Конструирование и оценивание заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся основной и средней школы по биологии с применением кейс-технологий.
методическая разработка по биологии (10 класс)
В методическом материале представлены технология работы с кейсом, этапы осуществления кейс-метода, применяемые на уроках биологии, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся. Разработанные кейс-задания по биологии для 7-11 классов по темам «Витамины», «Лишайники», «Генетика. Селекция», а также отдельные задания по развитию ЕНФГ, представлены в Приложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstuirovanie_i_otsenivanie_zadaniy_enfg.docx | 728.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
Конструирование и оценивание заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся основной и средней школы по биологии с применением кейс-технологий.
Аннотация
В методическом материале представлены технология работы с кейсом, этапы осуществления кейс-метода, применяемые на уроках биологии, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся. Разработанные кейс-задания по биологии для 7-11 классов по темам «Витамины», «Лишайники», «Генетика. Селекция», а также отдельные задания по развитию ЕНФГ, представлены в Приложении.
Введение
Актуальность
Естественнонаучные знания и умения, овладения которыми оценивалось международными исследованиями PISA и TIMSS, в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии. За школьным порогом не встретишь чисто биологическое, или чисто химическое, математическое явление, поэтому чрезвычайно важно формирование на уроках целостного мировосприятия и умения применять естественнонаучные знания для решения жизненных проблем. Формирование естественнонаучной функциональной грамотности является основой успешной сдачи ГИА в 9 и 11 классах, так как структура заданий ЕНФГ совпадает с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Приоритетной при конструировании КИМ ГИА является необходимость проверки у выпускников сформированности следующих способов деятельности: овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов и явлений, решении биологических задач в новой ситуации; планирование и проведение биологического эксперимента, объяснение полученных результатов.
Однако, проблема в том, что ГИА выпускники демонстрируют не высокие результаты выполнения заданий, связанных с овладением естественнонаучными знаниями и умениями. Кроме того, на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, так как, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ.
В своей работе для формирования естественнонаучной грамотности я использую кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Цель: создание условий формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии с применением кейс-технологий.
Задачи:
- Описать технологию работы с кейсом, этапы осуществления кейс-метода, применяемые на уроках биологии, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся.
- Сформировать методическую копилку учителя биологии по формированию функциональной грамотности.
Содержание практики
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности в системе своей работы я учитываю следующие умения обучающихся:
1. использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
2. выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
3.выявлять особенности естественнонаучного исследования;
4.делать выводы на основе полученных данных;
5.формулировать ответ в понятной для всех форме.
6.уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
7. уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
8.понимать методы научных исследований;
9.выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Метод кейс-технологий предполагает:
1.подготовленный в письменном виде пример кейса;
2.самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
3.совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;
4.следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Технология работы с кейсом в учебном процессе на уроках биологии сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:
1.индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
2.работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3.презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Основные этапы осуществления кейс-метода и цели каждого этапа.
№п/п | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ ЭТАПА |
1. | Знакомство с конкретным случаем | Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и самостоятельно привлеченной |
2. | Понимание проблемной ситуации принятия решения | Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее |
3. | Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений | Развитие альтернативного решения |
4. | Резолюция: нахождение решения в группах | Сопоставление и оценка вариантов решения |
5. | Диспут: отдельные группы защищают свое решение | Аргументированная защита решений |
6. | Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Особенности кейс-технологии:
1.присутствие исследовательской стадии процесса;
2.коллективное обучение или работа в группе;
3.интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;
4.специфическая разновидность проектной технологии;
5.стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.
Роль учителя при применении кейс-технологий:
1.создает кейс или использует уже имеющийся;
2.распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);
3.знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
4.организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков;
5.организует презентацию решений в малых группах;
6.организует общую дискуссию;
7.выступает с обобщающим анализом ситуации;
8.оценивает учащихся.
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована на:
1.формирование и развитие информационной компетентности;
2.развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией;
3.формирование функциональной грамотности, особое внимание, уделив ключевому компоненту грамотности –креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, коммуникации и культуры обмена мнениями.
Результаты
Мною были разработаны кейс-задания:
- Кейс № 1. Курс «Человек и его здоровье» Тема «Витамины».
- Кейс № 2. Курс 7 класса «Систематические группы Растений. Грибов». Тема «Лишайники.
- Кейс № 3 Курс «Общая биология» 10 класс. Тема «Генетика. Селекция».
- Отдельные задания по развитию ЕНФГ.
Кейс-задания удобны для организации групповой и индивидуальной работы, а также соответствуют требованиям ФГОС и школьной программы по биологии. Подборка заданий поможет учителю биологии обеспечить учащимся положительные эмоции, сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Выводы
Обучающихся необходимо на уроках и на внеурочных занятиях постоянно погружать в деятельность по объяснению процессов и явлений в знакомых ситуациях на основе имеющихся научных знаний. Если систематически организовывать такую работу, то учащиеся начнут демонстрировать такой уровень естественно-научной грамотности, который позволит им активно участвовать в жизненных ситуациях, относящихся к области науки и технологии, показывать отличное качество знаний на ГИА.
Приложение
Кейс № 1. Курс «Человек и его здоровье» Тема «Витамины».
Первые сведения об этой коварной болезни относятся к эпохе крестовых походов, к началу XIII века заболевание было распространено среди экипажей кораблей и получила название «морской скорбут» (рис1). На материке массовые заболевания цингой имели место, как правило, в изолированных местах скопления людей: осаждённых крепостях, тюрьмах, удалённых посёлках.
Рис 1. «Морской Скорбут»
Опасный недуг свирепствовал среди первостроителей города Комсомольска-на-Амуре зимой 1933 года. Одним из самых тяжких испытаний, выпавших на долю первостроителей города Комсомольска-на-Амуре была страшная болезнь, о которой большинство из них никогда не слышали. Строители, вторгшиеся в тайгу, оказались в положении полярников. Тут их и подкараулила незнакомая болезнь (рис2). У молодых, здоровых ребят начинали пухнуть ноги, выпадать зубы, они слабели и валились с ног. Незнакомая болезнь пугала людей. Они чувствовали себя беспомощными перед ней. Врачи сбивались с ног, спасая больных, число которых возрастало с угрожающей быстротой.
Рис 2 Заболевание первостроителей
Спасительное предложение в борьбе с этим заболеванием внес опытный доктор Пендрие В.Л. Именно он предложил способ борьбы с опасным недугом – хвойный отвар. В ту суровую пору были спасены жизни многих первостроителей.
Химический состав хвои сосны - каротин, рибофлавин, ниацин, пантотеновая кислота, аскорбиновая кислота, антоциановые соединения, накапливающиеся больше зимой и ранней весной, около 5% дубильных веществ, алкалоиды.
Вопросы к задаче:
1.О каком заболевании идет речь?
2.Проанализируйте химический состав хвои сосны и назовите причины этого заболевания.
3. Почему жители Комсомольска-на-Амуре в первые годы становления города страдали от этого заболевания?
4. Предложите способы профилактики этого недуга, которыми могли воспользоваться в 1932-33 годах дальневосточные жители, кроме хвойного отвара.
Кейс № 2. Курс 7 класса «Систематические группы Растений. Грибов». Тема «Лишайники.
Задание 1. Растения сфинксы
В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша (рис 1). Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс».
Рис 1. Афиша лекции «Растения-сфинксы»
Своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Основу тела сфинкса образуют гифы гриба (рис 2). Они формируют нижний и верхний корковые слои, обуславливая форму и окраску этого организма. Слоевище прикрепляется к субстрату тоже с помощью гиф. Клетки водоросли занимают полости между гифами. Некоторые эти организмы достигают длины более 1м, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Растут медленно. Возраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и даже тысячу лет.
Рис 2.Тело сфинкса
1. О каком организме К.А. Тимирязев подготовил лекцию?
2.Почему лекция называлась «РАСТЕНИЕ – сфинкс»?
Задание 2
Растения – сфинксы используют для получения красок. Найдите Стенную золотянку, она чаще всего встречается на стенах старых домов, камнях (рис 3).
Установите последовательность этапов эксперимента по получении краски.
1.Раствор приобрел ярко-красный цвет.
2.Попробуйте проделать это же опыт с другими видами лишайника.
3.Измельченный лишайник положите в колбу с раствором пищевой соды.
4.Отделите ее от субстрата и измельчите. Рис 3. Стенная золотянка
5.Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений и приложите фотографии.
6.Понаблюдайте в течении 5-9 минут
7.Профильтруйте его и попробуйте окрасить им ткань или бумагу.
Задание 3. Особенности экологии
Растения-сфинксы характеризуются очень медленным ростом: от долей миллиметра до нескольких сантиметров в год. Скорее всего, это связано с небольшим относительным объёмом автотрофных водорослей, синтезирующих органические вещества.
Наибольшей скоростью роста обладают кустистые формы, которые произрастают в местах повышенной влажности и высоких температур, наименьшей — обитатели холодных районов. Накипные формы растут своей периферией, а кустистые — концами «веточек». Возраст слоевища растений-сфинксов может насчитывать несколько сотен и даже тысяч лет.
Низкая скорость роста приводит к тому, что они в основном растут в тех местах, где не встречают конкуренции со стороны растений. Часто эти организмы растут как эпифиты в кронах деревьев.
Растения – сфинксы способны переносить как очень высокие (50–60 °С), так и очень низкие (ниже –50 °С ) температуры. У арктических видов фотосинтез происходит даже при температуре –25 °С, что невозможно для растений. Большинство видов предпочитают хорошо освещенные места.
Способность гриба поглощать и удерживать воду позволяет этим существовать в крайне сухих условиях. Они могут поглощать воду не только во время дождей, но и из тумана, и насыщенного водяным паром воздуха.
Многие эти организмы очень требовательны к чистоте воздуха, поэтому видовое разнообразие их в городах существенно ниже, чем в дикой природе.
Вопрос – в каких природных зонах распространены кустистые и накипные растения-сфинксы?
Задание 4
На севере зимой основной корм для оленей – это растения-сфинксы. Почему для жизнедеятельности оленям достаточно питаться только этим кормом? Для ответа на вопрос проанализируйте таблицу «Химический состав ягеля» и сделайте вывод.
Таблица 1. Химический состав ягеля
Наименование | Содержание в % |
Белки | 4,87 |
Жиры | 5,09 |
Минеральные вещества | 3,95 |
Углеводы | 56-82 |
Клетчатка | 2-45 |
Усниновая кислота | 1,08 |
Витамин С мг/100 г | 11,4 |
Витамин А мг/100г | 10,3 |
Критерии оценивания
Задание № _1____ «Тема» Лишайники | |
Характеристика задания
| |
Система оценивания | |
2 балла |
|
1 балл | Дан один элемент ответа из двух |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует |
Задание № _2____ «Тема» Лишайники | |
Характеристика задания
| |
Система оценивания | |
2 балла | 4361725 |
1 балл | Две цифры неверно записаны |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует |
Задание № _3____ «Тема» Лишайники | |
Характеристика задания
| |
Система оценивания | |
2 балла |
|
1 балл | Дан один элемент ответа из двух |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует |
Задание № _4___ «Тема» Лишайники | |
Характеристика задания
| |
Система оценивания | |
2 балла |
|
1 балл | Дан один элемент ответа из двух |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует |
Кейс № 3 Курс «Общая биология» 10 класс. Тема «Генетика. Селекция».
Значение работ Н.И. Вавилова для генетики и селекции
Задание 1. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Н.И. Вавилов на основании изучения большого количества различных видов растений в 1920 году сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости: «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости с такой правильностью, что зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов»(рис 1). С менее четкой формулировкой аналогичную мысль высказывали и ранее _Ч. Дарвин и другие ученые. Закон гомологических рядов имеет общебиологическое значение, справедлив для всех живых организмов. На основании этого закона можно предсказывать, какие мутантные формы могут возникнуть у близкородственных видов. Анализ огромного количества культурных растений и их дикорастущих предков, позволил Н.И. Вавилову сформулировать закон, устанавливающий параллелизм в наследственной изменчивости организмов, имеющих большое значение как для теоретической генетики, так и для практической селекции. Рис 1. Формы пшеницы
Свое открытие Вавилов представил только в 1920 году, во время съезда селекционеров, проходившего в Саратове. По мнению его коллег, открытие Николая можно было поставить в один ряд с открытием Менделеевым периодической системы элементов в химии. Разработка Вавилова произвела фурор и открыла самые широкие перспективы для ее практического применения.
Проанализируйте таблицу 1 и 2 . Определите наиболее близкородственные виды растений и животных.
Таблица 1. Виды растений
Кукуруза | Гречиха |
Горох | Рис |
Пшеница | Подсолнечник |
Таблица 2 Виды животных
Овца | Кабан |
Верблюд | Снежная коза |
Горал | Носорог |
Задание 2. Экспедиции Н.И. Вавилова.
Почти половину своей жизни Николай Вавилов провел в экспедициях (рис 2). Еще в студенческие годы он побывал на Северном Кавказе и Закавказье.
В 20-х годах Николай отправлялся в экспедиции уже со своими студентами, каждый раз возвращался с богатейшей коллекцией растений, служившей подкреплением к его открытиям.
В 1924-м Вавилов первый из всех европейцев сумел посетить Нуристан, закрытую провинцию Афганистана. Потом бродил по Африке, Средиземноморье, Индии, откуда вернулся с новыми экземплярами для своей коллекции. Николай отметил, что в Индии им удалось обнаружить «прарожь». Экспедиция ученого прошла по пути великого полководца Александра Македонского.
Рис 2. Экспедиции Н.Вавилова
В 20-е годы Вавилов организовал экспедицию в Хивинский оазис в Узбекистане, с 1926-го по 1927-й занимался исследовательской деятельностью в Марокко, Алжире, Палестине, Сирии. Кроме этого ознакомился с растительным миром Франции, Греции, Португалии и Испании. В основном его маршруты были пешими, вместе с группой ученый «протопал» более двух тысяч километров. Коллекция собранного материала насчитывала несколько тысяч образцов.
В НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ НИКОЛАЙ ПОБЫВАЛ В КИТАЕ, ЯПОНИИ И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ. ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСПЕДИЦИЙ УЧЕНЫЙ ИЗДАЕТ СВОЮ ВТОРУЮ ВАЖНУЮ РАБОТУ, ПОСВЯЩЕННУЮ ЦЕНТРАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ. ЭТОТ ТРУД УДОСТОИЛСЯ ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ.
За всю свою жизнь Вавилов побывал в 180 экспедициях, которые охватывали Америку и Евразию (рис 3). Его признали великим путешественником, обогатившим мировую науку о растениях. В результате он собрал невиданную до тех пор коллекцию культурных растений, число которых перевалило за 250 тысяч единиц. Эта коллекция и стала основой первого созданного в мире генного банка.
Рис 3. Предметы, привезенные из экспедиций Н. Вавиловым
Задание 3. Коллекция зерновых культур Н. И. Вавилова.
В России есть уникальная, бесценная коллекция, виртуальная стоимость которой оценивается в триллионах долларов, но она призвана служить всему человечеству и поэтому она бесценна (рис 4).
Рис 4. Коллекция зерновых культур Н. Вавилова
Это мировая коллекция генетических ресурсов растений. Ей больше ста лет, но она живая, продолжает расти и
развиваться. Она расширялась и увеличивалась не ровно и неоднородно. Ей пришлось пережить Первую мировую войну, Гражданскую войну, период репрессий, Блокаду Ленинграда Великой Отечественной войны, трудности послевоенного и современного периодов.
Интерес Гитлера
Союзникам по антигитлеровской коалиции стало известно, что Гитлер создал специальную команду СС для захвата вавиловской коллекции семян. По мере продвижения команды захватывали небольшие фонды семян на западе СССР. Но главный трофей им, — коллекция ВИР в Ленинграде, — не достался.
Уникальная коллекция зародилась в Санкт-Петербурге. Место рождения – бюро прикладной ботаники. Бюро образовалось в 1894 году, но коллекция стала создаваться не сразу. Известно, что к 1901 году в ней был 301 образец.
Коллекция семян культурных растений, собранная советским учёным-ботаником Н. И. Вавиловым и его сотрудниками в результате 110 ботанико-агрономических экспедиций по всему миру, принёсших мировой науке результаты первостепенной значимости. С 1923 по 1940 год Н. И. Вавиловым и другими сотрудниками ВИРа было совершено 180 экспедиций, из них 40 — в 65 зарубежных странах. Результат вавиловских научных экспедиций - создание уникальной, самой богатой в мире коллекции культурных растений, насчитывавшей в 1940 году 250 тысяч образцов.
Рис 5. Коллекция Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова
Генофонд содержит некоторые культуры, которых уже нет в природе. Роль этой коллекции незаменима в обеспечении продовольственной безопасности России. Так, с ее использованием в стране было выведено свыше 4,5 тыс. районированных сортов сельскохозяйственных культур, способствовавших повышению урожайности и качества продукции. К 2018 году образцов в коллекции было уже более 325 000. Примерно на 75 тыс. больше, чем во времена Вавилова (рис 5).
У каждого образца есть дубликаты, 2-4 дубликата. Есть живые образцы, есть гербарии. Более 20% сортов из коллекции сохранились только в институте ВИР (рис 6).
Рис 6. Всероссийский НИИ растениеводства имени Н.И.Вавилова в Санкт-Петербурге.
Почему Н.И. Вавилова называю ученым, накормившем человечество?
Задание 4. Химический состав зерновых культур.
По данным Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова (ВИР), содержание белка в зерне мягкой пшеницы изменяется от 7,6 до 25,8 %, а у твёрдой — от 9,9 до 26,5 %, в среднем 15–18 %.
В зерне пшеницы также содержатся:
- крахмал (65–75 % на сухое вещество),
- сахара (2–3 %),
- клетчатка (1,5–3,5 %),
- гемицеллюлоза (8–10 %),
- жиры (2,0–2,5 %),
- витамины (B, B2, B6, PP, H, C, A, E),
- зольные элементы (1,5–2,5 %),
- вода (8–14 %).
Таблица 3. Химический состав зерновых культур
Культура | Белки | Углеводы | Жиры | Зола | Клетчатка |
Пшеница мягкая | 13,9 | 79,9 | 2,0 | 1,9 | 2,3 |
Пшеница твердая | 16 | 77,4 | 2,1 | 2,0 | 2,4 |
Рожь | 12,8 | 80,9 | 2,0 | 2,1 | 2.4 |
Ячмень | 12,2 | 77,2 | 2,4 | 2,9 | 5,2 |
Овёс | 11,7 | 68,5 | 6,0 | 3,4 | 11,5 |
Кукуруза | 11,6 | 78,9 | 5,3 | 1,5 | 2,6 |
Рис | 7,6 | 72,5 | 2,2 | 5,9 | 11,8 |
Просо | 12,1 | 69,8 | 4,5 | 4,3 | 9,2 |
Гречиха | 13,1 | 67,8 | 3,1 | 2,8 | 13,1 |
Проанализируйте таблицу «Химический состав зерновых культур» и ответьте на вопросы:
- Какой вид зерновых культур наиболее богат клейковиной?
- Почему типичные итальянские макароны плохо получаются из мягких сортов пшеницы?
Отдельные задания по развитию ЕНФГ
Задание № 1
Познавательные УУД: умение обобщать
Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение.
Выберите из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.
1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.
2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему.
3. У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.
4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зеленых стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение погибает.
5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.
6. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
7. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.
8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах.
Задание № 2
На этих фотографиях – три разных человека.
Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции.
Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения.
Напишите рассказ из 3 – 4 предложений о человеке как особом существе. В своём рассказе обязательно укажите:
– черты, которые характеризуют человека как представителя живой природы;
– черты, которые выделяют человека из живой природы;
– изменения, которые привнёс человек в живую природу.
Задание № 3
Личностные УУД
Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы:
- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
3. Я демонстрирую свежее яблоко и счищаю с него кожуру.
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы объяснить изменения, которые произошли с яблоком?
- Где найти эти знания?
- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
Задание № 4
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Задание № 5
5 класс. Тема урока: «Ткани».
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Совместное открытие знаний.
- Какие главные функции выполняют клетки растений? Записываю на доске варианты ответов.
- Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию? (1–2 примера.)
- Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка?
- А какие функции одна клетка выполнить не может?– Какой же выход? Как это можно преодолеть?
- Работа с текстом учебника. Предварительное обсуждение в парах.
- Что такое ткань?
- Какие виды тканей бывают?
- Какие функции они выполняют?
- Как растение получает минеральные вещества? Откуда?
- Где должны находиться покровные ткани? Какими они должны быть, чтобы не мешать друг другу?
- Какие клетки образуют основную ткань?
- Какая ткань помогает растению не сминаться? Как она должна быть устроена?
- Все вещества растение получает благодаря двум тканям – всасывающей и основной. А как распределить эти вещества между всеми частями растения?
- Если растение находится в одних и тех же (неизменяющихся) условиях, ему нужны изменяющиеся части? Почему? (Пример растения.)
– А если условия непостоянны?
Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.
Задание № 6.
Смысловое чтение по теме «Строение и значение побега» с использованием различных приёмов.
Поисковое (просмотровое) – направлено на нахождение конкретной информации, нужного факта. Вставьте пропущенные слова в предложения. Отдел Моховидные.
1) Хорошо разрастаются мхи на_______________________, используя для своей жизнедеятельности__________________ и ______
2) Они прикрепляются к почве нитевидными выростами —
3) Один из наиболее высокорослых мхов____________
4) Мхи — единственные растения, у которых_______ преобладает над_____________________.
5) Накапливаясь год за годом, отмершие мхи образую…………………………………….. .
Задание № 7.
Выполни мини-проект «Модель строения клетки», «Модель зуба», Информационный буклет «Болезни ОДС и их профилактика».
Задание № 8
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях
Однодольные___________________Двудольные___________________________
Задание № 9
Умение обобщать
- Что является лишним в данном перечне:
Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии.
Яблоко, яблоня, осина, береза.
- В предложенном наборе понятий, выбрать 2 по одному общему признаку.
Жаба, тритон, лягушка, квакша, саламандра, лягушка-бык.
Стрекоза, тарантул, жук, паук, бабочка, блоха.
- Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий)
кровь – кость
фибриноген – гемоглобин
ДНК – РНК
митохондрии – рибосомы?
- Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов.
Плод, почка, семя, цветок.
Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания, направленные на формирование коммуникативной грамотности учащихся
Данная публикация включает в себя коммуникативные задачи, решаемые на каждом уроке и способствующие развитию навыков говорения...
Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии...
Статья "ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ"
Работа содержит примеры авторских заданий на развитие естественнонаучной грамотности и рекомендации по их оцениванию...
Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности
Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...
Задания направлены на формирование естественнонаучной грамотности для обучающихся 8 класса и проверки знаний национально-регионального компонента по зоологии.
задания по зоологии для формирования естественнонаучной грамотности и проверки знаний национально-регионального компонента...
Задания, направленные на формирование функциональной грамотности по биологии.
Задания ,направленные на формирование ЕНГ, которые можно использовать на уроках биологии....
Презентация "Примеры заданий направленных на формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"
В материале представлены задания на формирования функиональной грамотности на уроках изобразительного искусства....