Разработка урока для 11 класса
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
урок на тему "СССР накануне войны"
урок по кейс-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka3.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «СССР накануне войны», 11 класс.
(учитель – Шишков И.К., МОУ СОШ №6)
Цель: используя различные виды источников, учащиеся должны выяснить степень подготовки СССР к войне, написать развернутый ответ по этой проблеме, подготовиться к дискуссии и принять в ней участие.
Кейс-материалы (раздаются каждому ученику или на парту)
Ситуация. 28 декабря 1940 г. командующий западным Особым военным округом генерал армии Д.Г.Павлов, войска которого противостояли вермахту на направлении главного удара, утверждал, что советский танковый корпус способен решить задачу уничтожения одной-двух танковых или четырех-пяти пехотных дивизий противника.
Начальник Генерального штаба фашистской Германии Ф.Гальдер в мае 1941 г. записал в своем дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».
Обобщим эти высказывания и попытаемся, ответить на вопрос: Достаточен ли был уровень развития СССР, чтобы отразить нападение врага? Вопрос этот непростой, даже в российской историографии он рассмотрен не до конца. Чтобы осветить эту проблему, нам необходимо рассмотреть все сферы общественной жизни, так или иначе связанные с этим вопросом.
В тетради записи удобнее вести следующим образом:
Помогало укреплению обороноспособности | Ухудшало обороноспособность страны |
- Политическая сфера.
- Прочтите материал, стр. 248-249, «Верховный Совет РСФСР» (до 3-го абзаца на стр.249). Сделайте вывод и запишите в выбранный вами столбик. Таким же образом выполняйте остальные задания.
- Просмотрите еще раз §36.
- Социально-экономическая сфера.
- Прочитайте 2 абзац §37, сделайте необходимый вывод.
- Журнал «Родина», стр.58-60 (подчеркнутое).
- Карта «Индустриализация в СССР»
- «Выйдешь в поле,
а в поле – ни сукина сына, -
Хочешь пой,
Хочешь вой,
Хочешь бей головой ворота!-
На двенадцать засовов
Заперта хуторская Россия,
И над ней умирает луна –
Эта
Круглая сирота…(Исаковский)
- Учебник, стр. 253-254
- Духовная жизнь.
Анекдоты 30-х гг.
- Что будет при коммунизме?
- Солнечное отопление, лунное освещение, райское одеяние, гробовое молчание.
- На улице нашли повесившую курицу с запиской: «Прошу в смерти моей никого не винить. Повесилась в силу невозможности выполнить государственную повинность – нести по 2 яйца в день.
- Американец и русский поспорили, кто более великий деятель – Сталин или Гувер. «Гувер – величайший человек, он отучил наш народ пить», - говорит американец. – «А Сталин отучил нас есть!» - отвечает русский.
- С 1929 года запрещено плевать в потолок.
- Почему?
- С него взят первый пятилетний план.
- Разговор в тюрьме: «Ты за что сидишь?» «Я – за то, что ругал Иванова», «Я – за то, что хвалил Иванова», «А я сам Иванов».
- У Сталина пропала трубка. Он вызывает Берию. Тот сразу: «Членов ЦК – на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашел свою трубку в кармане кителя. Снова зовет он Берию: «Нашлась трубка». - Поздно, - ответил тот. – Уже все сознались.
- Судьба русского интеллигента: до революции сидел и ждал, после революции дождался и сидел.
- «Как вы живете?» - спрашивали в 20-х гг. «Как Вы? Живете?» - спрашивали в начале 30-х гг. «Как? Вы еще живете?» - в конце 30-х гг.
- ГПУ – «господи, помяни усопших». ОГПУ – «о, господи, помоги убежать. НКВД – «не знаем, когда вернемся домой», СССР – «смерть Сталина спасет Россию».
- «Пятилетку – в четыре гроба!», колхоз «Напрасный труд», совхоз «Некуда деваться», индустриализация – «нутролизация», «электрификация – «Электрификция», социализм – «разоризм».
- Обороноспособность.
- «С 1939 г. по июнь 1941 г. доля военных расходов в бюджете увеличилась с 26% до 43%. Выпуск военной продукции более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Л-2) качественно превосходили все зарубежные аналоги. 1 сентября 1939 г. был введен закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Было сформировано 125 новых дивизий.
(История Отечества в документах. 1917-1993.
М. 1995. ч. 3, стр.24-29).
- «Навязчивое стремление Сталина избежать осложнения отношений с Германией отчасти можно объяснить слабостью СССР. Основная причина – в потере времени и ущербе, причиненном сталинским террором 1936-1939 гг. Последующая лихорадочная работа позволила наверстать лишь часть упущенного. К этому добавились ошибки, порожденные чрезмерной осторожностью.
Самолеты и танки новых типов только начинали сходить с заводских конвейеров. Они составляли лишь 18 и 21% этих видов техники, причем личный состав еще не имел времени обучиться их применению. В феврале 1941 г. был отдан приказ о сооружении 190 аэродромов вблизи от вероятного района будущих операций – практически ни один из них не был закончен к лету.
В относительном изобилии имелись пулеметы, но не хватало автоматов. Артиллерия, которой славилась еще русская армия, даже превосходила немецкую, но у нее не было механической тяги. Очень плохо были оснащены … связисты. Скудными было запасы хлеба: армия была обеспечена ими на полгода; другими сырьевыми ресурсами еще на меньший срок.
… военная мысль находилась в застое…, упор делался исключительно на наступательные операции».
Итальянский историк Дж. Боффа. История Советского Союза.
М.1990 г. т.2, с.18-19.
- Соотношение сил
Германия | СССР | |
Сухопутные войска | 5,2 млн. | 4,5 млн. |
Танки | 4,3 тыс. | 9,2 тыс., из них новых – 1,5 тыс. |
Самолеты | 5 тыс. | 10 тыс., из них новых – 1,8 тыс. |
Орудия | 61 тыс. | 67 тыс. |
Корабли | 217 | 267 |
Планы | 18 декабря 1940 утвержден план «Барбаросса», в мае 1940 – план «Ост» | План пограничных боев, а затем наступление на Польшу (нач. Генштаба Жуков Г.К.) |
Опыт | Опыт ведения современной войны | Опыт Гражданской войны, а опыт финской войны не был эффективно использован |
История Отечества. Е.П.Иванов, Псков, 1994 г.
Задания:
1. Подготовьте развернутый ответ на поставленный вопрос.
2. Подготовьтесь к дискуссии.
Результаты работы учащихся следующие
Две пятерки, шесть троек, двенадцать четверок;
- Все учащиеся подготовили развернутый ответ и участвовали в дискуссии;
- Всего двое учащихся использовали все источники для ответа на проблемный вопрос;
- Те учащиеся, которые получили «4», не смогли использовать такой источник, как анекдоты или текст учебника, т.е. не адаптированные к теме источники;
- Учащиеся, получившие «3», не смогли использовать несколько источников (карту, статистические данные в журнале, неадаптированные источники.), не до конца проанализировали тексты;
- Наблюдалась (не виданная раньше) активность в ходе дискуссии.
Второй урок потребовал от учащихся уже самостоятельно найти в источниках объяснения и разрешения ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...