Разработка урока для 11 класса
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Шишков Илья Константинович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_4.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Российское общество: между прошлым и будущим»,

11 класс (учитель – Шишков И.К., МОУ СОШ №6)

Цель: объяснить ситуацию, возникшую в стране к середине 90-х гг., подготовиться к дискуссии.  

Задание: Познакомьтесь с ситуацией, возникшей в России к середине  90-х годов.

        « …Реформирование советской социально-экономической системы в короткий срок привело к изменению всего комплекса социальных условий жизни, ценностных ориентаций. Миллионы российских граждан были поставлены перед необходимостью адаптации к новым, более жестким условиям. Для учителей, медиков, научных и инженерных работников, чьи профессии вдруг оказались непрестижными и малооплачиваемыми, и особенно для пенсионеров и многодетных семей, это оказалось задачей на выживание.

        Люди столкнулись со многими проблемами, которые не существовали в советское время. Над ними на висли угроза безработицы и страх нищеты в старости. Обедневшее государство оказалось неспособным нести затраты на бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие формы социальной защиты. В результате, в первые три года реформ резко снижается доступность для населения транспортных услуг, медицинского обслуживания, закрываются санатории и пионерские лагеря, детские клубы и спортивные школы. Начинают внедряться платное образование и платное медицинское обслуживание. Повышение цен на услуги для многих семей сделало невозможным пользование прачечными, химчистками, парикмахерскими, столовыми. Полноценный отдых и качественное образование из общедоступных становятся достоянием очень узкого круга обеспеченных людей. 3а несколько месяцев реформ жизненный уровень общества был отброшен на 10-20 лет назад. Из 148 млн населения России за чертой бедности оказалось около 32 млн, т.е. более 24%. Их доходы не превышали 40 долларов

Важнейшим следствием проводимой в начале 90-х годов либерализации экономики стало резкое увеличение неравенства доходов граждан и уровней потребления. К 1995 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось около 31 % денеж ных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченных - 2,4%. Особенно острый характер проблема обеднения населения  носила в так называемых депрессивных районах: в мелких городах и сельской местности.

        Кризис экономики, сворачивание системы социального обеспечения и здравоохранения и, как следствие, падение уровня жизни способствовали ухудшению здоровья населения, сокращению средней продолжительности жизни.

        Неблагоприятные тенденции в уровне смертности наметились в России еще в 60-е годы. С этого времени общая смертность населения, и особенно мужчин, не прерывно повышалась. С 1989 по 1995 г. число умерших в России увеличилось с 1,6 млн человек в год до 2,2 млн. Одновременно с этим сокращалось число родившихся (с 2,2 млн до 1,4 млн). В итоге, по данным официальной статистики, в 90-е годы уровень смертности населения увеличился почти на треть…"  

Задания:

  1. Какие реформы были проведены в России в 90-е годы? Кратко сформулируйте и запишите.
  2. Ситуация, описанная выше, - это необходимая цена реформ или «цена реформ в России»? Подготовьте письменный ответ на этот вопрос. Приведите доказательства вашей точки зрения, используя не только литературу, но и собственные знания и опыт.
  3. Подготовьтесь к дискуссии по этому вопросу.

 

        Отдельной группе учащихся дается задание: подготовиться к дискуссии, отстаивая точку зрения, что любые реформы имеют «высокую цену», приводя аргументы из истории реформ в России и анализируя судьбы реформаторов.

        Учащимся была предоставлена литература, как учебная, так и дополнительная.

Результаты работы:

  1. Все учащиеся приготовили материал о реформах;
  2. Почти все учащиеся подготовили письменный ответ на поставленный  вопрос. Ответ был в основном такого плана: «Это цена реформ в России».
  3. Проведена дискуссия в виде «дискуссионных качелей»;
  4. Общий итог: все учащиеся справились с заданием, получили оценки «4» и «5».

        Кейс-метод или метод ситуативного анализа привлек меня тем, что решает много задач и отрабатывает много умений:

  1. Решает проблему мотивации через проблемное задание;
  2. Активизирует деятельность учащихся;
  3. Подводит учащихся к необходимости заняться исследовательской работой;
  4. Формирует навыки работы не только с адаптированным, но и с неадаптированным текстом;
  5. Укрепляет навыки работы с различными видами источников;
  6. Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа, сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования и др.
  7. Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии;
  8. Искать исторические источники и классифицировать их.        
  9. Учит социализации и толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...