Разработка урока для 11 класса
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Революция Горбачёва»
Цели урока: Реконструировать на основе изучения комплекса источников события перестройки, оценить их с точки зрения процесса демократизации страны. Через работу с источниками формировать критическое мышление.
Форма урока: лабораторное занятие по модели «обмен знаниями».
Эпиграф: «Я бы поставил знак равенства между словами перестройка и революция».
(М.С. Горбачёв).
Ход урока:
Ученики разделяются на 6 малых групп для изучения соответственно 6 проблем. Каждая группа получает свой «пакет» источников и перечень «ключевых фраз», на которые надо обратить внимание в пикетах и уметь объяснить их смысл.
В группах ученики реконструировать события перестройки на основе источников и готовятся к освещению своей проблемы по следующим вопросам:
- Основные направления преобразований, их причины и цели.
- Методы осуществления.
- Отношения к преобразованиям в СССР и за рубежом (официальные источники, «устная история»).
- Насколько последовательны были преобразования? Были ли отступления? С какими трудностями пришлось встретиться?
- Результаты преобразований (предусмотренные и неожиданные, немедленные и отдалённые во времени).
- Можно ли сказать, что данные преобразования способствовали демократизации в стране?
Темы и ключевые фразы для групп:
1. Антиалкогольная кампания.
«Нормированная продажа»
«Ажиотажный спрос»
2. Курс на ускорение.
«Инвестиционная политика», «Госприемка», «Индивидуальная трудовая деятельность», «Активизация человеческого фактора»
3. Политика гласности.
«Планка допускавшейся открытости», «Отходы гласности», «Самиздат», «Жизнь с головой, повернутой назад»
4. Общественная инициатива.
«Неформалы», «Общественные самодеятельные организации»
5. Политические реформы.
«Альтернативные выборы», «Кандидат от общественной организации», «Агрессивно-послушное большинство».
6. Многопартийность.
«6-я статья Конституции», «Нарождавшаяся оппозиция».
На этапе «обмена знаниями» группы выступают по очереди, а по ходу их выступлений класс заполняет таблицу «События перестройки»
На этапе закрепления материала:
1) Игровая ситуация «Пойми меня». Каждая группа изготавливает плакат, содержащий лозунг, который мог бы появиться в период перестройки. Задача других групп: «прочитать плакат», объяснить, какие требования выдвигаются, кто и когда мог выдвинуть эти требования.
2) Дискуссионное задание «Спорное мнение». На обсуждение предлагаются 2 разных мнений
а) «Гласность обострила трудности партийного руководства»
б) «Гласность облегчила деятельность партийного аппарата»
Каждая группа подтверждает свою точку зрения источниками из учебника «История России 2 половины 20 века» Международного проекта «Уроки Клио», часть 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...