Картина А. Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко» | ||
43 | 11 | Новгородское вече | 1 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | Картина А. Васнецова «Новгородское вече», карточки с заданиями | ||
44 | 12 | Русская культура в XII - XIII веках. | 1 | Причины распада Киевской Руси | иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерле во Владимире; | ||
45 | 13 | Повторительно - обобщающий урок «Распад Киевской Руси». | 1 | Лента времени. Плакат — кроссворд, Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХИв.» | |||
Борьба с иноземными завоевателями | 9 ч. | ||||||
46 | 14 | Монгол о - татары. | 1 | Владимиро -Суздальское княжество. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» | ||
47 | 15 | Нашествие монголо - татар на Русь. | 1 | Господин Великий Новгород. | Лента времени, карточки с опорными словами, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» | ||
48 | 16 | Героическая борьба русских людей против монголо - татар. | 1 | Торговля и ремесла Новгородской земли. | Лента времени, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»,«Карта захвата монголо-татарами русских городов» в учебнике. | ||
49 | 17 | Русь под монголо - татарским игом. | 1 | Новгородское вече | карточки с заданиями. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» | ||
50 | 18 | Рыцари - крестоносцы. | 1 | Русская культура в XII -XIII веках. | карточки с заданиями, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» | ||
51 | 19 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | Образование самостоятельных княжеств | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» иллюстрации «Вооружение русских воинов», «Вооружение рыцарей-крестоносцев» | ||
IV четверть | 15 ч. | ||||||
52 | 1 | Невская битва. | 1 | Монголо - татары | Портрет Александра Невского | ||
53 | 2 | Ледовое побоище. | 1 | Нашествие монголо -татар на Русь. | Схема невской битвы в учебнике. | ||
Начало объединения Русских земель. | 12 ч. | ||||||
54 | 3 | Возвышение Москвы. | 1 | Рыцари - крестоносцы | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», « карта Москвы» в учебнике. | ||
55 | 4 | Московский князь Иван Калита. | 1 | Александр Невский. | Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите» | ||
56 | 5 | Успехи Ивана Калиты. | 1 | Новгородская дружина. | Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите» | ||
57 | 6 | Возрождение сельского хозяйства на Руси | 1 | Невская битва. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI - начале XII в.», таблица - план, рисунки учащихся по теме «Жизнь простых людей». | ||
58 | 7 | Возрождение городского хозяйства на Руси | 1 | Ледовое побоище | Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени | ||
59 | 8 | Московско-Владимимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | Русь под монголо -татарским игом. | Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени | ||
60 | 9 | Сергий Радонежский. | 1 | Возвышение Москвы | Иконописный портрет Сергия Радонежского, иллюстрация | ||
61 | 10 | Битва на .Куликовом поле | 1 | Московский князь Иван Калита | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI начале XII в.», схема Куликовской битвы; картина А. Бубнова «Утро на Куликовском поле», М. Авилова «Поединок: Пересвета с Челубеем», лента времени. | ||
62 | 11 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | ] | Успехи ивана Калиты. | Иллюстрация «Памятник на Куликовском: поле». | ||
63 | 12 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | Лента времени, карточки с опорными словами, гравюра Иван Ш, | ||
64 | 13 | Укрепление Московского государства | ] | Московско-Владимимирская Русь при Дмитрии Донском. | Картина Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму», картина А. Васнецова «Московский кремль при Иване III». | ||
65 | 14 | Повторительно-обобщающий урок: «Начало объединения Русских земель» | 1 | Кроссворд, карта, иллюстрации, карточки | |||
66 | 15 | Контрольное тестирование по итогам года | 1 | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...
Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...