Формирование исследовательских навыков обучающихся через организацию системы внеурочной деятельности по математике
методическая разработка (10 класс)

Забелина Галина Михайловна

Исследовательская деятельность в школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса учащихся. Благодаря правильной организации исследований процесс обучения становится интересным, он выводит учащихся на новый уровень познания, формирует умения и навыки работы в разных областях науки, выделяет их индивидуальность и помогает приспособиться к меняющимся социальным условиям. В докладе представлено развитие исследовательских навыков, обучающихся на внеурочных занятиях по математике. Внеурочная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основной целью внеурочной работы является приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования. Приведен фрагмент исследования, проведенного обучающимся по теме «Ловушки в геометрии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация ИОМ через  внеурочную деятельность

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся   через систему внеурочной деятельности по математике

Формирование исследовательских навыков обучающихся через организацию системы внеурочной деятельности по математике

Забелина Галина Михайловна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ Первомайской СОШ, с Первомайское

Аннотация. Исследовательская деятельность в школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса учащихся. Благодаря правильной организации исследований процесс обучения становится интересным, он выводит учащихся на новый уровень познания, формирует умения и навыки работы в разных областях науки, выделяет их индивидуальность и помогает приспособиться к меняющимся социальным условиям. В докладе представлено развитие исследовательских навыков, обучающихся на внеурочных занятиях по математике. Внеурочная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основной целью внеурочной работы является приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования. Приведен фрагмент исследования, проведенного обучающимся по теме «Ловушки в геометрии».

Ключевые слова: внеурочная работа, исследовательская деятельность, творческое развитие, компетенции, социализация учащихся.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому человек, обладающий элементарными   навыками научно-исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях своей деятельности.

Выпускник школы должен:

  • самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Целью моей работы стало: Создание благоприятных условий для развития познавательной и исследовательской компетентности, формирование   способностей детей к самообразованию в интересах личности, общества и государства.

Исходя из цели были поставлены задачи, направленные на реализацию данной цели:        

  • организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
  • использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения;
  • разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • организация участия во всероссийских, областных, муниципальных конкурсах и конференциях.

        Внеурочная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основной целью внеурочной работы является приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования.

Внеурочная работа по математике дополняет, развивает и углубляет учебный процесс, учитывает личные запросы ученика и стремиться к их исполнению. Во внеурочной деятельности, в том числе и по математике, формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам.

При изучении курса геометрии большое внимание уделяется решению задач. Большинство задач имеет единственное решение.  Но встречаются задачи, в условиях которых есть неопределенности. Условие задачи может удовлетворять различным геометрическим ситуациям, без учёта которых решение может оказаться неполным. Такие задачи предполагают неоднозначность их решения. Из статистики результатов ЕГЭ известно, что малая доля выпускников справляется с данными задачами. По запросам учащихся разработан элективный курс «Многовариантные задачи в геометрии», направленный на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников на формирование у них новых видов исследовательской, познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов. Курс направлен на развитие исследовательских навыков через анализ и решение многовариантных задач.

В содержании выделено пять логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем. Изучение данных тем обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность делать выбор заданий для учащихся различной степени подготовки.

Я обращаю особое внимание на реализацию принципа минимакса, обеспечивающего разноуровневый подход во время проведения внеурочных занятий. Для меня очень важно, чтобы каждый ребёнок получил от проведения занятий значимый результат, не испытывая при этом перегрузок, как в эмоциональной сфере, так и в умственной. В соответствии с принципом минимакса каждый ребенок выбирает собственную образовательную траекторию: для кого-то достаточен минимум, а другие, по желанию, идут дальше. 

С точки зрения учащихся, исследовательская деятельность – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности.  Исследовательская деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать результат, самоутвердиться. Одним из примеров интеллектуального продукта по теме курса «Многовариантные задачи в геометрии» является исследовательская работа ученицы 10 класса. Она назвала ее «Ловушки в геометрии». В основной части работы на примерах многовариантных задач проведен анализ условий задач и выявлены неопределенности в условиях. Решение задач такого типа зависит от построения рисунка, отвечающего условиям задачи, а рисунок не всегда может выглядеть однозначно. Проанализировав неопределенности в условиях задач, сделана систематизация задач по видам. Все рассматриваемые задачи доведены до окончательного ответа. Сделан вывод, что многовариантные задачи способствуют интеллектуальному развитию, служат хорошим материалом для отработки навыков анализа, развивают логическое мышление, навыки исследовательской деятельности.

Фрагмент работы:

Задача 10. Дан ромб со стороной, равной 1 и острым углом, равным π/6. Точка K лежит на стороне BC, причём BK = KC. Найти расстояние от вершины B до AK.

Исследование задачи показывает, что неоднозначность в условии, состоит в выборе величины угла В. Угол B может оказаться тупым, равным 5π/6 или острым, равным π/6. Задача имеет два решения.

Дано: ABCD ромб, сторона ромба 1, острый угол π/6, КВС, ВК=КС.

Найти: расстояние от вершины В до АК.

          Анализируя свою деятельность, я задаю себе вопрос: «Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия и занимаясь учебно-исследовательской деятельностью?» Прежде всего, ученики приобрели навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, то есть происходила мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились информацией, своими идеями, брали интервью, задавали вопросы. Благодаря исследовательской деятельности как на уроке, так и на внеурочных занятиях у обучающихся вырабатывается привычка вникать в глубины математической науки.

          В результате внеурочной деятельности по математике раскрывается творческий потенциал обучающихся. Их математический кругозор расширяется. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, не боятся скрупулёзной работы, требующей затрат времени. Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействие с обучающимися посредством проведения различных внеурочных занятий. Работа над проектами, исследованиями развивает участников, приспосабливая их к современному постоянно меняющемуся миру.

Американский учитель Карл Роджерс написал в своей книге «Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека».

          «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель». (Антуан де Сент-Экзюпери)

.

Библиографический список

  1. Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Учимся решать задачи по геометрии. Учеб.-метод. пособие. – К. «Магистр», 1996, – 256 стр. (глава IV «Многовариантные задачи»).
  2. ЕГЭ 2019. Математика. Профильный уровень. Банк заданий. Задания с развернутым ответом. Садовничий Ю.В. (2019, 656с.)
  3. Гордин Р.К. ЕГЭ 2010. Математика. Задача С4 / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2017. – 148 с.
  4. www.mathege.ru  - Математика ЕГЭ 2019 (открытый банк заданий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

Доклад на тему "Формирование исследовательских навыков на уроках и во внеурочное время"

Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся....

Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города  Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...