Формирование исследовательских навыков через применение кейс-технологий
статья по истории по теме

Бекетова Жанна Викторовна

В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии, политологии, экономике, бизнес-образовании. На наш взгляд, кейс-технологии с успехом могут использоваться в школе, так как  на современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon новые технологиии37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских навыков через применение кейс-технологий.

В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии, политологии, экономике, бизнес-образовании. На наш взгляд, кейс-технологии с успехом могут использоваться в школе, так как  на современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  1. закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  2. отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций  (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  3. отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  4. экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Кейсы классифицируют:

  1. По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда  оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.
  2. По источнику информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время, нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателями в дидактических целях.
  3. По субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.
  4. По дидактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения
  2. Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения)
  3. Обеспечение учащихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-,  СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется)
  4. Не загружать ученика большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях
  5. Обеспечение доступности преподавателя для учащихся, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

 Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две    фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое сопровождение,  как для самостоятельной работы учеников, так и для проведения предстоящего занятия. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.

Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, практические, творческие, коммуникативные и социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

В нашем случае  речь идет о моделировании ситуации (от английского «case»- случай, ситуация) и поиске решений в режиме деловой игры с оформлением результатов в виде мини-проектов.

Мы создали собственные кейсы, разработали индивидуальные и групповые задания для учащихся, подготовили видео- и фотоматериалы.

        На подготовительном этапе были организованы исследовательские группы «историков», «литераторов», «политологов», «обывателей»,  учащиеся под руководством учителя работали над групповыми проектами: проводили исследовательскую работу, выбирали способ защиты проекта.

   Для создания эмоционального настроя на уроке мы часто используем прием «погружения в эпоху» (другое название приема – «аквариум»).  Это может быть диалог учителей, просмотр видео, прослушивание музыкальных произведений и т.д.  Педагогический прием «аквариум»  уместно применять только в тех классах, где ученики готовы к такому виду работы. Успешность этого метода зависит и от нравственных качеств педагога, от уровня взаимопонимания между детьми и учителем.

        Результаты работы групп ученики представляют во время защиты проекта.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских навыков навыков в процессе изучения произведения. Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

В данной методической разработке представлены: пояснительная записка, образцы карточек-инструкций для детей со справочным материалом и опрными вопросами. Есть подробная разработка урока с выступлениям...

Развитие личностных универсальных действий членов НОУ через формирование исследовательских навыков

Исследовательская   деятельность открывает новые возможности для побуждения подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному. Занятие исследовательской деятельностью спос...

Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...

обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся по французскому языку через использование кейс-технологии"

Данный материал является обобщением инновационного педагогического опыта в  модульной технологии...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Формирование исследовательских навыков обучающихся через организацию системы внеурочной деятельности по математике

Исследовательская деятельность в школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса учащихся. Благодаря правильной организации исследований процесс...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

При кейс-технологии на уроке не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике получ...