Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Цели:
1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и политики внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.
2. Совершенствование навыков сравнения, исторического анализа, работы с исторической картой.
3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, внимательности, целеустремленности, толерантности. Формирование коммуникативных навыков.
Форма урока: деловая игра в интерактивном режиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razdroblennost.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"
Дроздова Светлана Владимировна, учитель общественных дисциплин
Цели:
1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и политики внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.
2. Совершенствование навыков сравнения, исторического анализа, работы с исторической картой.
3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, внимательности, целеустремленности, толерантности. Формирование коммуникативных навыков.
Форма урока: деловая игра в интерактивном режиме.
Оборудование урока: конверты группам с заданиями и дополнительным материалом, таблицы для заполнения на листах формата А-4 (Приложение 2), таблицы для заполнения в группах на листах формата А-1, маркеры, фломастеры, контурные карты и атласы, карта «Политическая раздробленность на Руси»,.
Методы: Имитационное моделирование, анализ исторических источников, текстов учебников, работа с контурной картой, исторической картой, беседа, элементы интерактивного обучения.
План урока:
- Организационный момент. Представление гостей.
- Введение в урок исторических героев.
- Определение темы урока. Целеполагание.
- Повторение изученного материала: беседа по выявлению причин феодальной раздробленности. Последствий раздробленности.
- Введение в игру. Постановка задач. Мотивация.
- Самостоятельная работа в группах.
- Представление каждой группой полученных результатов.
- Проверка выполнения заданий.
- Оценивание.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель здоровается, предлагает сесть.
- Сегодня у нас урок истории. Кажется, все как обычно. Как всегда, мы с вами открываем рабочие тетради, записываем на рабочих полях число.
Необычно сегодня только то, что у нас сегодня на уроке присутствуют гости.
2. Введение в урок исторических героев.
Учитель. Представим ситуацию в нашем кабинете неожиданно открывается дверь и входят несколько человек в княжеской одежде Проходят к доске, начинают оживленно совещаться. Один из них зачитывает грамоту.
«В лето 1097, собравшися в граде Любече, решили князья, сыны Ярославовы: « каждый да держит отчину свою».
3. Определение темы урока
Вопрос учащимся: Кто это? Что они делают? О каком историческом событии идет речь? Целеполагание.
Выслушав учителя, учащиеся с помощью педагога формулируют тему урока и ставят перед собой цель и задачи.
Вопрос: А теперь, давайте сформулируем тему нашего урока.
«Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств».
4. Повторение изученного материала
Итак, тема урока нам известна.
Вопрос: Что такое политическая раздробленность?
Назовите основные причины политической раздробленности на Руси?
Причины раздробленности:
- Увеличение количества вотчин, развитие феодальной собственности на землю, присвоение земельных угодий;
- Увеличение количества зависимых крестьян;
- Перемещение торговых путей;
- Развитие земледелия и ремесла в условиях господства натурального хозяйства;
- «феодальный иммунитет»;
- Стремление князей освободиться от власти Киева, опора их на власть вече и поддержку местного боярства;
У периода раздробленности , как и любого другого исторического периода есть положительные и отрицательные стороны. Попытаемся их сформулировать
Положительные последствия. | Отрицательные последствия. |
1. Активное развитие ремесла. | 1. Происходит процесс дробления земель |
Учитель: период с середины XII века по XV век называют периодом распада Русского государства на уделы, самостоятельные княжества.
В середине XII века княжеств насчитывалось около 15 крупных и мелких, накануне ордынского нашествия на Русь – около 50, а в XIV веке – около 250 княжеств.
5. Введение в игру. Мотивация
Наверно вы уже поняли, о чем мы сегодня будем говорить?
Верно, о тех крупных самостоятельных княжествах, которые образовались в период распада древнерусского государства. Нас интересуют сегодня три наиболее крупных и значимых:
- Новгородская земля (Приложение 3);
- Владимиро-Суздальское княжество (Приложение 5).
Для продолжения урока предлагаю разделиться на группы и выбрать князя, а князьям получить конверты с заданиями и вернуться в свои уделы.
Инструктаж.
Вы получили конверты с заданиями. Ваша задача сегодня – выполнить все задания «из конверта», в виде результата представить заполненную таблицу.
Представитель каждой группы будет рассказывать о своей земле, используя таблицу, а каждая группа будет одновременно заполнять свои таблицы на индивидуальных листах, которые потом можно будет вклеить в тетрадь. Время выполнения заданий – 15 минут.
В конвертах следующие задания (Приложение 1):
- Найдите княжество на карте. Нанесите его на свои контурные карты, подпишите. (Не забудьте подписать свои карты).
- Используя материалы, которые вложены в конверт, материалы учебника, ответьте на вопросы, из которых состоит ваша индивидуальная таблица.
- Заполните таблицу, заполните таблицу для представления своей земли другим группам.
- Подготовьте рассказ и расскажите о своей земле, используя таблицу. Рассказ начните с показа на карте.
6. Самостоятельная работа в группах
Учащиеся выполняют работу в группах, преподаватель осуществляет индивидуальную поддержку и контроль деятельности каждой группы.
7. Представление полученных результатов
Время работы групп окончено, вызывается для представления своего княжества…(выступают все lдва княжества по очереди). Время выступлений – не более 7 минут.
Перед началом выступления представителя Новгородского княжества участники группы с криками «изгоняют» своего князя.
8. Проверка выполнения заданий
Задание для остальных участников: продолжить заполнение таблиц, написав название земли, краткие ответы на вопросы.
После трех выступлений сформирована большая таблица отличительных особенностей каждого княжества.
9. Оценивание
В конце урока сдают списки своей группы с выставленными оценками.
Критерии оценок:
- участие в подготовке домашнего задания
- участие в выступлениях группы
- умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделить главное.
Самостоятельное выставление оценок формирует у учащегося умение дать оценку и самооценку своей мыслительной деятельности, а также , формирует навыки самоконтроля.
Учитель проводит рефлексию
Синквейн-это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием
10. Подведение итогов.
Вот и подходит к концу наш урок
11. Домашнее задание
Пока готовилась к уроку, потеряла страничку, в которой было записано домашнее задание. Поэтому предлагаю каждой группе посовещаться и выбрать задание для себя.
На этом урок окончен. Спасибо за урок!
Инструкция по организации работы в группе:
1. Состав группы:
2. Руководитель:
Основные требования к работе на уроке:
1. Ознакомьтесь с заданием для группы
2. Выберите руководителя группы
Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы, вносить результаты в оценочный лист
3. Подобрать информацию по реформе, проанализировать её по пунктам таблицы, записать в таблицу.
4. Выбрать выступающего. Его задача представить результаты работы группы классу и учителю
Оценочный лист работы в группах
Название группы____________________________________________
(в оценочном листе колонки №1, 2– заполняются руководителем группы; колонки № 4,5,6,7,8 заполняются учителем). Оценивается работа участников группы по пятибалльной шкале.
ФИО участника группы | Участие в обсуждении вопроса(по 2 блоку) | Участие в обсуждение схемы №2 | Устный ответ по1 блоку | Качество заполнения таблицы(по 2 блоку) | Ответ на вопрос по схеме №2 | Ответ на вопрос по схеме №1 | итог |
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Раздробленность Руси" 6 класс
Разработка учебного занятия для 6-го класса....
Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)
Урок по истории России по теме:Политическая раздробленность Руси(с применением элементов технологии критического мышления)...
Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство. - конспект урока
Учитель: Курапкина О.А.Класс: 6Тема: Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство.Основные единицы знаний: боярская республика, вече, натуральное хозяйство, политическая раздробленность...
Открытый урок. Политическая раздробленность на Руси.
На уроке использована игровая технология. С разделением класса на группы...
План урока Политическая раздробленность на Руси
План урока и презентация...
Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс....
Презентация к уроку "Главные политические центры Руси. Галицко-Волынское княжество"
Презентация к уроку из цикла Феодальная раздробленность на Руси. В данной презентации идет речь об одном из политических центров Руси - Галицко-Волынском княжестве...