урок по теме "Сталинская модернизация" 11 класс
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Урок изучения нового материала. Используются статистические данные, которые анализируют учащиеся и делают выводы о проведении коллективизации и индустриализации в стране. Предварительно проводится мини-исследование на тему "Моя семья в период коллективизации и индустриализации". Эти данные озвучиваются на уроке, что позволяет сделать урок более эмоциональным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
industrializaciya.ppt | 305.5 КБ |
urok_stalinskaya_modernizaciya.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе.
Экономическая политика в СССР в 1930-е гг. как вариант модернизационного скачка в условиях тоталитарного режима.
(индустриализация и коллективизация)
Цели урока.
1. - помочь учащимся осознать социальную, гражданскую и личностную значимость учебного материала;
2. создать условиям для формирования представлений об эпохе, основных явлениях, связанных с процессом модернизации 30-х гг., закрепление знаний основных понятий темы.
3. создать условия для развития умения формулировать проблемы, работать с таблицами, анализировать статистические данные, формулировать на основании данных выводы.
- Вступление.
Обратимся к теме урока. Что является главным понятием в нашей теме?
Модернизация.
Объясните суть этого явления.
Значит, задачей нашего занятия будет изучения процессов модернизации в СССР в 1930-е гг.
-Какие процессы модернизации нас будут интересовать на сегодняшнем уроке?.
- В чём особенность этого процесса в нашей стране?
( догоняющий характер участие государства тоталитаризм особенности)
С какими явлениями экономической жизни связана модернизация в СССР?
- индустриализация, коллективизация.
Что мы понимаем под этими терминами?
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ сельского хозяйства в СССР, массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств.
Вывод. Исходя из темы урока мы предполагаем, что в нашей стране продолжается модернизация, которая проводится государством и представляет собой особенный вариант ускоренной догоняющей модернизации в форме индустриализации и коллективизации
Цели и задачи.
Любая экономическая политика государства имеет свои цели. Изучите следующие факты и ответьте на вопрос: Какие причины делали необходимой индустриализацию страны?
- в 1928 г. вся страна выпускала в день 2 грузовика, 3 трактора
- за рубежом закупали четверть текстильного оборудования, половину всех паровых турбин, 70% металлорежущих станков и тракторов
- СССР по производству промышленной продукции на душу населения отставал от передовых стран в 5-30 раз.
. Как вы думаете, во имя чего нужно проводить модернизационные мероприятия
В раздаточных листочках 2 варианта. Какая цель была определяющей и почему
Цели модернизации:
Обеспечение экономической независимости от других государств мира.
Или
Обеспечение более высокого уровня жизни населения страны?
Задачи:
- боеспособность армии
- преодоление технико-экономической отсталости
- развитие тяжёлой и оборонной промышленности ( милитаризация)
- решение социальных проблем, улучшение качества жизни населения.
- решение проблемы аграрной революции, обеспечение населения необходимыми продуктами
( как вы думаете, какая задача была первоочередной? Проранжируйте эти задачи.)
Как проводить модернизацию?
варианты проведения модернизации.
НЭП:
- с 1927г. строительство Турксиба
- с 1926 г – закладка Сталинградского тракторного завола
- 1927г. Днепрогэс
- план ГОЭЛРО (гос.комиссия по электрофикации России Кжжижановский) дек.1920 г к концу 20-х гг электростанции давали в 2 ,5 раза электроэнергии, чем в царское время
- десятки шахт в Сибири и Донбасе.
- если принять за 100% уровень пром.производства в 1913 г., то в 1928 г он составил в СССР –120 %, США –160 %, Германии –104 %, Англии-90%.
Оцените итоги НЭПа. Мог ли НЭП стать основой и вариантом модернизации?
? С какими кризисными явлениями столкнулась экономика и почему?
Что делать?
Бухарин, Рыков, Томский
трансформация НЭПа в рыночную
модель Сталин
развитие рыночных механизмов форсированное строительство «социализма»
уничтожение «ножниц цен» в городе и деревне (индустриализация, «правый уклон» и коллективизация , уничтожение
кулачества)
Почему победу одержала сталинская версия модернизации?
Источники модернизации
(Внутренние)
Предположите, что могло стать источниками для проведения модернизации
Индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчёт только на внутренние; Главный источник -- коллективизация с/х.
-продажа ценностей государства
- хлебный экспорт ( в условиях, когда страна на карточках)
- займы у населения ( 1927 г – 1 млрд руб., в 1935 г. – 17 млрд.руб
- повышение цен на вино-водочную продукцию. ( к концу 1920 х гг. доход от водки достигал 1 млрд руб, столько же давала промышленность)
- с/х давало в фонд развития народного хозяйства 33% за первую пятилетку, во второй – 17 %, а промышленность в 1928-1932 гг – 25%)
Какой самый главный источник не назван. Коллективизация. Почему именно коллективизация стала основным источником модернизационных изменений в промышленности?
Как в условиях неквалифицированной рабочей силы, добиться качественной работы при откровенном усилении эксплуатации рабочих и крестьян. Всё это при получении большинством рабочих низкой заработной платы, едва хватавшей на жизнь, а крестьяне вообще работали за «трудодни».
В.: труд людей д.б.максимально дешёвым методы модернизации:
-материальная заинтересованность ( идея бригадного подряда у кадровых рабочих, высокие зарплаты стахановцев)
- методы убеждения трудящихся энтузиазм («Через четыре года здесь будет город-сад» В.Маяковский) Стахановское движение 1935 г., рабочий день в 1913 г. – 10 часов, в 1917 г.—8 часов, в 1928 – 12-16 часов + штурмы, авралы, субботники)
- методы принуждения репрессии и бесплатный труд заключённых, коллективизация и почти бесплатный труд крестьян, раскулачивание и получение экономической базы коллективных хозяйств)
В.: подобная модернизация могла осуществляться только в системе тоталитарного режима с тотальным контролем за обществом и массовыми репрессиями.
5. Индустриализация. Проведение и итоги.
Как проходима индустриализация и к чему она привела нам расскажет Сергей Бондаренко.
Проведение индустриализации
XIV съезд –1925 г.
XVI партконференция 1929 г. – курс на индустриализацию.
1- й этап индустриализации в условиях НЭПа (1925-1928 гг.)
2- этап – пятилетки.
1) 1928/1929 – 1932/1933
2) 1933- 1937
. Проанализируйте данные таблиц. Во сколько раз увеличились объёмы производимой продукции?
показатели | Объём выпуска к 1932 г. | |||
1928г. | По плану | С учётом корректировки | Реально выполнено | |
Чугун (млн. т) | 3,3 | 10 | 17 | 6 |
Электроэнергия (млрд. кВт/ч) | 5,0 | 22 | 13 | |
Трактора (тыс. шт) | 1,3 | 55 | 170 | 49 |
Автомобили (тыс.шт.) | 0,84 | 100 | 140 | 24 |
показатели | 1932 | Объём выпуска к 1937 г. | ||
1 план | 2 план | Реально выполнено | ||
Чугун (млн.т) | 6 | 22 | 16 | 14 |
Уголь (млн.т) | 64 | 250 | 153 | 128 |
Электроэнергия(млрд.кВт/ч) | 13 | 100 | 38 | 36 |
В.: Итоги индустриализации – Технико-экономическая отсталость и зависимость от импорта были преодолены. социализм в основном построен.
Коллективизация.
Идея коллективного хозяйства – основа большевистской идеи преобразования сельского хозяйства.
1929 г. –год великого перелома—лозунг «сплошная коллективизация»
. Динамика коллективизации:
Периоды | Янв. 1930 | Март 1930 | Июнь 1930 | Июнь 1931 | Июнь 1932 | Июнь 1933 | Июнь 1935 | Июнь 1935 | Июнь 1937 |
Коллективизированные хозяйства(% к общему числу кр. хоз-в) | 22 | 56 | 24 | 53 | 62 | 65 | 83 | 91 | 93 |
Как вы думаете, с чем связано снижение темпов коллективизации в июне 1930 г.?
- на С Кавказе полк ОГПУ в 1929 г.окружили и уничтожили казаки, против них использовали авиацию
- В З.Сибири сосланные ранее кубанские казаки подняли восстание 10 тыс.человек
- 1929 г. 1,3 тыс.массовых выступлений, 3 тыс.тер.актов, война в Ср.Азии
- Убой скота: поголовье сократилось на 1/3
--неохотн.работают на колхоз. Паспортная система, чтобы остановить исход крестьян из деревни
2 марта 1930 г. статья Сталина «Головокружение от успехов» О перегибах в деле коллективизации, обвиняет в этом местные власти.
Почему процесс коллективизации с 1931 г. снова пошёл по нарастающей?
Раскроем понятие расулачивание.
Кулаки – 3-4%
процент раскулаченных – 15-20%
Почему?
Что стоит за этими цифрами. Сообщение Галина Тарасевич « Раскулачивание и голод 1932-1933 годов»
Вы думаете, это так давно и далеко было? Нет, это 30-е гг XX в. Ещё не прошло сто лет. Вы – потомки этих людей. Я попросила Сашу Пищак провести исследование. Семьи моих одноклассников в этот период. Вот что она узнала.
Сообщение-исследование А.Пищак «Наши предки в годы коллективизации и индустриализации»
Стоило ли это тех экономических показателей, которые представлены в таблице?
4. Проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы.
годы | Урожайнось Зерновых (центнеров/га) | Заготовки зерна (млн.т) | Валовый сбор зерна(млн.т) | Посевные площади (млн.га) | Крупный рогатый скот(млн.голов) | Население (млн.чел.) |
1913 | 8,5 | - | 76,5 | 94,4 | 51,4 | 139 |
1928 | 7,9 | 11 | 73,3 | 92,2 | 60,1 | 154 |
1932 | 7,0 | 23 | 69,9 | 99,7 | 38,3 | 166 |
1937 | 7,1 | 33 | 72,9 | 104,4 | 47,5 | 164 ? |
1939 | 7,7 | 36 | 77,9 | 100,4 | 51,7 | 171 ? |
За годы предвоенных пятилеток с/х получило 180 тыс.комбайнов, 680 тыс.тракторов
Итоги коллективизации –база и источник индустриализации.
. Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «потребление основных продуктов питания»
Продукты (кг) | Бедняки и середняки | Колхозники | |
1913 г. | 1928 г. | 1940 г. | |
Мука и крупы | 166 | 250 | 196 |
Картофель | 97 | 141 | 143 |
Молоко и молочные продукты | 86 | 242 (1924 г.) | 127 |
Мясо, сало и т.п. | 12 | 35-40 | 20 |
1935 г. «Жить стало лучше, жить стало веселее». Отменены карточки в городах.
Значение модернизации 30-х гг в СССР.
Вернёмся к целям. Смогли ли мы их реализовать?
исходя из целей экономического развития
Удовлетворение потребностей человека | Сохранение независимости государства, обеспечение его военной мощи |
- проблемы аграрного сектора на всём этапе развития советской экономики директивного типа | - СССР в 1942 г. производил военной техники больше, чем фашистская Германия, что позволило одержать победу в Великой Отечественной войне |
С ослаблением режима система стала неэффективной | Впоследствии даже военные отрасли оказались неспособными к внедрению новых современных технологий |
Подобная модернизация, проведённая таким способом была возможна только при одном условии каком?
Тоталитаризм. Эта тема нашего следующего урока.
д/з П. 47-48, таблица. Опережающее задание – тоталитаризм в Европе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....