Библейские сказания. Урок истории в 5 классе.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 «Б» классе. Тема: Библейские сказания. Урок – объяснение нового материала. Проведен 21 ноября 2012 г.
Оборудование урока: Учебник, фильм «Библейские сказания.Моисей».
Оформление доски: написана тема урока, новые слова ( евреи, Библия, скрижали, пророки, Израиль), домашнее задание.
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся.
Итак, ребята, мы с вами на прошлом уроке изучали историю возникновения Ассирийской державы. Давайте вспомним некоторые факты. Ответьте на следующие вопросы:
-Что позволило Ассирии стать сильной державой?(Освоение железа способствовало росту завоеваний и усилению могущества Ассирии).
-Из-за чего погибла эта держава?(Из-за слишком жестокого обращения с людьми на завоеванных территориях).
-Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?(Благо, т.к. создавались орудия труда, зло, т.к. создавалось оружие).
-Какие уроки оставила нам Ассирийская держава?(Нельзя быть слишком жестокими по отношению к людям, т.к. такая власть долго не продержится).
Выполняем задания «Историческая арифметика». На доске написаны следующие ребусы:
- (Амон-мон)+(Шамаш-ама)+Ур+(Библ-ибл)+Анапа+(Нил-Ни)=
Ответ :Ашшурбанапал.
Вопрос ученикам: Кто это? Чем он известен в истории?
Ответ ученика: Это правитель, при нем была собрана самая большая древняя библиотека, состоящая из глиняных табличек.
- Шахматы(3,5,4)+Шумер(3,2,5)+(Апис-4)=
Ответ: Хаммурапи.
Вопрос ученикам: Кто это? Чем он известен в истории?
Ответ ученика: Это правитель, при котором появились первые записанные законы. Они были выбиты на столбе, помещенном в центре города.
- Тутмос-мос+(Хуанхэ-Ху-э)+Амон=
Ответ: Тутанхамон. Это египетский фараон, чью гробницу нашли не разграбленной.
- Пуи-уи+Ур+(Ниппур-Нип)=
Ответ: пурпур. Это краска, которую научились добывать финикийцы из ракушек. Пурпурно окрашенные ткани были очень дорогими, поэтому их могли позволить себе носить только цари. Пурпур называли «царской краской».
- Ниневия(3,4)+Карфаген(4,7,3)+(Тир-р)-Иштар(3,1)=
Ответ: Нифертити. Это египетская царица
- Иероглиф-оглиф+(Ур-р)+(Саул-ул)+(Ливан-ван)+(Хам-ха)=
Ответ: Иерусалим. Это город.
Вопрос ученикам: Что это за город?
Ответ: Мы не изучали историю этого города, поэтому не можем ответить на вопрос.
Учитель: Совершенно верно. Иерусалим – новое для нас название. Сегодня мы познакомимся с ним и со всем, что связано с этим городом.
3.Объяснение нового материала.
Рассказ учителя.
Вавилонского царства были изгнаны несколько семитских племен пастухов-кочевников. Они ушли на запад и перешли реку Евфрат. Их так и стали называть – «евреи». Они нашли приют в Египте. Фараон заставил их работать на строительстве. Около 1200 года до н.э. еврейские племена ушли из Египта и долго скитались по пустыне. В это время у них возникает новая религия. А спустя еще немного времени евреи стали оседлым народом и образовали своё государство – Израиль.
Работа с картой.
Давайте по карте проследим путь, по которому прошли евреи прежде чем создали своё государство.
Работа с текстом учебника.
Прочитайте в учебнике о первых царях. (Ученики читают, затем отвечают на вопросы учителя)
Вопрос: Кто был самым известным царем Израиля?
Ответ: Соломон. Его называли очень мудрым человеком, потому что он был справедлив к людям.
Рассказ учителя.
После смерти Соломона государство распалось на Израильское и Иудейское царства. Начались тяжелые времена для простых людей. Богатые люди разоряли земледельцев и ремесленников, превращая их в должников и рабов. В эти времена появлялись пророки – люди, которые как считалось, могли говорить с Богом, могли предвидеть будущее. Они говорили, что Господь запрещает обижать бедных, лгать и воровать. Он избрал евреев для того, чтобы научить всех людей совершать только добрые поступки и не творить зла. Давайте познакомимся с Библией – первой книгой о Едином Боге.
Комментированное чтение учебника о появлении Библии.
Вспоминаем некоторые из библейских сказаний. (О сотворении мира, о первых людях и т.д.)
Мы изучили уже религии Древнего Египта и Междуречья. Сейчас мы попробуем сравнить картину мира Древнего Египта и Библейскую картину мира.
Ответы детей: 1. У евреев один бог, у египтян много; 2. В центре мира у Египтян Нил, а у евреев – Иерусалим; 3. Евреи делят мир на ад и рай, а египтяне нет. Общее: вера в жизнь после смерти. Могут быть и другие ответы.
Вопрос учителя: Как появление этой религии повлияло на историю людей?
Ответ: Новая религия учила добру и справедливости и стала очень популярной среди бедных людей.
Рассказ учителя.
Одним из самых известных пророков был Моисей. Именно он вывел евреев из Египта, чтобы привести их в землю обетованную. Именно ему Господь дал скрижали – каменные доски с 10 начертанными заповедями на них.
Вопрос: Знаете ли вы о каких заповедях идет речь? Назовите некоторые из них.
Ответ: Не убий, не укради, почитай отца и мать свою, не сотвори себе кумира и др.
Вопрос: Как вы думаете актуальны ли эти заповеди сегодня?
Ответ: да, актуальны. По-прежнему важно не причинять зла людям, уважать старших, особенно родителей. Моральные ценности со временем не меняются.
Давайте посмотрим, как Господь выбрал Моисея в качестве пророка.
Просмотр фрагмента фильма «Библейские сказания. Моисей». Фрагмент, когда Господь явился Моисею в виде горящего куста и объявил его своим пророком.
Вопрос: как вы думаете, библейские сказания повествуют о реальных событиях или о вымышленных?
Ответ: сказания о царях повествуют о реальных событиях, а остальное – вымысел. Человек может верить и не верить, все зависит от его религиозности.
- Закрепление изученного на уроке.
Работы с новыми понятиями, запись в тетрадь.
Евреи, скрижали, Библия, пророки, монотеизм, политеизм.
- Итог урока. Выставление оценок в журнал. Отмечаются наиболее активные ученики: Брылева Лиза, Бочков Юра, Назарова Света, Ковалкина Полина, Назарова Света, Гусаров Влад, Марков Никита, Тарасова Ира.
Домашнее задание: прочитать &16, ответить устно на вопросы. Найти библейские сказания, о которых не говорили не уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира
Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...