урок истории в 6 классе "Владимиро-Суздальское княжество"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Урок по данной теме является третьим уроком в теме «Русь во второй половине XII – XIII в.» и соответствует требованиям Стандарта. Главной целью урока является создание условий для формирования универсальных учебных действий средствами урока истории. Через усвоение исторических знаний учащиеся 6 класса обучаются умению создавать презентацию, сознательно организовывать, регулировать и оценивать свою деятельность. Урок носит воспитывающий характер, т.к. Владимиро-Суздальское княжество впоследствии становится центром объединения русских земель и центром нового великого государства Россия. Особенно актуальна данная тема в Год российской истории, поэтому разработку урока, презентацию, приемы организации самостоятельной деятельности можно с успехом использовать и на уроках географии при изучении темы «Общая характеристика Европейской России», и во внеклассной работе «Проблемы рождения российской государственности»
Реализации поставленных задач способствовали различные методы, формы и средства обучения. В основе моделирования урока - технология модерации. По мнению автора разработки, технология модерации в большей степени соответствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов на данном уроке.
Большая часть урока отведена самостоятельной работе, в ходе которой учащиеся работали с различными источниками информации: документы, интернет, учебник, иллюстрации, карты и др. Приемы организации самостоятельной деятельности: работа с эпиграфом, интерактивные тесты, работа со сравнительно-обобщающей таблицей, памятками, вектором развития и др.
В течение всего урока используются электронные цифровые ресурсы, которыми владеют учитель и учащиеся. Поэтому важным условием реализации является наличие современных мультимедийных средств обучения и владение современными ИКТ.
Формированию личностных результатов и созданию адаптивной образовательной среды на уроке способствуют приемы мотивации, активизации познавательной деятельности, музыка в исполнении знаменитых российских певиц, стихи, произведения живописи.
Отбор содержания урока определялся Основными требованиями к уровню подготовки учащихся по истории, современными требованиями к результатам исторического образования. На уроке созданы условия для поиска аргументов, почему Владимирско-Суздальское княжество стало центром русских земель. Учащиеся самостоятельно определили план исследования: географическое положение, природные условия княжества, занятия населения, города как центры культуры, сильные князья. Совокупность и наличие данных признаков могут стать важной причиной для превращения княжества в центр нового единого государства.
Список литературы указан в технологической карте урока и в презентации к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока "Владимиро-Суздальское княжество с использованием ЦОР" | 34.31 КБ |
презезентация к уроку | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Урока изучения нового материала
По теме « Владимиро-Суздальское княжество»
- Ф.И.О.: Козлова Людмила Геннадьевна
- Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключи Кирово-Чепецкого района Кировской области
- Должность: учитель истории и обществознания
- Предмет: история
- Класс: 6
- Тема и номер урока в теме: «Владимиро-Суздальское княжество», 3 урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
- Базовый учебник:
«История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.- М.: Просвещение, 2009;
- Цель урока создать условия для формирования умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества на основе использования ЭОР.
- Задачи:
- обучающая: способствовать усвоению знаний об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества и усилению его среди других русских земель; расширению знаний о русских князьях Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо, об основании г. Москва
- развивающая: способствовать обучению умения сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; презентовать и самостоятельно оценивать итоги своей работы с ЭОР:
- воспитательная: Средствами учебного занятия воспитание уважительного и толерантного отношения к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.
- Методы обучения частично-поисковый
11. Тип урока: урок изучения нового материала
12. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
13. Необходимое техническое оборудование: 8 учащихся - 4 компьютера с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность учащихся | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. | Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Проверяют памятки, пакет материалов, учебники, тетради | 1 | |
2. | Целеполагание и мотивация | Стихотворение «Мы – россияне» презентация слайд 1 | Предлагает заполнить пропущенное слово в стих.Приложение6. Организует беседу: Что значит МЫ – Россияне? Что нас объединяет? Делает вывод: у нас одна Родина. С чего начинается Родина? Сегодня на уроке мы продолжим характеристику русских княжествах и поиск исторических фактов в различных источниках информации об истоках Российской государственности. Прежде, чем перейдем к теме урока, повторим изученный материал. | Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы и дополняют их. читают вслух, вставляют РОССИЯНЕ рассуждают | 3 |
2 | Актуализа-ция знаний и умений | Презентация к уроку слайд 2 Музыка. «Я люблю тебя, Россия» (Д.Тухманов - М.Ножкин) поет Заслуженная артистка России Г. Ненашева | Обращается к презентации Понятие, дата, имя, карта, причина, следствие.
Включает музыку с целью создания адаптивной образовательной среды | Выбирают задание и индивидуально отвечают, дополняют ответы. Возможна работа в парах. Показывают на карте. Работают с картой «Феодальная раздробленность» стр. 74 учебника Слушают, Высказывают гипотезы | 4 |
Постановка целей и задач урока. | Презентация к уроку слайд 3,4
| Зачитывает статью и предлагает найти противоречие и сформулировать тему урока. Объявляет тему урока и предлагает записать её в таблицу. Что и насколько вы знаете по данной теме? Отметьте в векторе развития. Объявляет цель и задачи урока. Демонстрирует на слайде и доске. Мы знаем, что только сильное, процветающее княжество могло обеспечить себе независимость от власти киевского князя. Для этого оно должно отличатся выгодным географическим положением, природными условиями для занятия земледелием, устойчивыми торговыми и культурными связями через города, сильной княжеской властью, способной остановить усобицы. В ходе урока я предлагаю вам найти доказательства (не менее 3) по каждому из вопросов, а также мы учимся работать с разными источниками информации | Находят противоречие, задают вопрос: Формулируют тему. Записывают тему урока в таблицу. Отмечают в векторе развития уровень знаний по теме, приоритетные задачи урока Приложение 2. Объявляют о своих задачах на уроке
| 4 | |
Первичное восприятие информации | 1.Владимиро-Суздальское княжество | Предлагает задания парам на выбор в зависимости от поставленной задачи 1 пара - Предлагает выполнить задания по карте и оценить географическое положение княжества 2 пара - Природные условия и занятия населения. 3 пара – Города –центры культуры 4 пара Политический строй | Выбирают задания. Работают с картой. Заполняют тетрадь, лист самоконтроля | 10 | |
Осознание и осмысление информации | Презентация к уроку слайд 5, | Предлагает презентовать свою работу и выбрать вопрос Приложение 3. Сопровождает рассказ презентацией | Выступают с рассказом. Задают вопросы. Отвечают, оценивают выступления согласно Приложения 5 | 7 | |
Закрепление ЗУН | 2. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII века | Организует самостоятельную работу с таблицей «Княжество и князья» Организует беседу по вопросам к таблице Приложение 4 | Работают с ЭОР заполняют таблицу Приложение 4 Участвуют в беседе, выбирают вопрос, дополняют, делают вывод | 5 | |
4 | Применение учебного материала в знакомой ситуации | 3. Русь в период феодальной раздробленности | Предлагает выполнить задание ЭОР | Выполняют упражнение | 3 |
5 | Применений учебного материала в новой ситуации | 4. Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности | Предлагает найти ошибку у художника | Выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой | 2 |
6 | Контроль и учет ЗУН | 5. Задания к параграфу «Владимиро-Суздальское княжество» | Предлагает учащимся открыть ЭОР. Организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР. (формулировка задания). По окончании работы учащиеся выполняют самопроверку. | Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку по образцу на экране. | 3 |
7 | Рефлексия | Обращает внимание учащихся на практическую цель урока, предлагает сделать выводы по изученному материалу и оценить уровень своих достижений по вектору развития - Что было трудным и не получилось? - Чье выступление было самым интересным и почему? - какой важный жизненный вывод для себя сделал на уроке? | Обращаются к задачам урока, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений. Определяют способы получения применения умений: (- выход в Интернет к ЭОР; - сообщение по теме с опорой на ЭОР; - применение знаний и умений по теме в стандартной и измененной ситуациях) и уровень своих возможностей при работе с данными источниками. | 2 | |
8 | Домашнее задание | Информирует о домашнем задании: 1. Прочитать параграф и составить родословную Юрия Долгорукого 2. Нарисовать собственный герб Владимиро-Суздальского княжества | Записывают домашнее задание по выбору. | 1 |
Приложения к уроку
Приложение №1
Приложение к плану-конспекту урока
изучения нового материала
по теме « Владимиро-Суздальское княжество»
Перечень используемых на данном уроке эор
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Владимиро-Суздальское княжество | Информационный | Модуль интерактивная карта | http://fcior.edu.ru/card/14346/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo.html |
2 | Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII века | информационный | Модуль | http://fcior.edu.ru/card/11241/krupneyshie-zemli-i-knyazhestva-rusi-v-xii-xiii-veka.html |
3 | Русь в период феодальной раздробленности | практический | Модуль интерактивные тесты | http://fcior.edu.ru/card/4783/praktika-rus-v-period-feodalnoy-razdroblennosti.html |
4 | Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности | Контрольный | Модуль Иллюстрация | |
5 | Задания к параграфу «Владимиро-Суздальское княжество» | Контрольный | Интерактивный тест |
Приложение 2
Задание парам на этапе первичного усвоения знаний
Задание 1
- Покажите на карте и назовите
- территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества,
- крупные реки,
- соседей
2. Прочитайте текст «Колонизация Суздальско-Владимирской Руси» С.Ф.Платонова
3. Запишите и представьте свой рассказ
(3 – 5 предложений)
4. Сделайте вывод: было ли географическое положение выгодно для развития экономики княжества?
Задание 2.
1. Прочитайте материал ЭОР
2. Используя иллюстрацию, составьте рассказ «Природа и занятия населения»
3. Оцените положительные условия развития хозяйства княжества.
Задание 3.
1. Покажите на карте крупные города княжества
2. Составьте рассказ «Города – центры культуры»
3. Расскажите о двух городах и памятниках культуры, используя материал ЭОР
Задание 4.
1.Познакомьтесь с материалом ЭОР по теме Политический строй княжества
2. Составьте рассказ 5 предложений.
3. Сделайте вывод: Каков был характер княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле?
Приложение 3
1. Чем объяснить появление на севере Руси, в Залесье, имен с юга (города Галич, Переяславль, Стародуб, Трубеж,Почайна), а также сохранение былин о киевских князьях (Владимире Красное Солнышко)
2 Что привлекало жителей северных и южных княжеств в Залесье?
3. Составьте кроссворд «Занятия населения», используя буквы Залесский край.
4. Почему одни города на карте подчеркнуты одной линией, а другие двумя?
5. Какую роль играл город во Владимиро-Суздальском княжестве?
6. С какой целью Андрей Боголюбский строил во Владимире храмы и богато украшал их?
приложение 4
«Владимиро-Суздальское княжество 12-13 вв»
Задачи урока
Узнать______________________________________________
Научиться____________________________________________
Понять ______________________________________________
князь | Даты для запоминания | Опорные слова | Предложение - вывод |
Юрий Долгорукий | 1125-1157 4апреля 1147 | Половцы, жесток, власть, Киев, «Приди ко мне брате в Москов» | Ростово-Суздальское княжество было одним из наиболее сильных на Руси |
Андрей Боголюбский | 1157-1174 | 37 лет, воин, Владимир, Боголюбово, Владимирская икона Божьей матери, расцвет Владимиро-Суздальского княжества, великий князь, заговор Кучковичей | В борьбе с боярством и в укреплении великокняжеской власти опирался на младшую дружину |
Всеволод Большое Гнездо | 1176 - 1212 | Дворянство, Новгород, Киев, Рязань, Волжская Булгария, наивысший расцвет, великий князь Владимирский | Стал оказывать все большее влияние на всю Русь, Владимиро-Суздальское княжество претендует на центр объединения русских земель |
Вопросы к таблице:
- Почему князь Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»?
- Почему Юрий Долгорукий всеми силами стремился захватить Киев, а его сын отказался остаться в Киеве?
- Почему против Андрея Боголюбского был организован заговор?
- Назовите характерные черты внутренней и внешней политики владимирских князей.
Приложение №5
Памятка для презентации самостоятельной работы
6 класс
№ | вопросы | + | - |
1 | Представление темы, названия, автора, даты | ||
2 | Соответствие содержания заявленной теме | ||
3 | Использование разных источников информации | ||
4 | Использование наглядности | ||
5 | Умение делать вывод | ||
6 | Внешний вид выступающего | ||
7 | Умение себя вести: мимика, жесты | ||
8. | Речь: громко, ясно, коротко, четко | ||
9 | Закон поднятой руки | ||
10 | Умение ставить вопросы и отвечать на них |
Приложение 6.
Мы — россияне — род старинный,
И герб свой с гордостью несём.
Мы — россияне — род былинный,
И крепки духом оттого,
Что мы не знаем середины,
Нам нужно всё… иль ничего!
Валентин Ковалев
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В XII в. потерял свое значение торговый путь «Из варяг в греки» Могло ли Новгородское княжество стать центром объединения русских земель? Трижды ему удавалось овладеть Киевом, но в 1157 г. киевляне отравили его на пиру и разгромили дворы его дружины . Назовите и покажите 5 крупных княжеств Государство, мелкие, княжества, распад, единое, независимые, ряд Add Your Text Add Your Text Вспомним понятие 1132 г, 1136 г. даты карта личность причина следствие
Владимиро-Суздальское княжество во второй половине XII – XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество (Залесская земля) после распада Древнерусского государства довольно быстро превратилось в одно из сильнейших и могущественнейших на Руси. Дальнее и до поры до времени никому ненужное и неинтересное захолустье стало новым центром русской государственности. Почему Залесская земля стала новым центром единого государства?
Цель урока Доказать, что Владимиро-Суздальское княжество стало новым центром русской государственности.
Географическое положение Задание С помощью карты определите и отметьте на контурной карте (стр.23 в тетради) территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества, крупные реки, соседей 2. Запишите и представьте свой рассказ (3 - 5 предложений) 3 . Сделайте вывод : было ли географическое положение выгодно для развития княжества?
« О светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь; дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми , горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская…!» Слово о погибели Русской земли 30 -40 гг. XIII век
Картина К.М.Громова "Славянский посёлок».
Ростовский кремль, звонница Успенского собора Впервые был упомянут в летописи 862 года. В X – XII вв. вошел в состав Владимиро-Суздальского княжества. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — уникальный набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от замечательного музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание. Ростов Великий
Суздаль Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году. В середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром. Это было во времена княжения сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В 1152 году в загородной княжеской резиденции в селе Кидекша на берегу Нерли, по указу Юрия Долгорукого была построена церковь Бориса и Глеба, положившая начало белокаменному зодчеству на северо-востоке Руси.
Ярославль Древнейшим сооружением на территории города является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря, возведённый в 1506—1516 годах на фундаментах первоначальной постройки 1216—1224 годов. Памятник основателю города Ярославу Мудрому на площади у Богоявленского собора Помимо архитектурных памятников город славился своеобразной ювелирной школой, иконописью, керамикой, льняными полотнами.
Оформление Ростовского княжества Ростовская земля вместе с Переяславской отошла третьему сыну Ярослава Мудрого – Всеволоду. При разделе наследства Владимира Всеволодовича Мономаха Ростовская земля досталась его младшему сыну – Юрию Владимировичу, который построил новые города Дубну, Городец, Переяславль-Залесский и Юрьев Польский, Дмитров. Борьба за Киев принесла князю Юрию прозвище «Долгорукий». Юрий Владимирович Долгорукий, первый ростовский князь. Современный рисунок
Юрий Долгорукий Юрий правил в Киеве в 1149–1150 гг. и в 1155–1157 гг. В 1150–1154 гг. киевским князем был Изяслав Мстиславич . С борьбой за Киев связано первое летописное упоминание о Москве. В 1147 г. Юрий послал своему союзнику по борьбе с Изяславом чернигово-северскому князю Святославу Ольговичу приглашение: « прииди , брате, ко мне в Москов ». В «Повести временных лет» под 1156 г. говорится: Юрий «заложи град Москву». В связи с летописными сообщениями 1147 и 1156 гг. Юрий Долгорукий считается основателем Москвы . Основание Москвы на Боровицком холме. Худ. А.М. Васнецов
Всеволод Большое Гнездо Годы правления: 1176–1212 Князь Всеволод Юрьевич именуется обычно Всеволодом III . Всеволода III именуют также «Большое Гнездо». Это прозвище появилось много позднее, когда его потомство действительно стало чрезвычайно многочисленным . После смерти Всеволода III Владимиро-Суздальское княжество распалось на ряд мелких княжеств. Князь Всеволод III Большое Гнездо. Портрет из « Титулярника ».
Проверь себя Древнейший город Северо-Восточной Руси Ростов Первый князь Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий Даты правления Андрея Боголюбского 1157–1174 гг. Первое упоминание о Москве в летописи 1147 г. На кого опирался князь Андрей в борьбе с боярством На дворян – служилых людей, младшую дружину
Проверь себя Что неверно в картине В.М.Тормасова ? При Юрии Долгоруком еще не были построены ни Золотые ворота, ни каменные соборы, которые видны на картине. Юрий Долгорукий у стен Владимира. Худ. В.М. Тормасов.
Источники 5 слайд - http://udikov.moikrug.ru/blog/?amp;ordertype=desc&page=12 6 слайд - http://www.tl-tur.ru/bus-togliatti/kolco http://touristas2008.narod.ru/pravbereg/pbindex.html 8 -10 слайд – http://www.1543.ru/history/ 11 слайд - http://www.volnet.ru/~vipusknik/2009/vt302/ignatiev/rostovvel.htm http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.part8.html 12 слайд - http://fotki.yandex.ru/users/kamamile/view/6296/ 13 слайд - http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=3463 18 слайд - http://www.1543.ru/history/ http://www.volnet.ru/~vipusknik/2009/vt302/ignatiev/yarosl.htm 19 слайд – http://www.knclub.ru/f/thread9102-5.html 20 слайд - http://vladimir.gorodacentra.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".
План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса....
Урок истории в 6 классе по теме: Великое княжество Литовское и Русское
Урок изучения нового материала позволяет познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.Основное содержание темы: объединение литовскими князьями запа...
Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."
Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...
Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного
Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....
Урок истории России "Владимиро-Суздальское княжество"
Урок истории России в 6 классе "Владимиро-Суздальское княжество"....
Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Педагогические цели:· образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...
Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"
Цели:1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и пол...